Причины актуальности медиаобразования в современном мире

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ МЕДИАОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СМИ

Причины актуальности медиаобразования в современном мире

Предпосылки возникновения медиаобразования

Основные понятия

Теории медиаобразования

Современные модели медиаобразовательной деятельности

◄◄ в оглавление ►►

Во второй главе отмечены актуальность медиаобразования и предпосылки его развития в современном мире. Подробно представлен понятийный аппарат системы медиаобразования и медиаобразовательной деятельности СМИ. Среди других нашли отражение такие понятия как «информационная грамотность», «медиакультура» и «медиакритика». Изложены современные теории медиаобразования. Впервые сформулированы основные характеристики интерактивной (журналистской) модели медиаобразования, отмечены ее достоинства и недостатки, а также отличие от педагогической модели медиаобразования.

Причины актуальности медиаобразования в современном мире

Один из ведущих теоретиков современного медиаобразования, британский ученый и педагог Л. Мастерман обосновал семь причин актуальности медиаобразования в современном мире [87]. Это:

1. Высокий уровень потребления медиа и насыщенности современных обществ средствами массовой информации.

2. Идеологическая важность медиа и их влияния на сознание аудитории.

3. Быстрый рост количества медийной информации, усиление механизмов управления ею и ее распространения.

4. Интенсивность проникновения медиа в основные демократические процессы.

5. Повышение значимости визуальной коммуникации и информации во всех областях.

6. Необходимость обучения школьников/студентов с ориентацией на соответствие будущим требованиям.

7. Нарастающие национальные и международные процессы приватизации информации.

-73-

К этим причинам сегодня можно добавить еще одну: «пожелтение» средств массовой информации и снижение общего уровня медийной продукции, которое, как ответную реакцию, вызывает к жизни потребность в образовательных технологиях в области масс-медиа.

Далеко не все, что транслируется по каналам СМИ, благотворно влияет на подрастающее поколение. Информация, передаваемая масс-медиа – продукт индустрии смыслов, направленной на манипулирование сознанием потребителя медиатекстов с политическими, экономическими или другими целями. Технологии этой отрасли принимают все более изощренный, профессиональный характер: изучаются объекты воздействия, их физиологические, психологические особенности, разрабатываются эффективные методы и приемы привлечения и удержания аудитории.

Общественные институты все громче высказываются по поводу необратимых последствий воздействия на психику и духовный мир подрастающего поколения сцен насилия, демонстрируемых на экране телевизора, снятия табу с некогда интимных сторон человеческих отношений. Но вопрос читать или не читать, смотреть или не смотреть лежит не в плоскости: пускать или не пускать, показывать или запретить. Речь идет о вариативности предложений и свободе выбора. И здесь простой медиаграмотности мало, необходимо вырабатывать у аудитории независимость суждений по отношению к медиатекстам, способность иметь, формулировать и транслировать собственную точку зрения, в целом повышать уровень медиакомпетентности.

Как известно, наименее эффективный способ обучения – лекционный. Лучший – самому попытаться передать содержание другому. Если хотя бы один раз начинающий автор самостоятельно подготовит сюжет для программы новостей, либо напишет информационную заметку, он скорее освоит инструментарий журналистики, поймет уровень ее объективности, обнаружит возможности и технологии манипулирования общественным сознанием. В процессе создания информационного продукта молодой человек получает ответы на многие вопросы.

-74-

Работая над ученическими материалами газет, текстами для теле- и радиопрограмм, комментируя статьи профессионалов на сайтах СМИ, подростки, молодежь учатся вырабатывать самостоятельность мышления путем сравнения различных источников информации, фактов и мнений, им прививается культура диалога, способность услышать аргументы оппонента. Любое образование – это активный процесс. Медиаобразование – это активность в области медиа, работа сознания и подсознания, анализ и соотнесение себя и социума с глобальными проблемами медиатизированной среды. Фактически медиаобразование представляет собой форму гражданского воспитания. Оно позволяет молодежи стать ответственными гражданами, понимающими, как и чем живет страна, родной город, остальной мир.

Первыми о медиаобразовании заговорили эксперты ЮНЕСКО. В 1978 году под эгидой этой межправительственной организации была разработана программа массового медиаобразования – General Curricular Model for Mass Media Education. Согласно основополагающим документам ЮНЕСКО, медиаобразование в современном мире рассматривается как процесс развития личности с помощью и на материале средств массовой коммуникации (медиа) с целью формирования культуры общения с медиа.

В резолюциях ЮНЕСКО (конференция в Грюнвальде – 1982; Тулузе – 1990; Париже – 1997; Вене – 1999; Севилье – 2002; Париже – 2007) отмечалась важность поддержки этого направления педагогической и медиадеятельности.

Грюнвальдская Декларация по медиаобразованию была принята представителями 19 наций на Международном Симпозиуме ЮНЕСКО. Еще в начале 80-х годов медиаспециалисты подчеркивали, что «вместо того, чтобы осуждать или одобрять несомненную силу средств информации, мы должны признать их существенное влияние и проникновение во все сферы жизни как установленный факт, а также учитывать их важность как неотъемлемый элемент современной культуры. Мы не должны недооценивать ни роль коммуникации и средств информации в процессе развития, ни их функцию как инструмента активного участия граждан в жизни общества. Политическим и образовательным системам необходимо признать, что их обязанностью является содействие критическому

-75-

пониманию гражданами феномена коммуникации... если доводы за медиаобразование как инструмента подготовки сознательного гражданства вызывают сейчас некоторую неуверенность, то в самом ближайшем будущем, после того, как произойдет рывок в развитии коммуникационных технологий, таких как спутниковое теле и радиовещание, приемопередаточные кабельные системы, телевизионные информационные системы, видео- и CD-материалы, эти доводы станут неоспоримы» [88].

На двадцать девятой Генеральной конференции ЮНЕСКО, в рамках программы 1998–1999 гг., была провозглашена необходимость обеспечения поддержки медиаобразования и создания медиапространства для молодежи с помощью различных методик и видов деятельности.

В результате в 1998 году Австрийской национальной комиссией по делам ЮНЕСКО и Австрийским федеральным министерством образования и культуры совместно с ЮНЕСКО была организована международная конференция «Обучение медиа в цифровой эпохе» (Вена, 18–20 апреля 1999 г.), на которой присутствовали представители из 33 стран мира.

В принятых рекомендациях конференции отмечалось, что «медиаобразование... имеет дело со всеми средствами массовой информации и коммуникации и включает в себя печатный мир и графику, аудио, фотографию и видео изображение, доставленные потребителю с помощью любых технологий; расширяет возможности человека в понимании общественных СМИ и характера их воздействия, а также в получении навыков использования этих медиа для коммуникации с другими людьми; обеспечивает обучение людей следующим навыкам:

- анализу, критическому осмыслению и созданию медиатекстов;

- определению источников медиатекстов, их политических, социальных, коммерческих и/или культурных интересов и их контекста;

- верной интерпретации содержания сообщений и ценностей, предлагаемых медиа;

- выбору соответствующего вида медиа для создания собственных сообщений и донесения их до избранной аудитории;

-76-

- требованию и получению доступа к медиа с целью как восприятия, так и производства» [89].

В рекомендациях Севильского семинара «Медиаобразование и молодежь» 2002 года говорилось о развитии критического медиаобразования, подчеркивалось особое значение развития критической компетентности, способности реагировать на любого рода полученную информацию и умения пользователей защищать свои права. «Медиаобразование – часть основного права каждого гражданина любой страны на свободу самовыражения и получение информации, оно способствует поддержке демократии. Признавая различия в подходах и развитии медиаобразования в различных странах, рекомендуется, чтобы оно было введено везде, где возможно в пределах национальных учебных планов, так же в рамках дополнительного, неформального образования и самообразования в течение всей жизни человека» [90].

Участники семинара в Севилье сформулировали основные задачи и характеристики медиаобразования:

- медиаобразование предполагает преподавание и обучение медиа и с медиа, а не посредством медиа;

- медиаобразование требует критического анализа и творческого видения;

- медиаобразование может и должно осуществляться в официальной и неофициальной обстановке;

- медиаобразование должно развивать чувство коллективности и социальной ответственности, а также чувство собственного удовлетворения;

- медиаобразование должно соответствовать культурной атмосфере и продукции СМИ в данном регионе;

- медиаобразование должно быть направлено в первую очередь на молодежь в возрасте от 12 до 18 лет, но так же охватывать и детей от 5 до 12 лет, учитывая эволюцию развития и потребности детей (в приобретении знаний, разграничении реальности и вымысла, в развитии личности и гражданского самосознания) [91].

25 лет спустя после принятия Грюнвальдской Декларации эксперты, функционеры, определяющие образовательную политику стран, педагоги, исследователи, представители неправительственных организаций и

-77-

медиадеятели многих стран мира встретились на Международном симпозиуме «Media Education – Advances, Obstacles, and New Trends Since Grunwald: Towards a Scale Change?», проходившем 21–22 июня 2007 года в Париже.

Это – совместная инициатива французской комиссии ЮНЕСКО при поддержке Совета Европы и Министерства образования Франции. Главной целью встречи было выявить, как протекает процесс медиаобразования в мире, и какие трудности встречаются на пути реализации такого рода образовательной политики, а также разработать практические рекомендации, направленные на повышение уровня медиаобразования и мобилизацию усилий его сторонников. Участники конференции вновь подтвердили значимость Грюнвальдской Декларации и отметили, что заявления, сделанные в 1982 году, в связи с наступлением информационного общества в контексте глобализации приобретают особую актуальность. Значительно возросли роль и место медиа в современном мире. Чтобы лучше адаптироваться к социальным и профессиональным переменам, сегодня все больше граждан нуждается в приобретении умений критического анализа информации любых символических систем (образных, звуковых, текстовых), создания собственных медиатекстов. В процесс медиаобразования должны быть вовлечены как можно больше его сторонников.

За прошедшие годы в мире был накоплен богатый опыт медиаобразования как в учебных, так и во внешкольных учреждениях. На основе практических и теоретических наработок создан банк исследований в этой области знаний. Однако накопленный опыт и результаты исследований все еще остаются недостаточно известными и используются не в полную силу, вследствие того, что медиаобразование не продвинулось от стадии эксперимента к стадии широкого практического применения.

Участники симпозиума признали факт крайней необходимости консолидации международного сообщества для распространения медиаобразования. Результатом симпозиума 2007 года стала разработка 12-ти практических рекомендаций, способствующих выполнению четырех основных положений Грюнвальдской Декларации:

-78-

I. Разработка всесторонних программ по медиаобразованию на всех образовательных уровнях.

II. Подготовка педагогов в области медиаобразования и рост информированности о медиаграмотности всех заинтересованных лиц и организаций в социальной сфере.

III. Проведение исследований в области медиаобразования и распространение их результатов с помощью сетевого вещания.

IV. Международное сотрудничество в области медиаобразования.

Эти рекомендации применимы для всех заинтересованных лиц на всех уровнях внедрения, а также координации на местных национальных, региональных и международных уровнях.

5–7 декабря 2007 года в Граце (Австрия) прошла конференция Совета Европы «Медиаграмотность и права человека». Конференция собрала медиапедагогов из Австрии, Бельгии, Великобритании, Германии, Греции, Италии, Кипра, Латвии, Мальты, Португалии, России, Румынии, Словении, Франции, Хорватии и других стран, входящих в Совет Европы. Участники конференции наметили стратегии Совета Европы в области медиаобразования на ближайшие годы. В итоговом документе была отмечена необходимость введения медиаобразования как обязательного компонента обучения в школах и вузах европейских стран, важность развития медиаграмотности, медиакомпетентности в современном демократическом обществе.

Однако до сих пор в социальной практике медиаобразование путают с компьютерной грамотностью.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: