Тема 2. Система воспитания в первобытном обществе: генезис и развитие

 

План

1. Генезис системы воспитания в первобытном обществе.

2. Личность и социальные нормы в родовой общине.

3. Инициации и их роль в системе воспитания в первобытном обществе.

4. Этнография детства: традиционные методы воспитания у различных народов Земли в родовой и соседской общинах.

Методические рекомендации

При изучении первого вопроса необходимо реконструировать общие причины и тенденции в происхождении системы воспитания в первобытном обществе, несмотря на безусловную специфичность различных систем у раз­личных этносов.

     В следующем вопросе необходимо определить социальные нормы и их развитие на разных этапах родовой общины, которые оказывали решающее воздействие на формирование личности в первобытном коллективе. Здесь же следует установить соотношение личного и коллективного в первобытном социуме, выяснить, почему это соотношение было именно таким и менялось ли оно с развитием первобытного коллектива.

   Третий вопрос изучает понятия инициации, их роль в системе воспитания, а также архаизмы инициаций в современном обществе.

  В заключении рассматривается конкретный этнографический материал, посвященный различным методам и целям воспитания у определенных наро­дов Земли.     Здесь же определяется роль воспитания в развитии, как первобыт­ных социумов, так и всего человечества в целом.

 

 

Список литературы

1. Артемова О.Ю. Личность и социальные нормы в раннепервобытной общине. М., 1987.

2. Битнер В.В. Кто мы и откуда... Энциклопедический путеводитель по истории, культуре и естествознанию. М., 1993.

3. Бринке Й. Окно в каменный век. М., 1975.

4. Геннеп А. Обряды перехода. Систематическое изучение обрядов. М., 1998.

5. История первобытного общества. Эпоха классообразования / Отв.ред. Ю.В. Бромлей. М., 1988.

6. Косвен М.О. Семейная община и патронимия. М., 1963.

7. Левин-Строс К. Первобытное мышление. М., 1994.

8. Першиц А.И., Смирнова Я.С. Геронтотимия - почитание старших (этнографический очерк) // Природа. 1986. №5.

9. Тэйлор Э. Первобытная культура. М., 1999.

10. Файнберг Л.А. У истоков социогенеза. М., 1980.

11. Фрэзер Д.Д. Золотая ветвь. М., 1983.

12. Этнография детства: традиционные методы воспитания детей у народов Австралии, Океании и Индонезии. Сборник статей / Отв.ред. Н.А.Бутинов, И.С. Кон. М., 1992.

13. Этнография детства: традиционные методы воспитания детей у народов Южной и Юго-Восточной Азии / Отв.ред. И.С.Кон, А.М.Решетов. М., 1988.

 

 

Тема 3. Хозяйственный и общественный строй Древней Вавилонии по законам Хаммурапи

 

План

1 Хозяйство Древней Вавилонии:

а) сельское хозяйство;

б) ремесло;

в) торговля и ростовщичество;

  2 Общественный строй Древней Вавилонии:

        а) формы земельной собственности и землепользования;

        б) рабство в Вавилонии;

       в) различные сословия и прослойки свободного населения;

        г) семейные отношения;

        д) судопроизводство и уголовное право.

 

 

Методические рекомендации

 

Основным источником при подготовке к практическому занятию являются законы царя Хаммурапи.

В первом пункте плана следует изучить состояние и эволюцию экономических отношений в древней Вавилонии, уровень развития сельского хозяйства, ремесла, торговли и ростовщичества.

Во втором пункте плана необходимо раскрыть формы земельной собственности и землепользования.

Следует изучить также формы рабовладения в Вавилонии и выявить основные тенденции в развитии этих форм.

На основе анализа законов также определяются различные сословия и прослойки свободного населения. Особое внимание следует обратить на жизнь вавилонской общины и ее членов.

Законы царя Хаммурапи – неоценимый источник для изучения семейных отношений в древней Вавилонии. На их основе нужно раскрыть взаимоотношения между членами древневавилонской семьи.

В последнем пункте плана выявляются классовый и сословный характеры судопроизводства и уголовного права, пережитки обычного права (божий суд, право талиона). Следует также установить, насколько содержание статей законов соответствовало истинному положению вещей в древневавилонском государстве.

 

Источники

 

1.Законы царя Хаммурапи // Практикум по истории древнего мира. Вып. 1. Древний Восток. М., 1989.

2.Законы царя Хаммурапи // Практикум по истории древнего мира. Выпуск I. Древний Восток. М., 1981.

3. Хрестоматия по истории по истории древнего мира / под ред. В. В. Струве. М.: Государственное учебно-педагогическое издательство министерства просвещения РСФСР, 1956. Т. 1. Древний Восток. 361 с.

4. Хрестоматия по истории Древнего Востока: учебное пособие. В 2-х частях. Ч. 1 / под ред. М. А. Коростовцева, И. С. Кацнельсона, В. И. Кузищина. М.: Высшая школа, 1980. 328 с.

5. История Древнего Востока. Тексты и документы / ред. В. И.Кузищин.  М.: Высшая школа, 2002. 724 с.

 

Список литературы

 

1 Васильев Л. С. История Востока. Т. 1. Любое издание.

2 Вигасин А. А. История Древнего Востока. Любое издание.

3 История Древнего Востока. Зарождение древнейших классовых обществ и первые очаги рабовладельческой цивилизации / под ред. И. М. Дьяконова. Ч. 1. Месопотамия. М.: Наука, 1983. 534 с.

4  Каменев А. И. История государственного и военного управления. Ч. 1. Исторические уроки Древнего Востока и Китая. Балашиха: Изд-во военно-технического университета, 2006. 177 с.

5 Кленгель-Брандт Э. Путешествие в древний Вавилон. М.: Наука, 1979. 260 с.

6 Оппенхейм А. Л. Древняя Месопотамия. Портрет погибшей цивилизации. М.: Наука, 1990. 319 с.

7 Саггс Х. Вавилон и Ассирия. Быт, религия, культура. М.: Центрполиграф, 2004. 234 с.

 

 

Тема 4. Повседневная жизнь человека Древнего Востока.

План

1 Повседневная жизнь древних египтян.

2 Повседневная жизнь древних людей Ближнего Востока и Малой Азии.

3 Повседневная жизнь древних жителей Междуречья.

4 Повседневная жизнь древних китайцев.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: