Современные модели медиаобразовательной деятельности

Одна из ключевых проблем современного медиаобразования заключается в том, что задачи медиаобразования педагоги решают, как правило, в отрыве от медиасреды и медиасообщества. В свою очередь медиасообщество пока не выработало своего отношения к медиаобразованию, пребывая в затяжном переходном периоде, в состоянии преобразований, вызванных адаптацией к рыночным условиям, поиском своей роли в новой медиареальности. Что касается научного сообщества, то теоретики СМИ и журналистики, за редким исключением, пока еще находятся только на подступах к осмыслению роли медиаобразования в средствах массовой коммуникации.

Подавляющее большинство научных статей и диссертаций, так или иначе затрагивающих вопросы медиаобразования, относятся к области педагогики и практически не исследуют продуктивную функцию

-104-

медиаобразования по отношению к феномену медиа, который в данном контексте равнозначен по объему образовательной составляющей предмета. Можно вспомнить только экспертный опрос А.В. Шарикова на конференции «Новые тенденции в медиаобразовании», проходившей в Тулузе в 1990 году, когда исследователем в перечень вопросов был включен вопрос об отношении экспертов к идее связи между медиаобразованием и развитием самих медиа.

Недостаточно работ, где исследовалась бы молодежь, как аудитория СМИ, на которую и направлена вся сила воздействия медиа. (В.С. Собкин, Г.Г. Силласте, М.Е. Аникина, А.В. Шариков, С.Б. Цымбаленко). Совершенно не освоенной оказалась тема взаимодействия и взаимовлияния молодежной медиаобразованной аудитории и средств массовой информации.

Лишь в последние годы появились работы, раскрывающие медиаобразовательный потенциал журналистики. В России подобные подходы к медиаобразованию разрабатываются в Белгородском государственном университете. На факультете журналистики БелГу проведены три научно-практические конференции «Журналистика и медиаобразование», выпущены сборники материалов с аналогичным названием.

Разворачиваются исследования в этом направлении специалистами Сибирской ассоциации медиаобразования и Томского института информационных технологий. В Томске проходят конференции «Медиаобразование в развитии науки, культуры, образования и средств массовой коммуникации», регулярно издаются материалы конференций, в издании которых принимают участие ученые и практики в области СМИ, коммуникативистики, медиаобразования.

Между тем, в теории медиаобразования возникает принципиально новая концепция, вызванная к жизни существенными преобразованиями в сфере журналистики и молодежной аудитории. Молодежная аудитория в этой концепции является не только потребителем предлагаемой СМИ информации, не только адекватно ее оценивает, но и выступает как активная участница информационного производства, способная существенно влиять на политику СМИ.

-105-

Эта концепция реализуется в новой интерактивной (журналистской) модели медиаобразования, которую следует отличать от педагогической модели. Основанием для разграничения данных моделей служит пространственно-ролевое расположение участников медиаобразовательной деятельности в существующей системе координат.

В структуре педагогической модели педагог и учащийся находятся в отношениях по поводу медиа. Они их изучают, получают о них дополнительные сведения, описывают, оценивают. Учитель на медиаобразовательных уроках эпизодически использует элементы интерактивного обучения (методы проектов, мозгового штурма, дебатов, интервьюирования) в ряду других элементов педагогического воздействия. Учащийся выступает в своей единственной роли – обучаемого. При этом журналистика, каналы коммуникации, аудитория в координатах педагогической модели существуют как предмет изучения или ученического опыта.

Интерактивная (журналистская) модель формируется на основе отношений участников медиаобразовательной деятельности внутри медийного пространства. Медиаспециалисты, которые занимаются в СМИ медиаобразованием, берут на себя некоторые функции педагогов, используя различного рода медиаобразовательные технологии. При этом журналист работает с адресатом, как с представителем аудитории, погружает в профессию, побуждает выполнять функции профессионального журналиста. «Обучаемый» и есть сама аудитория. Роль «педагог» и «ученик» полностью совмещаются с ролями «журналист» и «аудитория». Интерактив в журналистской модели является инструментом медиадеятельности и заключается в партнерстве, совместной творческой работе профессиональных журналистов и аудитории. Результат медиадеятельности в интерактивной модели выражается в готовом продукте и, в конечном счете, в приращении медиакомпетентной аудитории СМИ.

Для наглядности сравним характеристики педагогической и интерактивной (журналистской) моделей медиаобразовательной деятельности (см. табл. 6).

-106-


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: