Составление тестовых заданий – один из важнейших этапов в процессе создания теста. Один из ведущих принципов составления заданий – принцип конгруэнтности, т. е. соответствия содержания заданий проверяемой области содержания. Разработчики должны четко представлять, какой конкретный элемент содержания или умение проверяет каждое задание. С помощью задания проверяется что-то одно. Неправильно считать, что лучше составлять задания на проверку нескольких знаний. Неопределенность предмета измерения может привести к двусмысленности формулировки, что ухудшает качество самого теста и влияет на результаты измерения[75].
Тестовые задания подразделяются по типам, формам и видам, среди которых можно выделить типы:
- закрытые (формы: альтернативных ответов, множественного выбора, восстановления соответствия, восстановления последовательности),
- открытые (с формами: дополнения и свободного изложения).
Об особенностях каждого вида заданий говорилось в п. 3.2 данного учебного пособия. Также вы можете прочитать подробное описание видов и форм заданий в учебном пособии[76].
При составлении тестовых заданий рекомендуется начинать с формулировки правильного ответа, это помогает избежать возникновения нескольких правильных ответов на задание. При подборе дистракторов надо помнить о том, что все дистракторы должны быть равно привлекательны. Подбор дистракторов – достаточно сложная задача. Иногда для их создания можно использовать неправильные ответы самих учащихся. Для этого на предварительном тестировании испытуемым даются задания в открытой форме на дополнение. Типичные ошибки учащихся при выполнении задания будут правдоподобными дистракторами.
Выбор типа и формы тестовых заданий производится в соответствии с содержанием теста. При этом не рекомендуется включать в один тест более трех форм тестовых заданий (например, задания альтернативных ответов, множественного выбора и на дополнение). Задания одной формы рекомендуется группировать. Это требование обусловлено тем, что при переходе с заданий одной формы на другую испытуемые тратят время на привыкание к другой системе ответов и время выполнения теста увеличивается.
Экспертный анализ содержания и формы тестовых заданий.
Переработка содержания и формы заданий по результатам экспертизы
После разработки первоначальной формы теста необходимо провести ее проверку. Чаще всего такая проверка проводится экспертами. В качестве экспертов могут выступать преподаватели, учителя, другие специалисты, хорошо знакомые с тестируемым содержанием и основами разработки тестов. Для проверки необходимо привлекать не менее 2–4 экспертов. Эксперты не должны иметь отношения к созданию теста. Иногда в качестве дополнительных экспертов могут выступать сами учащиеся, которые проверяют понятность формулировок вопросов и качество дистракторов.
В задачу экспертов входит проверка и оценка:
− инструкции к тесту;
− спецификации теста, в частности, соответствия процента вопросов для тестирования каждого из разделов объему и уровню сложности раздела;
− тестовых заданий на соответствие заявленному уровню сложности;
− формулировок тестовых заданий на соответствие требованиям к составлению тестовых заданий;
− вариантов ответов на соответствие требованиям к вариантам ответов и требованиям к дистракторам.
Эксперты внимательно прочитывают инструкцию и выполняют каждое задание теста. Все их рекомендации фиксируются в специальных протоколах. На основе полученных рекомендаций разработчик дорабатывает тест. При доработке необходимо учитывать, что индивидуальное мнение эксперта может быть ошибочным и не каждая оценка должна быть учтена. Но если все эксперты высказали одно и то же мнение, то его необходимо учесть обязательно.
После доработки отдельных заданий необходимо еще раз проанализировать тест в целом, поскольку доработка могла нарушить спецификацию теста или требования к тесту. Особенно тщательную проверку необходимо проводить, если тест относится к гетерогенным (т. е. направлен на проверку знаний по нескольким предметам) или каждое из заданий направлено на реализацию двух целей (например, проверку знаний по конкретному предмету и в то же время метапредметных умений).
Проведение пробного тестирования Пробное тестирование проводится для:
1. Выявления заданий, в которых есть недостатки (несоответствие трудности заданий уровню подготовленности испытуемых; непонятные формулировки заданий, выявление неработающих дистракторов в заданиях закрытой формы и др.);
2. Определение статистических характеристик тестовых заданий и теста в целом.
Пробное тестирование проводится на выборке, максимально соответствующей популяции, для которой предназначен тест.
Популяция – это все множество людей, для которых предназначен тест.
Выборка – это некоторая совокупность людей, отражающая все важные характеристики популяции (возраст, соотношение по полу, уровень образования, уровень знаний, социальные характеристики и т. д.).
Пробное тестирование проводится с соблюдением всех условий тестирования, определенных инструкцией к тесту. Если в предварительном варианте тестовых заданий больше, чем в основном, то времени на его выполнение отводится пропорционально больше.
Можно проводить несколько пробных тестирований, например, первое, включающее задания со свободными ответами для определения дистракторов; или первое пробное тестирование как часть экспертной оценки для проверки формулировок тестовых заданий; или повторное пробное тестирование после изменения тестовых заданий и т. д.