Объяснение полученных результатов

Интерпретация (лат. interpretatio «разъяснение, толкование; перевод») – это совокупность значений (смыслов), придаваемых элементам (выражениям, формулам, символам и т. д.) какой-либо теории. 

Интерпретация данных состоит в превращении полученных данных в показатели – количественные и качественные. В ее процессе проводится оценка путем соотнесения результатов исследования с проблемой, гипотезой, целью и задачами исследования. В основе объяснения результатов всегда лежат предположения автора исследования и теоретические положения, составляющие модель исследования. Именно при объяснении полученных числовых величин подтверждаются или опровергаются предположения по поводу поведения или характеристик объекта в изучаемой теме. 

Характер проверки гипотез определяется типом исследования.

Если исследование пилотажное, то гипотеза проверяется на основе соотнесения гипотезы с выявленной в результате числовой величиной. 

Например, истинность утверждения: «Большинство класса осталась удовлетворенной просмотренным фильмом на внеклассном занятии» – считается доказанной, если более 50% опрошенных дали утвердительный ответ. 

В описательном исследовании соотнесение производится при сопоставлении гипотезы и различных характеристик выделенных групп. 

Например, получено, что в результате опытноэкспериментальной работы учащиеся стали на 30% более активно участвовать во внеклассных мероприятиях, проводимых школой. При объяснении этого показателя необходимо опираться на условия, смоделированные в опытно-экспериментальной работе, и связывать результат с этими условиями. 

При интерпретации могут использоваться следующие способы соотнесения данных:

Со знаниями и установками исследователя оценка исследователя, которая отражает позицию, основанную на знании конкретной обстановки, предыдущем опыте. 

Внутреннее соотнесение сравнение между собой элементов числового ряда по двум или более признакам. Например, можно сравнить распределение учащихся школы, среди которых есть сторонники и противники предпрофильной подготовки по признаку осознанности выбора профессии. Эта процедура дает возможность однозначно интерпретировать принцип группировки, когда в числовом ряде выделяется наибольшая величина (модальная). Соотнесение заключается в ранжировании групп, т. е. расположении величин от большего к меньшему по их значению. 

Внешнее соотнесение – сравнение между собой изучаемых групп в соотнесении с некоторыми внешними признаками, факторами. Такое соотнесение чаще всего проводится в опытноэкспериментальной работе, когда проводится изучение того, как влияют условия или средства эксперимента на изучаемую переменную, и с этой целью формируются контрольная и экспериментальная группа. 

При интерпретации результатов исследования следует проявлять объективность и не приписывать себе слишком больших заслуг во влиянии на объекты исследования. В этой связи стоит процитировать А. М. Новикова: «Интерпретируя результаты опытно-экспериментальной работы, … необходимо иметь в виду одно существенное обстоятельство, связанное со спецификой педагогики. Личность человека, начиная с ребенка, формируется десятилетиями. В ее формировании участвуют десятки, сотни людей: родители, родственники, товарищи, все школьные учителя и т. д. Поэтому говорить о существенном влиянии тех или иных серьезных педагогических инноваций, например, какойлибо дидактической системы на воспитание и развитие учащихся, строго говоря, можно было бы, если бы они проверялись с I по XI класс в школе во всех предметах. И тогда, казалось бы, оценивать их эффективность»[91]

Рассмотрим наиболее типичные ошибки, допускаемые при интерпретации. 

1. Обобщение по отношению к объектам. Предположим, что опытно-экспериментальная работа проведена на 30 испытуемых – подростках в возрасте от 12 до 15 лет, в том числе 10 мальчиков, 20 девочек, принадлежащих к семьям из среднего класса, жителям крупного города, обучающихся в общеобразовательной школе. Нужно решить следующую проблему: на какую популяцию распространить результаты? Предельным обобщением будет отнесение выводов ко всем учащимся общеобразовательных школ. Ограничителями обобщения выступают характеристики популяции: 1) биологические и 2) социокультурные. 

К основным биологическим характеристикам относятся пол, возраст, раса, конституциональные особенности, физическое здоровье. Социокультурные особенности – уровень образования и уровень доходов испытуемых, классовая принадлежность и т. д. 

Следовательно, выводы можно распространить только на ту группу, которая обозначена в описании выборки. Даже на жителей других населенных пунктов эти выводы можно распространять с большим допущением и только в том случае, если в ходе планирования исследования и формирования экспериментальной выборки соблюдалось требование репрезентативности. Для проверки выводов, во-первых, проводят дополнительные эксперименты на группах представителей той же популяции, не вошедших в первоначальную выборку. Во-вторых, стремятся максимально увеличить в уточняющих экспериментах численность экспериментальной и контрольных групп. 

2. Условия исследования. В какой мере влияют на результаты опытно-экспериментальной работы условия деятельности испытуемого? На этот вопрос нельзя ответить, ограничившись проведением одного эксперимента. Исследователь должен варьировать в последующих экспериментальных сериях дополнительные переменные, чтобы установить, являются ли результаты инвариантными. 

3. Экспериментатор. Проблеме влияния экспериментатора (исследователя) посвящено достаточно много исследований в психологии. При проведении опытной работы исследователь может неосознанно влиять на ее ход – немного по-иному вести себя в экспериментальном классе, выделять тех или иных учащихся и т. д. Влияние личностных черт, мотивации, компетентности исследователя часто проявляется в ходе эксперимента. Для того чтобы этого избежать, необходимо либо проводить работу на очень больших выборках, либо привлекать к проведению работы других педагогов. 

Кроме цели и гипотезы исследования, при интерпретации важно опираться на критерии и показатели оценки результатов. Именно они позволят определить значимость результата. 

 

 

Материалы для выполнения практических заданий Фрагмент из автореферата на соискание степени кандидата педагогических наук

Целью опытно-экспериментальной работы явилась проверка положений гипотезы по эффективности модели, разработанной с позиции культурно-антропологического подхода. Это предусматривало реализацию мероприятий поэтапного, качественного изменения деятельности педагогов и студентов педагогического и православного вузов. Диагностический (констатирующий) эксперимент проходил с 2006–2007 гг., формирующий – с 2007 по 2010 гг., контрольно-оценочный эксперимент – с 2010 по 2011 гг. Экспериментальная работа осуществлялась на базе … (145 чел.) и … (70 чел.) в процессе преподавания дисциплин «Педагогика» и курса по выбору «Педагогика диалога». 

Диагностический (констатирующий) эксперимент, которому предшествовало определение критериев и показателей сформированности диалогической позиции (рефлексивно-ценностный, коммуникативноэмпатический, деятельностно-целостный показатели), обнаружил наличие четырех уровней сформированности диалогической позиции: уровень эгоистично-монологического отношения к себе и другому (нулевой) – ЭК-1 – 15,7%, ЭК-2 – 23,4%, КГ – 25,9%; 2) принятия самоценности личности как «множественного Другого» (низкий) – ЭК-1 – 70,8%, ЭК-2 – 62,9%, КГ – 61,2%; 3) духовно-диалогического общения с учеником (средний) – ЭК-1 – 11,2%, ЭК-2 – 11,8%, КГ – 11,1%; 4) сотворчества (высокий) – ЭК-1 – 2,3%, ЭК-2 –1,9%, КГ– 1,8%. 

Контрольно-оценочный эксперимент позволил констатировать следующее: количество представителей нулевого уровня в экспериментальной группе (ЭГ-1) изменилось с 15,7% до 3,7%, т. е. на 12%, в ЭГ-2 с 23,4% до 10,9%, т. е. на 12,5%, в то время как в контрольной группе – с 25,9 до 23,2%, т. е. на 2,7%. Из этого следует, что положительная динамика на нулевом уровне в ЭГ-1 превосходит в 4,4 раза, в ЭГ-2 в 4,6 раз аналогичную в контрольной группе. 

Количество студентов с низким уровнем в ЭГ-1 изменилось с 70,8 до 76,4%, т. е. на 5,8%, в ЭГ-2 с 62,9 до 67,9%, т. е. на 5%, в то время как в контрольной группе с 61,2 до 65,6%, т. е. на 4,4%. Таким образом, количество студентов с низким уровнем воспитания ДП в ЭГ-1 возросло в 1,3 раза, в ЭГ-2 в 1,1 раз по сравнению с контрольной группой. Количество студентов со средним уровнем в ЭГ-1 изменилось с 11,2 до 16,5%, т. е. на 5,3%, в ЭГ-2 с 11,8 до 17,4%, т. е. на 5,6%, в то время как в контрольной группе прирост не произошел. 1,1% будущих педагогов из ЭГ-1 и 1,9% студентов ЭГ-2 перешли на высокий уровень воспитания ДП, тогда как в КГ прирост высокого уровня не произошел. Таким образом, положительная динамика числа студентов высокого уровня в среднем превосходит изменение в контрольной группе в 8,7 раз, что свидетельствует об эффективности экспериментальной работы (табл. 29). 

Таблица 29

Уровни воспитания диалогической позиции

Распределение студентов по уровням воспитания ДП, %

на начало эксперимента

на конец эксперимента

ЭГ-1 (70 чел.) ЭГ-2 (91 чел.) КГ-1 (54 чел.) ЭГ-1  (70 чел.) ЭГ-2 (91 чел.) КГ-1 (54 чел.)
эгоистическимонологического отношения к себе и другому (низ- кий); 15,7 23,4 25,9 3,7 10,9 23,2
 принятия самоценности личности как «множественного Другого» (низкий) 70,8 62,9 61,2 76,4 67,9 65,6
духовнодиалогического общения с учеником (средний) 11,2 11,8 11,1 16,5 17,4 11,1
сотворчества (высокий) 2,3 1,9 1,8 3,4 3,8 1,8

Согласно статистическим данным, полученным в ходе эксперимента, изменения, происшедшие в уровнях диалогической позиции студентов экспериментальных групп, не вызваны случайными причинами, а являются следствием: применения в подготовке студентов педагогического и православного вузов системы педагогических условий формирования диалогической позиции; использования православных и гуманистических ценностей в качестве философско-содержательной основы преподавания педагогических дисциплин; опоры на личный духовный и рефлексивный опыт студентов. 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: