Идеологическая теория медиаобразования

Теоретическая базой этой теории является марксистская теория медиа, согласно которой считается, что медиа способны очень сильно манипулировать общественным мнением в интересах того или иного социального класса. Детская аудитория становится самой легкой мишенью для воздействия с помощью медиа [121].

В этом случае главная цель медиаобразования – вызвать у аудитории желание изменить систему массовой коммуникации (если у власти в стране находятся силы, далекие от марксистских теорий), или, наоборот, внушить, что сложившаяся система медиа – самая лучшая (если власть в государстве принадлежит лидерам марксистского толка).

Данная теория предполагает очень сильное воздействие медиа на аудиторию. Медиа «впрыскивают» идеологию непосредственно в массовое сознание. Медиа распространяют идеи в соответствии с установками правящего класса. При этом аудитория делится на социальные классы, и в капиталистическом обществе рабочий класс становится пассивной жертвой медиаинформации правящего класса [122], который стремится свои интересы выдать за общественные или национальные. В «социалистическом обществе», напротив, предполагается, что медиа являются адекватным рупором коммунистических идей, которые должны активно поддерживаться всеми гражданами государства. Так или иначе, на первый план выходят политические, классовые и моральные ценности. Медиа рассматриваются как некое поле «идеологической борьбы». Данная теория была широко распространена в России в 20-х – 80-х годах ХХ века и в странах Восточной Европы (в 50-е – 70-е годы того же столетия).

-99-

В настоящее время идеологическая (или марксистская) теория медиаобразования в какой-то степени трансформировалась: на первый план стал выходить не классовый, а национально-региональный, социально-политический подход к медиаинформации.

Следует признать, что сегодня в России наблюдаются симптомы возвращения к идеологической теории медиаобразования. Государство приходит к пониманию эффективности этой деятельности для формирования мировоззрения и начинает перехватывать инициативу у институтов гражданского общества. В этой тенденции заключена реальная опасность трансформации живого творческого процесса медиаобразования в жесткие рамки идеологических конструкций.

Семиотическая теория медиаобразования.

Согласно этой теории, медиа часто стремятся завуалировать многозначный знаковый характер своих текстов, это угрожает свободе потребления медиаинформации. Аудитория, в первую очередь, детская слишком пассивна по отношению к «чтению» медиатекстов, поэтому, главная цель медиаобразования – помочь детям «правильно читать» медиатекст [123]. Основным содержанием медиаобразования становятся коды и «грамматика» медиатекста, то есть язык медиа, а образовательной стратегией – обучение правилам декодирования медиатекста, описания его содержания, ассоциаций, особенностей языка и т.д.

Материалом для семиотического анализа могут стать не только произведения «высокого искусства», но любые тиражируемые объекты – игрушки, туристические путеводители, обложки для журналов и т.д. При этом главенствует принцип «непрозрачности» медиатекста, так как медиа не отражают реальность, но представляют (репрезентируют) ее.

Данная теория предполагает непрямой эффект воздействия медиа на аудиторию. Медиа в целом формируют отношения в обществе, сохраняют его стабильность. При этом аудитория состоит из неоднородной массы пассивных разобщенных, индивидуумов, которые лишены способности адекватно оценивать реальность медиатекстов. Создателем этой теории является видный американский ученый Дж. Гербнер [124]. Его концепция имела наиболее сильное влияние в 60-е – 70-е годы ХХ века.

-100-

Культурологическая теория медиаобразования.

Культурологическая теория утверждает, что медиа, скорее, предлагают, чем навязывают интерпретацию медиатекстов. Аудитория всегда находится в процессе диалога с медиатекстами и их оценивания [125]. Аудитория не просто «считывает» медиаинформацию, а вкладывает различные смыслы в воспринимаемые медиатексты, самостоятельно их анализирует. Отсюда вытекает главная цель медиаобразования - помочь молодому человеку понять, как медиа могут обогатить их восприятие, знания о мире.

Наиболее сильные позиции данная теория имеет в Великобритании (Д. Бэкингем, К. Бэзэлгэт, Э. Харт и др.) и Канаде (Б. Дункан, К. Ворсноп и др.), хотя имеет немало сторонников и в других странах мира (во Франции, Австралии, Германии, России и др.).

Данная теория предполагает сильное влияние медиа на аудиторию. Медиатекст рассматривается в виде сложной структуры значений и «кодов». Текст, посланный с одной целью, может быть прочитан в ином ключе. Медиа представляется полем борьбы различных социальных концепций. При этом аудитория рассматривается не пассивной массой «управляемых» индивидуумов, а сообществом «субкультурных формаций» или групп, которые имеют различные культурные ориентации, по-разному «декодируют» медиатексты. Данная теория возникла в Западной Европе в середине 60-х годов ХХ века и на сегодняшний день имеет достаточно сильные позиции. К культурологической теории медиа достаточно близка и теория «диалога культур» М.М. Бахтина [126].


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: