Теории медиаобразования

Современное научно-теоретическое поле медиаобразования представляет собой живописную картину разнообразных теорий медиаобразования. На сегодняшний день их насчитывается более десяти. При этом сохраняется тенденция возникновения новых, и каждая «новая» во многом повторяет уже существующие. Это обусловлено относительной молодостью самого научного направления медиаобразования, сложностью и незавершенностью формирования современных медиасистем, а также национальными особенностями систем образования. На русском языке наиболее полно анализ теорий медиаобразования представлен в трудах А.В. Федорова и представителей его научной школы [112].

Инъекционная» («защитная», «протекционистская», «прививочная») теория медиаобразования.

Данную теорию часто называют также «теорией гражданской защиты» (то есть опять-таки защиты от медиа) или теорией «культурных ценностей» (имеется в виду, что негативному воздействию медиа противопоставляются «вечные ценности классического культурного наследия» (к примеру, искусство античности или ренессанса).

Считается, что медиа оказывают очень сильное, прямое, в основном негативное воздействие на аудиторию. К примеру, дети «внедряют» в жизнь приемы насилия, увиденные на экране. Аудитория состоит из массы пассивных потребителей, которые, как правило, не могут понять сути медиатекста. Главная цель медиаобразования состоит в том, чтобы смягчить негативный эффект чрезмерного увлечения медиа (в основном по отношению к детской и

-94-

молодежной аудитории).

Такой подход особенно распространен в США. Некоторые американские педагоги руководствовались этой теорией начиная с 30-х – 40-х годов ХХ века, рассматривая медиа как «агента культурной деградации» [113]: в этом обвинялись комиксы, реклама в прессе и на телевидении, «желтые» массовые издания с их навязыванием стереотипов. В современной Америке лидерами в этой области являются медиапедагоги и исследователи четырех университетов – Калифорнийского (Б. Вилсон, Д. Канкэл, Э. Доннерштайн и др.), Северной Каролины (Ф. Бьокка, Дж. Браун и др.), Техасского (Э. Вортелла, Ч. Витни, Р. Лопес и др.) и Мэдисон (штат Висконсин).

В 90-х годах «защитное» движение получило поддержку со стороны образованной при ЮНЕСКО Международной палаты «Дети и насилие на экране». Эта организация, сотрудничающая со многими медиапедагогами мира, организует международные конференции, выпускает специальные журналы, интернетные сайты, книги [114], посвященные проблеме негативного влияния медиа на детскую аудиторию.

Теория «гражданской защиты» в российском медиаобразовании нашла свое наиболее полное отражение в монографии А.В. Федорова «Права ребенка и проблема насилия на российском экране» [115]. Ее ценность заключается в том, что здесь проанализированы социологические, правовые, культурологические, психологические, искусствоведческие и педагогические проблемы, связанные с воздействием, следствием контактов несовершеннолетней аудитории с изображением насилия на экране (кино, ТВ, видео, компьютерные игры и т.д.).

2. Теория медиаобразования как источник «удовлетворения потребностей» аудитории[116].

Имеется в виду, что влияние медиа на аудиторию ограничено, человек может сам выбрать и оценить медиатекст в соответствии со своими потребностями. Следовательно, цель медиаобразования видится в том, чтобы научить молодого человека извлекать из медиа максимум пользы в соответствии со своими пристрастиями. Вопрос заключается в том, кто будет формировать у подростка запросы, регулировать медиапотребление?

-95-

Этот взгляд на медиаобразование близок к потребительской философии. «Можно уважать точку зрения молодого поколения, но целью медиаобразования является все-таки расширение медиаопыта молодежи, а в конечном итоге – практическое осмысление действительности», – считает Н.Б. Кириллова [117]. Данная концепция медиаобразования полностью противоположна «инъекционной». Если первая сконцентрирована на отрицательном влиянии медиа, то вторая – на его положительном, полезном эффекте. Она также не безупречна в постановке задач.

Практическая» теория медиаобразования.

Данный подход известен также под названием «медиаобразование как «таблица умножения» (имеется в виду, что практические умения работы с медиааппаратурой молодежи надо знать также хорошо, как таблицу умножения).

Теоретической базой этой теории является адаптивная теория «потребления и удовлетворения» в области медиа (например, дети интересуются медиатехникой, значит, надо удовлетворить их потребности – научить их фотографировать, снимать фильмы на кино-видеопленку, монтировать, озвучивать их и т.д.).

Согласно этой теории считается, что влияние медиа на аудиторию ограничено, молодежь сама может оценить медиатекст в соответствии со своими представлениями. Главное, научить использовать медиааппаратуру, в том числе и для создания собственных медиатекстов.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: