1. Ранние –
§ травматический делирий проявляется в виде двигательного беспокойства или психомоторного возбуждения с яркими зрительными и слуховыми галлюцинациями, преимущественно, устрашающего характера.
§ эписиндром обусловлен микрокровоизлияниями в вещество головного мозга или внутричерепной гематомой.
§ вторичный гнойный менингит возникает при открытых черепно-мозговых травмах.
2. Поздние осложнения черепно-мозговых травм.
1 посттравматическая эпилепсия обусловлена формированием соединительнотканного рубца в мозговой ткани.
2 вялотекущий травматический арахноидит – хронический воспалительный процесс в мягкой мозговой оболочке.
3 церебральная астения – общая слабость, утомляемость, снижение работоспособности.
4 посттравматическое слабоумие.
Травмы спинного мозга
Делятся на сотрясение, ушиб, сдавление.
Сотрясение спинного мозга – это функционально обратимое состояние, которое обусловлено возникновение отека спинного мозга, его сдавление, а, значит, нарушение проводимости по двигательным и чувствительным волокнам.
Как только отек исчезает, так исчезает и симптоматика.
В момент травмы возникает слабость в ногах, затем развиваются тетра или парапарезы, - в зависимости от уровня поражения. Возникает задержка мочи, снижение рефлексов и легкие расстройства чувствительности. Полное восстановление наступает через 7-14 дней после травмы.
Ушиб спинного мозга сопровождается более грубыми изменениями в мозговом веществе, гда появляются геморрагии, участки размозжения и некроза. Ушиб может сочетаться с субарахноидальным, суб- или эпидуральным кровоизлиянием.
Клинически наблюдается возникновение грубых неврологических расстройств в виде парезов, анестезий и нарушений функции тазовых органов.
Восстановление идет крайне медленно.
Если ушиб сочетается с гематомой, то, как правило, у пациентов наблюдается выраженный болевой синдром за счет сдавления корешков спинного мозга.
Кроме того, появятся изменения в ликворе, он будет розового – при субарахноидальном кровоизлиянии, или желтоватого – при субдуральном - цвета.
Ликворное давление повышается.
Наблюдается белково-клеточная диссоциация – когда увеличивается количество белков ликвора при незначительном цитозе (клеточном содаржимом) в ликворе.
При переломах позвоночника может наступить полный анатомический перерыв спинного мозга.
При этом у пациента ниже уровня поражения (проводниковый тип) появляется полная анестезия, плегия конечностей, которые сочетаются с быстрым развитием грубых трофических расстройств в виде отеков и пролежней.
Лечение травм спинного мозга.
Иммобилизация позвоночника – жесткие носилки или щит.
Транспортировка в положении лежа в травматологическое отделение больницы. В больнице укладывание на функциональную кровать или кровать со щитом. При переломах и сдавлениях – лечение хирургическое. В остальных случаях – медикаментозное лечение, которое заключается в назначении дегидратационных, кровоостанавливающих, противовоспалительных препаратов и курса восстановительной терапии.
Необходим тщательный медицинский уход для профилактики пролежней и уросепсиса.
В восстановительном периоде применяются ортопедический корсет, массаж, физитерапевтические процедуры, электростимуляция мышц, а также профилактика контрактур и атрофий.
Самостоятельная внеаудиторная работа студентов
- составление проблемных ситуаций;
· составление сравнительной таблицы по эпилептическому и истерическому припадкам.
ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 3
Содержание практического занятия
Демонстрация преподавателем пациентов с судорожным синдромом. Сбор анамнеза у пациентов, изучение историй болезни и данных дополнительных методов обследования. Особенности общения с учетом личностных особенностей пациента. Изучение проблемных ситуаций: пациент в семье и на месте занятости. Разбор возможных неотложных состояний при судорожных синдромах. Самостоятельная работа студентов на постах, в процедурных кабинетах.
Контроль знаний.
Студент должен уметь:
· осуществлять адекватное общение с пациентами с учетом их личностного профиля;
· оказывать помощь при других неотложных состояниях, развивающихся в рамках судорожного синдрома (дисфории, возбуждение, сумеречные состояния сознания);
· осуществлять необходимый уход за пациентами, уметь пользоваться электроотсом;
· оказывать помощь врачу в подготовке и проведении люмбальной пункции;
· организовать диспансеризацию пациентов.
ЗАДАЧА 1
Вызов фельдшера скорой помощи к мужчине 40 лет, находящемуся в бессознательном состоянии.
Из анамнеза известно (со слов жены), что пациент 2 дня назад упал и ударился головой, была кратковременная потеря сознания. В течение этих 2-ух дней, кроме головных болей, его ничего не беспокоило. После подъема тяжести у пациента появилась рвота и он потерял сознание.
Объективно: пациент без сознания, АД 120/70 мм рт.ст., брадикардия, расширение зрачка справа, парез конвергенции, нистагм. Слева гемипарез и патологические рефлексы: Бабинского и Оппенгейма. Отмечается ригидность затылочных мышц.
Задания:
1. Поставьте предположительный диагноз.
2. Определите локализацию очага.
3. Определите дополнительные методы исследования.
4. Расскажите алгоритм оказания неотложной помощи.
Эталон ответа:
1. Закрытая черепно-мозговая травма. Субарахноидальное кровоизлияние. Сдавление головного мозга.
2. Очаг расположен справа (правый зрачок шире, левосторонний гемипарез).
3. Дополнительные методы исследования: люмбальная пункция, краниография, КТ и МРТ.
4. Алгоритм оказания неотложной помощи:
· санация ротоглотки, воздуховод;
· оксигенотерапия;
· стабильное боковое положение (профилактика аспирации рвотными массажами);
· сердечно-легочная реанимация по показаниям;
· экстренная доставка в многопрофильный стационар (в реанимационное отделение), на носилках.