Тема 3.3. Выполнение декоративных штукатурок

Практическое занятие №38 по теме: «Материалы для выполнения декоративной штукатурки сграффито»

Цель: закрепить знания по материалам для штукатурки сграффито

Оснащение: Черноус Г.Г. Технология штукатурных работ: учебник для студентов учреждений среднего проф. образования— 3-е изд., стер. — М.: Издательский центр «Академия», 2018. — 240 с., раздаточный материал «Сграффито – «каменные» картины и изысканные орнаменты в вашем жилище», видеоматериал «декоративная штукатурка сграффито», «Техника сграффито»

Порядок выполнения работ: используя гл. 4.8 из учебника и раздаточный материал «Сграффито – «каменные» картины и изысканные орнаменты в вашем жилище»:

1.Определить перечень материалов для выполнения декоративной штукатурки сграффито.

2.Обосновать подбор колеров по законам композиции.

3.Объяснить влияние компонентов растворной смеси на колер.

Критерии оценки:

общий балл – 10: 1 вопрос – 4 балла, 2 вопрос – 3 балла, 3 вопрос - 3 балла;

10 балов – «5» (отлично); 7 балов – «4» (хорошо); 6 балов – «3» (удовлетворительно)

Раздаточный материал


Сграффито – «каменные» картины и изысканные орнаменты в вашем жилище

X

Сграффито в переводе с итальянского означает «процарапанный». По сути, это не вид декоративной штукатурки, а особенный, оригинальный вид нанесения. Техника выполнения намного ближе к рисованию и лепнине, поскольку результатом такой отделки является рельефное цветное изображение.

Штукатурный слой может быть не только однородным, фактурным или включать в себя разнообразные интересные наполнители. Штукатурка сама может быть основой художественного полотна. В этом суть искусства сграффито.

Понятие и особенности

В качестве материала использовать разрешается любой известково-цементный раствор высокого качества. Причем допускается как однородная цветная штукатурка, так и имитирующая природный камень, то есть, с наполнителем из каменной крошки. Единственное требование – последняя не должна включать фракцию с диаметром больше 3 мм, а для последнего отделочного слоя так и не более 1,5 мм.

Основной штукатурки для сграффито может служить:

· портландцемент марки М400 в соотношении с кварцевым просеянным песком 1:2, 1:3, 1:4;

· цемент-известь в пропорции к песку 1:0, 2:3, 4:4,5 и так далее;

· гидравлическая известь – она наиболее прочна, в соотношении с кварцевым песком 1:4,5.

Традиционные известково-гипсовые смеси для сграффито не годятся: формирование рисунка производится в «мокром» состоянии, когда штукатурка еще сохраняет пластичность. Гипсовая же слишком быстро высыхает и рабочий период ее оказывается слишком коротким.

Суть техники сграффито такова: на поверхность наносят несколько штукатурных слоев разного цвета. А когда верхний слой схватывается, но еще не просох, приступают к созданию изображения: разными инструментами удаляют верхние слои штукатурки, чтобы обнажить слой нужного цвета. В результате формируется сложное многоцветное изображение или узор.

Более подробно о технике сграффито и ее видах расскажет видео

Преимущества и недостатки

Преимущество такой техники таковы:

· абсолютная индивидуальность оформления – даже если в качестве шаблона использовалась знаменитая фреска, ее отражение на штукатурке будет совершенно неповторимым;

· штукатурка влагостойкая, такая отделка допускается в самых сырых помещениях. Можно мыть даже с использованием бытовой химии;

· ни плесени, ни грибкам отделка не поддается;

· и конечно же, не горит и не поддерживает горения.

Недостатки ее связаны со сложностью нанесения:

· рельеф особенно сложный и тонкий в какой-то степени собирает пыль, а также копоть и жир, если речь идет о кухне. Поэтому очищать такую поверхность следует чаще;

· время формирования изображения относительно невелико, однако сама техника весьма трудоемка, так что стоимость такой услуги велика.

Сграффито в интерьере (фото)

Роль в интерьере

Столь эффектное и оригинальное оформление редко когда занимает всю поверхность стены, а тем более всех стен в комнате. Такой прием использовался в парадных залах дворцов, однако в современном, тем более, городском жилище, это неприемлемо.

Рельефное изображение – очень яркая деталь интерьера. Она значительно привлекательнее мебели, например, и при чрезмерном использовании превратит гостиную или спальню в музей. Исключение составляет только ванная – невелика, и не предполагает ощущения пространства, как в жилых комнатах. Но и в этом случае стены и потолок нужно связать не столько одинаковыми мотивами, сколько единством темы.

Зато в качестве фрагментарной отделки сграффито не знает себе равных:

· стенные панно – на фоне однородной отделки смотрятся особенно эффектно, действительно как картины;

· интересно сочетание сграффито с отделкой, повторяющей по цвету или фактуре фоновый слой штукатурки – фактурную отделку, мрамор, оникс. В этом случае картина как бы выступает из облицовки стены;

· выделение архитектурных деталей – ниши, например, обрамление кровати, стены над ванной и прочее. Отделка привлекает внимание и тем самым, зонирует помещение;

· целиком стену может занимать панорамное изображение. В этом случае его делают двух- или трехцветным, причем с цветами близкого оттенка. Здесь сграффито имитирует настоящую фреску;

· отделка потолка – причем в маленькой комнате сграффито может занимать практически весь потолок за исключением розетки под люстру и основательного бордюра. А вот в большой лучше разделить потолок на сектора, где рельефное изображение будет чередоваться с более однородной структурой.

Возможные цвета

Традиционно для сграффито используют природные пигменты. Именно эта особенность и повышает стоимость штукатурного слоя. Дело в том, что для сграффито цвета должны быть насыщенными, поэтому содержание пигмента в смеси в десятки раз больше, чем в лакокрасочном составе того же оттенка и интенсивности.

Используют щелочестойкие пигменты поскольку в состав штукатурки входит известь.

· Так, перекись марганца обеспечивает различные оттенки серого.

· Охра позволяет получить разнообразный желтый и коричневый.

· Оксид хрома создает яркую или густую зелень.

· Ультрамарин обеспечивает чистейший синий цвет.

· Красный порождает мумия и киноварь.

· А розовый создает совсем уже «простой» пигмент – молотый красный кирпич.

Расход природного цветного пигмента очень высок: например, для получения штукатурки синего цвета нужна 1 доля гашеной извести, 3 доли песка и 0,5 от объемной доли ультрамарина. А поэтому множество современных составов для сграффито делают на основе синтетических красителей.

Плюс такого решения – снижение стоимости, большое разнообразие красок, их интенсивность. Минус – для росписи в стиле фрески нужны не столько яркие, сколько природные оттенки, что возвращает мастера-штукатурщика к старым проверенным природным красителям.

Как изготовить раствор для нее своими руками?

Основой отделки сграффито служат самые привычные цементно-известковые растворы с повышенной долей пигмента. Сделать их самостоятельно вполне по силам даже новичку. Основная сложность заключается вовсе не в приготовлении смеси, а в финальной обработке поверхности.

Составы вполне традиционны, например, смесь золотистого цвета из расчета на 10 кг включает в себя такие ингредиенты:

· портландцемент (белый, разумеется) – 600 г;

· известковое тесто – 2 кг;

· кварцевый песок, лучше всего, люберецкий – 7 кг;

· золотистая охра – 400 г.

Наполнители и пигменты могут варьироваться, при этом масса портландцемента и известкового вяжущего должна изменяться в соответствии с массой другого компонента.

Последовательность изготовления одинаковая:

1. Сначала смешиваются мелкодисперсные компоненты, затем добавляется наполнитель, а в последнюю очередь – вода, до получения сметанообразной консистенции.

2. Несколько иначе готовится последний слой. Он представляет собой водный раствор компонентов. Чаще всего наносится кистью, а не шпателем.

3. Состав последнего слоя таков из расчета на 10 кг сухой смеси:

o портландцемент 400 – 2 кг;

o известь-пушонка – 1,32 кг;

o песок – 2 кг;

o доломитовая мука – 3,34 кг;

o пигмент – не более 1,32 кг.

4. Финишный слой может включать только мелкие фракции наполнителя – от 1,5 мм и ниже. Готовится состав так: сначала смешивают известь, цемент и краситель, затем соединяют с песком и доломитовой мукой. Состав затворяют водой за 30 минут до использования. Консистенция жидкая.

Техника нанесения

Сама по себе технология, техника нанесения штукатурки сграффито не слишком отличается от обычной: подготовка, нанесение грунтовочного слоя и нескольких тонких накрывочных слоев. А вот финишный этап обработки требует массы специальных инструментов и умений.

Необходимые инструменты

· Кельма – мастерок с закругленными краями.

· Полутерок или терка, полиуретановая или деревянная, для разглаживания и уплотнения слоя – здесь это крайне важно. Лучше всего использовать несколько, если сграффито многоцветное.

· Широкие кисти – для тонких слоев штукатурки.

· Резцы – лезвия с различным профилем для прорезания слоя.

· Скоблилки – приспособления для удаления слоя.

· Трафареты и шаблоны для тонкослойного сграффито.

Процесс оштукатуривания

Для начала рекомендуется наносить сграффито на фанерную доску или ДСП с тем, чтобы достичь определенных умений в этой области. А затем уже приступать к штукатурке стены.

1. Выровненную и очищенную поверхность смачивают водой. После того как влага впитается, наносят грунтовый слой – смесь гашеной извести и песка. В качестве грунтовочного слоя может использоваться один из цветных растворов. Слой уплотняют и затирают полутерком. Ни в коем случае нельзя допускать появления раковин. Рекомендуется сделать насечки, чтобы следующие слои держались лучше.

2. Спустя 20–25 минут, когда первый слой схватится, наносят второй – цветной. Его толщина самая большая — 6–7 мм.

3. Через 15–20 минут наносят второй слой. Он тоньше – 3–4 мм.

4. Чтобы штукатурка обладала достаточной прочностью, количество слоев не должно превышать 5–6. Причем каждый следующий слой становится все тоньше. При этом укрывистость его должна быть достаточной: сквозь верхний слой нижний не просвечивается.

5. Финишная отделка изготавливается более жидкой и наносится кистью. Ее толщина – 1–2 мм.

6. Спустя 20 минут можно приступать к вырезанию изображений. Делать это можно в течение 5–6 часов, после схватывания последнего слоя. Поэтому работа по созданию рисунка должна проводиться непрерывно. При больших объемах, последний слой наносят поочередно на участки такой величины, которые могут быть обработаны за 5–6 часов.

Методы конечной обработки

Основной

При слишком сложном изображении или не слишком большом опыте мастера используются трафареты. Их изготавливают из картона, на который с помощью лекала или без него наносится необходимый рисунок.

Затем контуры рисунка прокалывают штопальной иглой или прорезают частично. А чтобы трафарет не разрушился при соприкосновении с влажной штукатуркой, его пропитывает олифой и оставляют высыхать под грузом для распрямления.

Различают 2 основных способа создания сграффито.

· Набивка рисунка – трафарет прикладывают к поверхности захватки обрабатываемого участка, а затем кистью или тампоном, смоченным в растворе мела или пигмента, наносят прямые слабые удары с тем, чтобы пигмент, просочившись сквозь отверстия, образовал рисунок на поверхности.

Для каждой детали картины разного цвета изготавливается свой трафарет. Как только захватка заполняется требуемым изображением или узором, приступают к вырезанию.

· Выборка раствора – здесь трафарет выполняется в виде каждой детали. Элементы по очереди прикалывают к участку в нужной последовательности и прорезают верхний слой штукатурки резцом по контуру. Такой метод требует большой аккуратности, потому что любая лишняя насечка может испортить всю картину.

Дальнейшая обработка одинакова: контур прорезается полностью резцами, а затем скоблилками необходимой формы внутри контура удаляются все слои штукатурки до слоя нужного цвета. Рисунок получается рельефный, поскольку разные цвета находятся на разной глубине. Эту особенность нужно учесть, когда планируют изображения.

Облегченный способ

При набивке рисунка часто применяют облегченную технологию: набивают через трафарет нужный пигмент, а затем лишь подравнивают резцом полученные детали. В этом случае наносят лишь грунтовочный слой, а затем, с помощью разных трафаретов, набивают цветной рисунок. Строго говоря, к сграффито это уже не имеет отношения.

При этом также предлагается два способа обработки:

· фон картины является верхним слоем штукатурки, в этом случае изображение как бы уходит в глубину;

· фон выступает первым слоем, а изображения формируются выпуклыми.

Очень важно здесь соблюдать правильную последовательность, чтобы деталь первого плана не оказалась более заглубленной, чем деталь второго плана. Обработка готового изображения не проводится. Более того, со временем, когда появляются отдельные сколы и трещинки, сграффито становится только более ярким и ценным.

Сколько это стоит?

Стоимость материала для сграффито ненамного превышает цену обычной известково-песчаной штукатурки, если речь идет о синтетических красителях. Смеси с природными пигментами будут дороже.

· Стоимость же самой работы зависит от площади, от сложности изображений, от количества оттенков.

· Даже самый простой вариант двухцветного сграффито обойдется в 4500 р. за кв. м.

· Сложное многокрасочное панно, тем более воспроизводящее картину или фреску, стоит от 10500 р. за кв. м.

Сграффито – интересная и совершенно уникальная отделка. Причем красота ее и уникальность зависит не от материалов, а только от умения, старания и таланта мастера, выполняющего работу.

Практическое занятие №39по теме: «Декоративные штукатурки известково-песчаными цветными штукатурками».

Цель: закрепить знания по выполнению декоративных штукатурок известково-песчаными цветными штукатурками

Оснащение: Черноус Г.Г. Технология штукатурных работ: учебник для студентов учреждений среднего проф. образования— 3-е изд., стер. — М.: Издательский центр «Академия», 2018. — 240 с., раздаточный материал «Оштукатуривание известково-песчаными цветными штукатурками»

Порядок выполнения работ: используя гл. 4.7.2 из учебника и раздаточный материал «Оштукатуривание известково-песчаными цветными штукатурками»:

1.Определить область применения известково-песчаных цветных штукатурок.

2.Обьяснить влияние компонентов растворной смеси на колер.

3.Обосновать выбор колера технологическими и эксплуатационными особенностями штукатурки.

Критерии оценки:

общий балл – 10: 1 вопрос – 3 балла, 2 вопрос – 4балла, 3 вопрос - 3 балла;

10 балов – «5» (отлично); 7 балов – «4» (хорошо); 6 балов – «3» (удовлетворительно)


Раздаточный материал

Оштукатуривание известково-песчаными цветными штукатурками

Известково-песчаные цветные штукатурки широко применяют для отделки фасадов зданий. В качестве вяжущего в них в основном входит чистая известь, в которую иногда добавляют 10— 20% цемента. Заполнителем чаще всего является кварцевый песок; значительно реже — мраморный, известковый, туфовый и другие пески.

Известково-песчаные цветные штукатурки имитируют различные каменные породы.

Для накрывочных слоев известково-песчаных цветных штукатурок с гладкой фактурой нужен кварцевой песок с преобладанием зерен величиной 0,3—0,6 мм, но не содержащий зёрна больше 1 мм.

Выбор заполнителей имеет большое значение, так как от них во многом зависит плотность и прочность штукатурок.

В качестве заполнителей для накрывочного слоя применяют измельченные в песок -или крошку горные породы, обладающие декоративными свойствами (гранит, мрамор, известняк).

Для фактур, выполняемых обрызгом, должен применяться более крупнозернистый песок, в котором около 50% зерен размером от 0,6 до 2 мм. Кварцевый песок для светлых тонов штукатурки должен быть наиболее крупнозернистым (типа подмосковного люберецкого).

Разбел и окраска вяжущих играют основную роль в образовании цвета штукатурки. Для штукатурок под белый мрамор и известняк лучше всего брать белый цемент (обыкновенный цемент придется разбеливать). Для разбела обыкновенного цемента употребляют известь, белую мраморную муку или пудру. Чтобы не снижать прочности штукатурки, установлен следующий предел добавки извести и мраморной муки: к цементам марок 200 и 250 известь и мраморная мука добавляются в количестве до 20— 25% от объема цемента, к цементам марок 300 и 400 — до 40—50 %.

Для окрашивания вяжущих добавляют сухие краски в % по весу к вяжущему: для слабой окраски 0,2—4% от вяжущего, для средней — 5—8 %, для сильной — 9—12%. Все материалы, необходимые для приготовления цветных смесей, нужно полностью завезти на объект до начала оштукатуривания. Материал, предназначенный для приготовления цветного раствора, должен быть тщательно перемешан, просеян, отсортирован и сдозирован. Количество материалов для цветных смесей берется строго по указанию технического персонала строительства или подбирается опытным путем. Точное дозирование материалов необходимо для того, чтобы получить однотонные по цвету растворы, позволяющие оштукатуривать поверхности без пятен и полос; и одинаковую прочность, пористость и усадку всех порций раствора, что важно для качества штукатурки и получения ровной поверхности. Дозаторы для отмеривания составляющих при приготовлении растворов бывают весовые (более точные) или объемные (менее точные). Материалы дозируют в железных или деревянных ящиках.

Материалы при отмеривании ящиками нужно насыпать в тару с одинаковой высоты, в противном случае дозы окажутся разными, так как материал, насыпанный с большей высоты, сильнее уплотняется и, следовательно, тот же объем будет иметь больший вес.

Сухие смеси приготовляют механизированным или ручным способом.

Механизированное перемешивание смеси производится в бетономешалках или растворомешалках.

Рецептура известково-песчаных цветных штукатурок приведена в таблице ниже.

Таблица. Смеси для известково-песчаных цветных штукатурок
(количество материалов в литрах, необходимое для приготовления порции смеси)

Материалы

Цвет штукатурки

 
белый желтый серый зеленый  
Цемент Известковое тесто Песок кварцевый Краска (в % от веса известкового теста и цемента) 1 (белый) 10 30 — 1 (белый) 10 30 охра 10% 1 (обыкновенный) 10 30 Перекись марганца 0,2°/о 1 (белый) 10 30 Окись хрома 2%  

Примечание. Крупность кварцевого песка — от 0,8 до 1,2 мм. Цветные растворы приготовляют вручную или механизированным способом (в растворомешалках).

Если сухая смесь привезена с завода, то перед употреблением она должна быть предварительно перемешана, так как при перевозке крупные частицы от встряхивания оседают вниз, а мелкие остаются наверху.

В цветные растворы для придания пластичности добавляют известковое молоко. Однако известь, будучи сравнительно крепкой щелочью, разрушает краски. Поэтому, краски, предназначенные для приготовления цветных растворов, должны иметь большую щелочеустойчивость.

Известь, добавляемая в цветные растворы, должна быть однородна по цвету и жирности, чтобы получить однотонные штукатурки.

В растворах, предназначенных для подготовительных слоев, цвет извести особого значения не имеет.

Практическое занятие №40 по теме: «Декоративная каменная штукатурка»

Цель: закрепить знания по выполнению декоративной каменной штукатурки

Оснащение: Черноус Г.Г. Технология штукатурных работ: учебник для студентов учреждений среднего проф. образования— 3-е изд., стер. — М.: Издательский центр «Академия», 2018. — 240 с., раздаточный материал «Штукатурка каменная: особенности материала и способы нанесения»

Порядок выполнения работ: используя гл. 4.7.2 из учебника и раздаточный материал «Штукатурка каменная: особенности материала и способы нанесения»:

1.Определить область применения каменных штукатурок.

2.Перечислить компоненты растворной смеси для каменной штукатурки и их процентное соотношение.

3.Обосновать выбор компонентов технологическими и эксплуатационными особенностями штукатурки.

Критерии оценки:

общий балл – 10: 1 вопрос – 3 балла, 2 вопрос – 3 балла, 3 вопрос - 4 балла;

10 балов – «5» (отлично); 7 балов – «4» (хорошо); 6 балов – «3» (удовлетворительно)


Раздаточный материал

Штукатурка каменная: особенности материала и способы нанесения

Декоративная фактура каменной штукатурки

Каменную штукатурку можно смело отнести к самому долговечному, дорогостоящему и трудоемкому декоративному покрытию, обладающему поразительной красотой и выразительностью. От прочих отделочных материалов штукатурка каменная отличается особым составом и специфическим способом нанесения. Вот о ней мы далее и расскажем.

Особенности материала

Своим названием данный вид штукатурки обязан покрытию, которое она образует после затвердевания. Его внешний вид характеризуется имитацией различных горных пород, когда декоративный слой воспроизводит не только оттенок и текстуру, но и фактурность каменной поверхности после скола.

Найти различия между каменной штукатуркой и настоящими каменными панелями порой совершенно невозможно.

Выполнения каменной штукатурки – рельефная декоративная поверхность

Подобный эффект достигается благодаря входящей в состав штукатурки каменной крошки и других специальных ингредиентов.

Декоративная каменная штукатурка состоит из следующих компонентов:

В качестве внутреннего наполнителя принято использование натуральной мраморной, гранитной, туфовой, известковой крошки. Именно от того, крошка какой каменной породы входит в состав штукатурки, зависит воспроизведение той или иной горной породы. Объемная доля крошки составляет 3 части от всего объема раствора. Блеск достигается за счет ввода слюды в количестве, достигающем 2% от объема смеси;

В качестве вяжущего вещества используют цемент белого цвета или с оттенком, соответствующим воспроизводимой горной породе. Что касается объемной доли цемента, то она составляет 1 часть от всего объема смеси. Чтобы увеличить подвижность состава, в него можно добавить до 20% известкового теста;

Каменная штукатурка может быть использована для отделки ограждения. В качестве пластификаторов возможно добавление извести или каменной муки, имитируемой породы; Декорирование фасада каменной штукатуркойЧтобы усилить яркость оттенка, можно добавить природный краситель в виде сурика железного, перекиси марганца или охры. Достичь неповторимого эффекта каменной штукатурки можно за счет ее особенного способа нанесения.

Внимание! Принципиальным отличием является то, что для придания декоративного завершенного вида известково-цементным составам, с ними «работают», когда они еще не застыли и обладают достаточной пластичностью. В отличие от них, каменную штукатурку «доводят до ума» только после ее полного затвердения, путем скалывания наполнителя для получения искрящейся фактуры натурального камня.

Свойства материала

Из положительных качеств данного отделочного материала, можно отметить следующее:

Высокую степень декоративности и замечательную красоту покрытия, имитирующего настоящий камень;

Покрытие получается прочным и долговечным, благодаря жесткости штукатурного раствора;

Декоративному покрытию не страшны воздействия внешней среды в виде прямых солнечных лучей, осадков;

Покрытие обладает устойчивостью к воздействию открытого пламени;

Материал влагостоек, поэтому может использоваться в помещениях с высоким уровнем влажности;

Толщина наносимого штукатурного слоя позволяет скрывать неровности на поверхности стен в виде сколов и трещин, поэтому не требует тщательного выравнивания основания.

Из недостатков данного материала можно отметить следующее:

Высокая цена данного вида отделочного материала связана с большим расходом штукатурного состава на 1 кв.м., который составляет до 5 кг;

Процесс нанесения каменной штукатурки очень сложный и трудоемкий. Это связано с тем, что материал является тяжелым и его трудно уложить на стену. Не обладая определенными навыками создать один слой с первого раза своими руками не получится. Трудоемкость связана с финишной обработкой раствора после его затвердения. Для этого приходится использовать ударный инструмент, в результате чего затрачивается много сил и времени;

Стоит учитывать, что получившийся слой действительно очень прочный и долговечный (до 30 лет), поэтому произвести замену декоративного слоя будет весьма проблематично.

Видео в этой статье расскажет более подробно о каменной штукатурке.

Разновидности материала

Для придания частицам каменной крошки правильной сферической формы, предварительно они подлежат огранке. Благодаря этому, штукатурный состав проще укладывается и является более безопасным в том плане, что из-за отсутствия острых граней наполнителя меньше шансов порезаться.

В зависимости от величины гранул каменной крошки, материал подразделяется на следующие виды:

НаименованиеРазмер гранул, ммТонкофактурная штукатуркаНе более 0,5Мелкофактурная штукатурка0,5 – 1Среднефактурная штукатурка1,5 – 2Крупнофактурная штукатурка3 - 5

Тонкофактурную штукатурку используют для создания однородного декоративного слоя. Мелкофактурная штукатурка может применяться при создании фактурного рисунка. При использовании крупнофактурной штукатурки можно получить покрытие с выраженной игрой цвета внутреннего наполнителя.

Важно! Количество расходуемого материала напрямую зависит от величины внутреннего наполнителя. Соответственно повышается трудозатратность работ и их стоимость.

В зависимости от оттенка крошки в составе штукатурки, приобретается ее цвет. Ориентируясь на цвет наполнителя, подбирают тона красителей и цемента - они усиливают оттенок наполнителя, но не определяют его.

Штукатурный состав может быть одноцветным, когда при его замешивании добиваются единого оттенка всех компонентов. Для получения многоцветного штукатурного состава используют крошку разных каменных пород. Такая смесь труднее наносится на стену, но благодаря ей получается интересная красочная поверхность.

Важно! Не стоит производить эксперименты с готовой штукатурной смесью. Изменяя ее цвет при помощи красителя, можно изменить оттенок цементного компонента, но не крошки.

Изготовление раствора

Готовая сухая смесь требует только наличия воды и строительного миксера для замешивания раствора. Это можно сделать своими руками, не обладая особыми навыками. Инструкция о пропорциях и технике замешивания приводится на упаковке смеси.

В продаже может встретиться и полностью готовая к работе смесь. Например, штукатурка каменный цветок. Однако стоит иметь в виду, что цена на готовый материал достаточно высока.

Каменный цветок штукатурка

Имея возможность приобрести готовую каменную крошку, раствор можно изготовить в домашних условиях.

Совет. Самым простым способом является приобретение готовой цементной смеси, и добавление в него каменной крошки.

Готовая штукатурная смесь для внутренних работ

Для изготовления смеси «с нуля» потребуется следующее:

Портландцемент М400 составляет 5% от объема;

Смешивают его с мраморным песком с размером фракций от 2 до 2,5 мм в количестве 74 % от всего объема;

В раствор необходимо добавление 20% известкового теста (известь необходимо развести с водой, соблюдая пропорцию 3:1, и оставить замес на 24 часа);

Чтобы получить оттенок «Серый гранит» или «Лабрадорит», в качестве красящего пигмента необходимо использовать перекись марганца;

Воду добавляют при необходимости.

Для декорирования интерьера, раствор можно приготовить следующим образом:

Белый портландцемент составляет 8% от объема;

Изготовление известкового теста производится в соответствии с вышеописанной технологией, его объем составляет 22%;

В качестве внутреннего наполнителя используют офикальцитную крошку (2 мм), в объёме 60%;

В качестве красителя возможно использование перекиси марганца или оксида хрома.

Бучардирование поверхности плитки

Для получения гладкого покрытия, материал наносится слоем от 4 до 7 мм. Рельефное покрытие получается при толщине слоя от 15 до 25 мм. При помощи специальных инструментов каменную штукатурку наносят в несколько слоев.

Чтобы нанести состав на стену, понадобится шпатель. Разгладить слой необходимо при помощи терки или полутерка. Специфическим инструментом для работы с каменной штукатуркой, является бучарда в виде молотка с зубьями пирамидальной формы. Она применяется для раскалывания застывшей штукатурки и каменных зерен до получения особого блеска декоративной поверхности.

Важно! При работе с бучардой ее необходимо держать двумя руками, и наносить удары одинаковой силы.

Для работы также используют троянку – это разновидность зубила, острие которого разделено на три части. Применяется этот инструмент для откалывания штукатурки под углом (45 градусов).

Различная колотая фактура поверхности зависит от величины зубьев ударных инструментов.

Способ нанесения штукатурки

Наносится каменная штукатурка на поверхность стены долго и тяжело, а при крупной величине зерна процесс становится ещё более трудоемким и продолжительным. Новичку с подобной работой справиться будет достаточно трудно.

Нанесение каменной штукатурки происходит следующим образом:

Стартовый слой штукатурки наносят способом обрызга, накидывая на стену состав особенно толстым слоем в местах неровностей и дефектов основания. Толщина слоя принимается в 5 мм, поэтому по консистенции состав должен напоминать жидкую сметану. Первый слой, наносимый методом обрызга, производится для повышения адгезии между материалом и основанием. С этой же целью первый слой не разравнивают, чтобы он мог удержать вес отделочного покрытия;

Следующий слой называют грунтовочным, и наносят его по прошествии 2 часов, когда затвердеет обрызг. Проверить это можно, нажав на него пальцем. При отсутствии крошения раствора, работу продолжают;

Укладка густого грунтовочного слоя производится с ровным его нанесением, уплотнением и выравниванием при помощи полутерка. При образовании раковин, их необходимо сразу заполнить при помощи рабочего раствора и загладить их;

Третий слой – накрывочный. На его затвердение отводится от 6 до 8 суток, на протяжении которых штукатурный слой должен смачиваться водой от 3 до 6 раз в сутки, в зависимости от температуры воздуха. После этого, поверхность оставляют еще на 2 суток без смачивания;

Затем выполняется пробная наковка.

Высокая декоративность каменной штукатурки в интерьере

Важно! О не достаточной степени затвердения штукатурки говорит то, что элементы крошки вминаются при ударе в штукатурный состав. Необходимо дождаться такого состояния покрытия, когда при ударе крошку можно будет раскалывать.

Застывшую накрывку обрабатывают при помощи ударных инструментов (троянка, бучарда) таким образом, чтобы при ударах произошло откалывание верхнего штукатурного слоя и разбивание зерен наполнителя. Признаком готовой декоративной поверхности, является наличие на ее поверхности особого блеска.

Создание фактурной поверхности

Выполнение каменных штукатурок под разные виды фактур

Декоративную поверхность можно обрабатывать различными способами, используя разные способы применения инструментов, придавая ей различный рельеф и фактуру:

При нанесении насечки при помощи бучарды можно получить классическую фактуру «Под шубу». В зависимости от величины зубьев инструмента, можно получить крупный или мелкий рельеф поверхности;

Эффект «Бороздки» или «Под штриховку» получают при помощи троянки. Бороздки выбивают, ориентируясь на разметку в виде натянутого шнура, следующие насечки должны иметь параллельное расположение;

Фактура «Шашки» выглядит в виде клеток, каждая из которых обработана при помощи троянки с перпендикулярным направлением соседствующих бороздок;

Фактуру «Полоса» можно получить, выполнив поверхность стены в виде отдельных камней, границы которых должны быть выбиты при помощи зубила;

Фактура «Под дюны» получается за счет скалывания тонкого слоя штукатурного покрытия при помощи зубила;

Фактуру «Рваный камень» получают за счет нанесения ударов по зубилу при помощи молотка под разными углами. В результате образуется неровная поверхность со сколами разного размера;

Фактура «Тесаный песчаник» получается при помощи откалывания при помощи зубила небольших кусочков штукатурки; - Наиболее простым, эффектным и трудоемким способом, является технология «каменная крошка без наковки», когда каменная крошка, смоченная и при необходимости, перемешанная со слюдой, набрасывается на свежий цементный раствор. После этого каменная крошка должна быть вдавлена в пластичную поверхность раствора. Для получения блеска, застывшую поверхность очищают от цементной пыли при помощи веника или щетки; - Рельефную фактуру поверхности можно придать при помощи протравки ее 5- 1- % соляной кислотой. При помощи гвоздевой щетки на штукатурный слой наносят небольшие бороздки, которые впоследствии разъедает кислота, придавая им особую выразительность.

Важно! При использовании гранитного наполнителя, кислота должна быть более слабой от 3 до 5 %. Наносить ее необходимо кистью или методом распыления. Когда процесс травления закончен, остатки кислоты смывают водой.

Практическое занятие №41 по теме: «Меры безопасности при механизированном нанесении декоративной штукатурки».

Цель: закрепить знания по безопасным методам работы при выполнении механизированного нанесения декоративных штукатурок

Оснащение: Черноус Г.Г. Технология штукатурных работ: учебник для студентов учреждений среднего проф. образования— 3-е изд., стер. — М.: Издательский центр «Академия», 2018. — 240 с., раздаточный материал «Техника безопасности при штукатурных работах механизированным способом»

Порядок выполнения работ: используя гл. 4.7.2 из учебника и раздаточный материал «Техника безопасности при штукатурных работах механизированным способом» составить таблицу по образцу:

Наименование работ/операций Инструменты и приспособления, применяемые при проведении операции Меры безопасности при работе с инструментами и приспособлениями
1 1,2,3,…. 1,2, 3,….
2….. 1,2,…. 1,2, ….

Критерии оценки:

«5» (отлично) студентверно указал наименование инструмента, верно определил все операции и виды работ, где применяется названный инструмент, верно перечислил меры безопасности при работе с ним;

«4» (хорошо) -   студентверно указал наименование инструмента, верно определить все операции и виды работ, где применяется названный инструмент, верно перечислил меры безопасности при работе с ним, допустил одну или две незначительные ошибки;

«3» (удовлетворительно) – студент пропустил или неверно указал один или два пункта в любой из колонок.

Раздаточный материал

Техника безопасности при штукатурных работах механизированным способом

Растворосмесители, растворонасосы и другие машины должны быть установлены на деревянных и стальных рамах и закреплены сквозными болтами. Для правильной работы их устанавливают строго горизонтально.

Все движущиеся и вращающиеся части должны иметь ограждения. Провода электропитания должны быть изолированы и подвешены на высоте 2,5 м от уровня пола. Если провода расположены ниже, то их укладывают в металлические трубы, жестко скрепленные друг с другом.

Рубильники и предохранители устанавливают в вертикальном положении и закрывают запирающимися кожухами.

Металлические кожухи рубильников, реостаты, электродвигатели и машины с индивидуальными электродвигателями заземляют.

Рабочие места должны быть хорошо освещены.

Перед началом работ машины и механизмы проверяют на холостом ходу. Устранять неисправности и смазывать машину разрешается, если она полностью отключена.

В случае неисправности машины следует немедленно прекратить работу.

До начала работы штукатуры осматривают шланги, устраняют все изломы и перегибы, опробуют сигнализацию между штукатуром и машинистом растворонасоса. Сигналы, подаваемые штукатуром, машинист обязан выполнять беспрекословно.

Во время работы категорически запрещается сгибать шланги, так как даже при небольшом переломе шланга создается повышенное давление в растворопроводе, в результате чего может произойти его разрыв. Переносить шланги разрешается только после остановки растворонасоса.

Перед перерывом необходимо отвинтить форсунку, прочистить ее и шланги. При продувке шланга в помещении должны находиться только те рабочие, которые заняты этой операцией. Запрещается стоять против шланга, так как это опасно. После окончания работы необходимо прочистить и промыть шланги и форсунку и смазать ее, чтобы предохранить от ржавления. Наконечник форсунки разрешается прочищать только после отключения самой форсунки или машины в целом и обязательно после снятия давления в трубах или шлангах.

Если работы ведутся в две смены, то штукатур и машинист, передавая работу следующей смене, обязаны предупредить их обо всех неполадках механизмов.

Машинист следит за давлением в растворонасосе и при повышении давления выше нормального немедленно выключает насос.

Зимой после работы спускают из цилиндров растворонасоса и шлангов воду.

По окончании рабочей смены штукатур должен убрать свое рабочее место и сдать сменщику или закрыть в кладовой механизмы и другие принадлежности. О замеченных неисправностях он должен сообщить сменщикам и техническому персоналу строительства.

Техника безопасности при оштукатуривании откосов.

Оконные откосы оштукатуривают на высоте, поэтому особенно строго надо соблюдать правила техники безопасности.

Если в проемах не установлены переплеты, то проемы закрывают досками крест-накрест, которые прибивают к коробке. Лучше всего для этой цели устроить раму в виде переплета, сбив ее гвоздями. Размеры рамы должны быть такими, чтобы она свободно входила в четверти коробки. Если оконные проемы невозможно оградить, то штукатур обязан работать в предохранительном поясе, привязанном к надежной конструкции здания.

При оштукатуривании откосов используют стремянки или трапы. Доски стремянки должны быть уложены вплотную одна к другой, а планки прибиты двумя или четырьмя гвоздями такой длины, чтобы концы их были загнуты с другой стороны. Если стремянки-трапы опираются на подоконник, то под него надо дополнительно поставить стойки. Уклон стремянок не должен превышать 35°. Уложенные стремянки прочно закрепляют, прибивая гвоздями. Стремянки необходимо очищать от налипшего раствора и особенно от пролитой извести, которая увеличивает скольжение. Дверные откосы рекомендуется оштукатуривать с трапа, уложив один конец его на доску, прибитую к коробке. Под доску следует поставить и прибить две стойки.

 

При оконопачивании коробок, особенно мокрым способом, следует работать в защитных очках. Все гвозди из коробок перед оштукатуриванием надо вынуть, так как при движении малки ими можно поранить руки. Правила с гвоздями, снятые с оконных и дверных проемов, полагается поставить в угол помещения или сложить около стены, предварительно вынув гвозди.

При оштукатуривании по сетке следует работать в защитных очках, так как падающий от вибрации сетки раствор разлетается и может попасть в глаза.

Оштукатуривая лестничные клетки, леса и подмости необходимо прочно укреплять. При работе с растворами, имеющими добавку алюмината натрия, рабочие должны надевать очки, резиновые сапоги, перчатки и фартук. Для оказания первой помощи на местах надо иметь нейтрализующие составы 1 % -ного раствора уксусной кислоты или 0,5%-ного раствора двууглекислой соды. Нейтрализующие растворы полагается хранить герметически закрытыми в чистой стеклянной посуде.

Техника безопасности при оштукатуривании колонн и пилястр.

При изготовлении шаблонов приходится работать с острорежущими инструментами: пилой, стамеской, рубанком, ножом, ножницами.

Перед вырезкой профильную доску лучше всего закрепить на верстаке, что создает большие удобства для работы и максимально предохраняет руки от пореза ножом или стамеской. Вырезая стальной профиль с помощью ножниц, следует принять меры к тому, чтобы острыми заусенцами, оставляемыми ножницами на металле, не порезать руки. Вырубая профиль зубилом, следует надеть защитные очки, предохраняющие глаза от отлетающих кусочков металла.

Навешивать правила надо вдвоем. Навешенные правила должны быть прочно закреплены. При креплении гвоздями надо загнуть концы гвоздей, так как о них чаще всего травмируют руки.

Настил на подмостях или лесах в тех местах, где ходят штукатуры во время работы, должен быть проверен; все выступающие гвозди забиты или загнуты; концы досок должны быть состыкованы впритык, а не внахлестку.

Не рекомендуется стряхивать раствор с шаблонов в ящик во избежание его попадания в глаз. Раствор с шаблона счищают инструментом.

Техника безопасности и противопожарные мероприятия

Техника безопасности. Все переходы, лестницы, стремянки необходимо систематически очищать от раствора, мусора, наледи, снега и посыпать песком или золой.

Хлорную известь следует хранить в прочной, плотно закрывающейся таре. Хлорированную воду надо приготовлять в специально оборудованном помещении с вытяжной вентиляцией.

Запрещается отапливать и просушивать помещения и штукатурку открытыми жаровнями при наличии в помещениях людей во избежание их отравления угарным газом.

Противопожарные мероприятия. Передвижные установки с газовыми горелками устанавливают в помещении так, чтобы баллон с газом находился на расстоянии не менее 1,5 м от установки и других отопительных приборов и не менее 1 м от электросчетчиков. Длина шлангов не должна превышать 30 м. Если расстояние от установки до газовой сети больше указанного, то необходимо прокладывать временный газопровод. Запрещается прокладывать гибкие шланги по полу помещения; шланги должны быть на высоте от пола не менее 2 м. Расстояние от газового излучателя установки до сгораемых конструкций должно быть не менее 1 м, до трудносгораемых - 0,7 м и до несгораемых - 0,4 м. Недопустимо включать горелку с поврежденной керамикой.

При использовании нагревательных устройств организуют сменное или круглосуточное дежурство работников пожарной охраны. На строительстве должны быть вывешены огнетушители, а рабочие проинструктированы о правилах пользования ими.

Установка временных печей должна быть обязательно согласована с районной пожарной инспекцией или работником строительства, ответственным за пожарную безопасность

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: