Формы литературной продукции

Тезисы докладов и выступлений на конференциях, семинарах, предпочтениях (от 1 до 3 страниц), в которых результаты исследования излагаются в форме сжатого конспекта. 

Научная статья представляет результаты исследования в более развернутой форме (от 4 до 16 страниц). К ней предъявляются следующие требования: ясность изложенного, точность, словоупотребление, лаконизм, строгое соблюдение научной терминологии, последовательное и логичное изложение материала. В статье должны быть выводы и заключение, выделены существенные аспекты результатов исследования, предложены пути реализации разработанных идей. 

Для публикации в рецензируемых журналах предъявляются четкие требования к структуре и оформлению статьи. 

Научный отчет, к которому предъявляются следующие требования:

− четкость построения;

− логическая последовательность изложенного материала;

− убедительная аргументация, краткость и точность формулировок;

− конкретность изложения результатов работы;

− доказательность выводов и обоснованность рекомендаций. 

Оформление научного отчета включает:

− титульный лист;

− список авторов;

− краткий реферат;

− содержание (оглавление); − основная часть; − список литературы. 

Реферат: объем; количество иллюстраций и таблиц; перечень ключевых слов; сущность выполняемой работы; методы исследования; краткие выводы и возможности применения результатов исследования. 

Основная часть: введение; аналитический обзор научной литературы по данной теме; обоснование выбранного направления работы; разделы отчета, отображающие методику содержания и результаты выполняемой работы; заключение (выводы и предложения). 

В отчете должны быть конкретно, коротко и четко освещены следующие вопросы. 

1. Исходные позиции  

Кратко излагается состояние вопроса в науке и практике по данной проблеме, обосновывается выбор темы исследования и ее актуальность. 

2. Цель исследования  

Цель исследования должна быть реализуема, т. е. реалистична, она должна быть ранжируема, т. е. разделяема на подцели или задачи и диагностируема, иметь измерители – критерии и методики замера. 

3. Основные методы исследования  

Здесь раскрываются методы, которые применялись при решении конкретных задач. 

4. Основные аргументированные результаты исследования  

Докладываются основные количественные результаты исследования, показывается их достоверность, дается краткая теоретическая интерпретация и обоснование этих результатов. 

5. Основные выводы и предложения.  

Излагаются основные выводы исследования и приводятся предложения для совершенствования учебно-воспитательного процесса. 6. Теоретическая и практическая значимость исследования и новизна  

Раскрывается, как влияют результаты исследования (эксперимента) на развитие теории, какую практическую ценность они имеют и какие новые, ранее неизвестные педагогические факты открыты в процессе исследования (эксперимента). 

7. Внедрение результатов исследования в практику (тиражирование или распространение).

Изложение результатов проведенной работы на конференциях, семинарах, совещаниях, их отражение в публикациях для практических и научных работников. 

К отчету предъявляются следующие основные требования: четкость построения, логическая последовательность изложения материала, убедительная аргументация, краткость и четкость формулировок, конкретность изложения результатов работы, доказательность выводов и обоснованность рекомендаций. 

Отчет должен включать титульный лист, список исполнителей, содержание (оглавление), основную часть работы, список литературы и приложения. В приложение включается вспомогательный материал отчета:

− промежуточные математические выкладки и расчеты;

− таблицы вспомогательных цифровых данных;

− описания средств, используемых при проведении эксперимента, измерений, испытаний;

− примеры: инструкций, анкет, тестов, контрольных работ, руководств, разработанных и примененных в исследовательской

(экспериментальной) работе; − таблицы, графики, иллюстрации. 

Научный доклад, который по содержанию такой же, как научный отчет, может охватывать часть исследуемой проблемы и не требует жесткого оформления. 

Реферат – излагает первоначальные результаты исследования, раскрывает теоретическое и практическое значение темы, в нем анализируются публикации по теме, делаются выводы по проанализированному материалу. Реферат должен показать эрудицию исследователя; умение анализировать, систематизировать, классифицировать и обобщать научную информацию. Реферат, как правило, не публикуется. 

Диссертация – авторский, завершенный, самостоятельный исследовательский труд, к которому предъявляются следующие требования:

− обоснованность;

− доказательность;

− аргументированность;

− достоверность;

− научная новизна и практическая значимость. 

Автореферат. При защите диссертации обязательным условием является публикация автореферата работы, который печатается на правах рукописи и включает в себя сжатое, конкретизированное и обобщенное содержание диссертационного исследования. Он имеет своеобразную композицию: титульный лист и информационные сведения о защите (обратная сторона титульного листа); общая характеристика работы, включающая введение диссертации практически в неизменном виде; основное содержание диссертации (содержательное обобщение текста глав диссертации), заключение и список публикаций по теме диссертации. Автореферат отличается четкостью и логичностью изложения полученных результатов теоретического и эмпирического исследования, включает авторские положения и выводы, к которым исследователь пришел в результате научной работы. В этой связи в реферате, как правило, не предусматривается цитирование. 

Методическое пособие – это сделанные на базе результатов исследования теоретические обоснования; методические рекомендации для совершенствования педагогического процесса. Они рассчитаны на практических работников и оформляется в виде брошюры до 48 страниц (3 п. л.) или книги в обложке (переплете), имеющей более 48 страниц. Различают:

− методики преподавания предметов;

− методические разработки (разработанные темы, программы);

− методические рекомендации по отдельным аспектам учебно-воспитательного процесса;

− методическое пособие для практических работников, имеющее наиболее сложный вид продукта (краткое научное и концептуальное обоснование, развернутые, четкие методические материалы и рекомендации). 

Монография – это книга, где рассматривается всесторонне и целостно одна проблема. Авторами могут быть как один, так и несколько человек. 

Примерная структура монографии:

− всестороннее обобщение имеющихся трудов по проблеме;

− анализ состояния проблемы в практике и обоснование тенденций, путей совершенствования практики;

− обоснование своей концепции;

− сущность авторских позиций;

− описание методики исследования;

− подробное освещение, анализ результатов своего исследования;

− выводы, рекомендации;

− список использованной литературы. Устные формы представления и внедрения результатов:

научный (проблемный) семинар – обсуждение подготовленных докладов под руководством ведущего ученого, специалиста, является средством сплочения коллектива, осуществляет свою деятельность в рамках одной организации (могут быть приглашенные);

научная конференция – собрание представителей научных или научных и практических работников по определенной тематике, может проходить на региональном, межрегиональном, государственном, международном уровнях;

научный съезд – собрание представителей целой отрасли науки в масштабах страны, которое предусматривает обсуждение всех или значительной части актуальных проблем для данной науки на сегодняшний день;

научный конгресс – собрание представителей отрасли науки на международном уровне, обсуждение актуальных проблем для данной науки на сегодняшний день;

симпозиум (пер. с греч. «пиршество») – международное совещание научных работников по какому-либо вопросу;

авторская школа – передача педагогического опыта (педагогические мастерские, педагогические практикумы), рассказ автора о своем опыте и его демонстрация;

педагогические чтения – форма общения работников образования с целью обобщения и распространения опыта, имеющего элементы новизны, и получения общественного признания. 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: