Значение | Стандартн. отклонение | Колич. Испыт. | Diff. | Diff. | t | df | P | |
VAR1 VAR2 | 55,00000 57,83333 | 5,676831 5,514133 | 54 | – 2,83333 | 6,94927 | 6,94927 | 53 | ,00415 |
Обозначения: VAR1 – результаты выборки при первичном тестировании.
VAR2 – результаты выборки при повторном тестировании.
Расчет критерия Стьюдента для зависимых выборок показал очень высокую ретестовую надежность – при p = 0,004.
По результатам статистической проверки можно сделать вывод о том, что методика диагностики уровня выраженности партнерской позиции является надежной и получаемые с ее помощью результаты являются устойчивыми и не зависят от действия случайных факторов.
3. Проверка методики на валидность.
Для проверки на валидность методика диагностики уровня выраженности партнерской позиции была проведена на группе испытуемых в количестве 96 человек. Выборку можно считать репрезентативной, она отражает ситуацию с возрастным, половым и должностным распределением, сложившуюся в системе образования на настоящий момент. В исследовании участвовало 63 педагога городских и сельских школ с различным стажем работы (средний стаж 18 лет), распределение выборки по стажу указано на гистограмме 1. Из них 17 человек совмещают преподавательскую и административную работу. Кроме того, в исследовании участвовали 31 студент 2–5 курсов и магистратуры ЯГПУ в возрасте 18–24 года. По полу распределение было также репрезентативно: 11 мужчин и 85 женщин.
Была использована проверка на валидность по критерию, для чего был использован тест-опросник самоотношения В. В. Столина. Опросник прошел проверку на валидность и надежность. Он был выбран в качестве критерия в соответствии с ранее обсужденной гипотезой о том, что личности педагога, обладающей партнерской профессиональной позицией, присущи следующие черты: уверенность в себе; самодетерминация; ясность ролей; способность вносить вклад в общее дело, оказывать влияние на происходящее; способность находить и оказывать другим социальную и эмоциональную поддержку; способность выражать свои эмоции и управлять ими; способность создать организационную культуру, основанную на потребности в участии и во вкладе каждого в общее дело; общая жизненная эффективность. Общими критериями такой личности будут адаптированность и автономность. Тест-опросник В. В. Столина отражает основные из перечисленных черт, прежде всего относящиеся к самоуважению, самодетерминации, автономности.
Для проверки на валидность также использовался t-критерий Стьюдента для зависимых выборок (табл. 24).
Таблица 24 Результаты статистической обработки
VAR | Mean | Std. Dv. | N | Diff. | Diff. | T | df | P |
VAR1 шк. S | 55,53125 87,07271 | 6,43830 14,76355 | 96 | - 31,5415 | 15,33802 | - 20,1487 | 95 | 0,000000 |
VAR1 шк. I | 55,53125 79,34469 | 6,43830 18,75958 | 96 | - 23,8134 | 19,18908 | - 12,1592 | 95 | ,000000 |
VAR1 шк. II | 55,53125 73,30583 | 6,43830 20,48923 | 96 | - 17,7746 | 21,69949 | -8,0257 | 95 | ,000000 |
VAR1 шк. III | 55,53125 65,58219 | 6,43830 22,70477 | 96 | - 10,0509 | 23,23520 | -4,2383 | 95 | ,000052 |
VAR1 шк. IV | 55,53125 80,64500 | 6,43830 22,34708 | 96 | - 25,1138 | 21,76046 | - 11,3078 | 95 | ,000000 |
VAR1 шк. 1 | 55,53125 77,56177 | 6,43830 22,66757 | 96 | - 22,0305 | 23,47018 | -9,1970 | 95 | ,000000 |
VAR1 шк. 2 | 55,53125 67,29094 | 6,43830 25,25384 | 96 | - 11,7597 | 25,87659 | -4,4527 | 95 | ,000023 |
VAR1 шк. 3 | 55,53125 77,17240 | 6,43830 21,95862 | 96 | - 21,6411 | 22,16078 | -9,5682 | 95 | ,000000 |
VAR1 | 55,53125 | 6,43830 | 96 | - | 18,36390 | -8,5574 | 95 | ,000000 |
VAR | Mean | Std. Dv. | N | Diff. | Diff. | T | df | P |
шк. 4 | 71,57000 | 17,91122 | 16,0388 | |||||
VAR1 шк. 5 | 55,53125 49,14031 | 6,43830 25,98596 | 96 | 6,3909 | 26,33287 | 2,3779 | 95 | ,019412 |
VAR1 шк. 6 | 55,53125 80,15302 | 6,43830 24,25910 | 96 | - 24,6218 | 24,06670 | - 10,0239 | 95 | ,000000 |
VAR1 шк. 7 | 55,53125 68,57000 | 6,43830 21,64588 | 96 | - 13,0858 | 21,39577 | -5,9612 | 95 | ,000000 |
Обозначения: VAR1 – результаты методики диагностики уровня партнерской позиции.
Таким образом, проверка подтвердила валидность методики диагностики уровня выраженности партнерской позиции – по всем шкалам методики самоотношения В. В. Столина обнаружена корреляция при p <,05000.
4. Описательная статистика и нормирование методики.
Для описательной статистики выборка была дополнена за счет учителей сельских и городских школ и составила 165 человек. Результаты описательной статистики приведены в табл. 25. Таблица 25
Результаты описательной статистики методики на диагностику уровня партнерской позиции
Х | min | Max | Мода | Медиана | Σ |
52,18182 | 30 | 80 | 60 | 54 |
Была проведена проверка на нормальность распределения результатов методики, которая показала, что результаты методики имеют нормальное распределение со скосом вправо, в сторону более высоких результатов. Данный скос сохраняется, даже если принять во внимание тот факт, что минимальный результат по методике должен быть не 0, а 20 баллов (т. е. диапазон значений сокращается и становится от 20 до 80 баллов с предполагаемыми средними значениями в 60 баллов).
На основании проведенного анализа были рассчитаны примерные нормы для данной выборки. За основу была взята пятибалльная шкала.
Низкий результат: 44 балла и меньше.
Ниже среднего: 45–51 балл.
Средний: 52–56 балов.
Выше среднего: 57–61 балл.
Высокий: 62 балла и больше.
Вопросы для самопроверки и обсуждения
1. Какие виды тестов вы знаете?
2. В чем состоят особенности тестов учебных достижений?
3. Назовите этапы разработки теста и обоснуйте их последовательность.
4. Каковы могут быть цели теста учебных достижений?
5. Каким образом исследователь выбирает цели тестирования?
6. Назовите типичные ошибки при формулировке тестовых заданий. Приведите примеры.
7. В каких случаях предъявляются более мягкие требования к психометрической проверке теста?
8. Что обязательно должно входить в психометрическую проверку любого теста?
Практические задания
1. Проведите анализ разработки теста, пример которого приведен в материалах для выполнения практических заданий.
2. Подготовитесь к выполнению самостоятельной работы по теме.
3. Разработайте тест по одной из тем данного учебного пособия, в котором должно содержаться по 2 задания каждой формы и по 2 задания каждого из уровней сложности. 4. Проанализируйте тест, разработанный однокурсником.