Основания возникновения права государственной(муниципальной) собственности

 

Возникновение права собственности. Право собственности принадлежит к числу таких субъективных прав, которые могут возникнуть лишь при наличии определенного юридического факта, а иногда и их совокупности. Эти юридические факты называются основаниями возникновения права собственности.

Среди различных оснований возникновения права государственной собственности необходимо выделить общегражданские(прибыль, полученная муниципальными предприятиями и учреждениями; имущество, приобретённое по сделкам, в том числе поступления от сдачи муниципального имущества в аренду, и иные основания) и специальные способы приобретения государственной собственности. К первой группе способов относятся основания, по которым собственником может стать не только государство, но и любой другой субъект гражданского права. Вторую группу составляют основания, по которым только государство может стать собственником соответствующего имущества.

Здесь рассматриваются только специальные способы приобретения права государственной собственности: национализация, реквизиция, конфискация, иные случаи принудительного изъятия государством имущества из частного владения; налоги и иные обязательные платежи (пошлины, сборы и т.д.), переход по наследству выморочного имущества.

В свою очередь, каждый из названных способов в соответствии с общепринятой классификацией оснований возникновения права собственности может быть отнесен к первоначальным либо производным способам возникновения права собственности (см. параграф 5 гл. 15 учебника).

Национализация представляет собой принудительное изъятие имущества из частной собственности в собственность государства на основании специальных законодательных актов. Она проводится с выплатой бывшим собственникам определенной компенсации.

В период становления Советской власти в нашей стране в основном использовалась форма прямой экспроприации, т.е. безвозмездного изъятия имущества из частной собственности в собственность государства. В настоящее время принудительное отчуждение имущества для государственных нужд допускается нашим законодательством при условии предварительного и равноценного возмещения (ст. 35 Конституции РФ, ст. 235, 306 ГК), что соответствует идее правового государства.

Статья 306 ГК определяет общее правило о последствиях прекращения права собственности в силу закона. В ней установлено, что в случае принятия Российской Федерацией закона, прекращающего право собственности, убытки, причиненные собственнику в результате принятия этого акта, в том числе стоимость имущества, возмещаются государством. Споры о возмещении убытков, причиненных в результате национализации, разрешаются судом.

Иностранные инвестиции могут быть национализированы, а также подвергнуты конфискации и реквизиции в исключительных, предусмотренных законодательными актами случаях, когда эти меры принимаются в общественных интересах. При осуществлении национализации и реквизиции иностранному инвестору выплачивается быстрая, адекватная и эффективная компенсация, которая служит гарантией от принудительных изъятий и незаконных действий государственных органов и их должностных лиц2.

Реквизиция (ст. 242 ГК) является принудительным изъятием имущества у собственника в государственных, общественных интересах с возмещением ему стоимости реквизированного имущества, осуществляемым при обстоятельствах, носящих чрезвычайный характер.

Реквизиции может быть подвергнуто имущество собственника в случаях, когда эта мера вызывается неотложными общественными нуждами и сопряжена со стихийными бедствиями, с авариями, эпидемиями, эпизоотиями, другими чрезвычайными обстоятельствами. Реквизиция проводится по решению органов государственной власти, в порядке и на условиях, установленных законодательными актами. Оценка, по которой собственнику возмещается стоимость реквизированного имущества,можетбыть оспорена им в суде.

Лицо, имущество которого реквизировано, вправе при прекращении действия обстоятельств, в связи с которыми проведена реквизиция, требовать по суду возврата сохранившегося имущества.

Под конфискацией (ст. 243 ГК) понимается принудительное безвозмездное изъятие имущества в собственность государства в качестве санкции за правонарушение. Конфискация – карательная мера, применяемая в случаях, предусмотренных законом. Решение о конфискации выносится судом. Конфискация может проводиться в административном порядке (например, при нарушении таможенных правил – ст. 16.1 КоАП). Решение о конфискации, принятое в административном порядке, может быть оспорено в суде (ст. 30.1 КоАП).

Лицо, чье имущество было незаконно реквизировано или конфисковано, имеет право обратиться в суд с иском о возмещении имущественного ущерба. Иск предъявляется к тому государственному органу, должностным лицом которого проведена незаконная конфискация или реквизиция.

Порядок возврата конфискованного имущества определяется Положением о порядке возмещения ущерба, причиненного гражданину незаконными действиями органов дознания, предварительного следствия, прокуратуры и суда, утвержденным Указом Президиума Верховного Совета СССР от 18 мая 1981 г. N 4892-х1; Положением о порядке возврата гражданам незаконно конфискованного, изъятого или вышедшего иным путем из владения в связи с политическими репрессиями имущества, возмещения его стоимости или выплаты денежной компенсации, утвержденного постановлением Правительства РФ от 12 августа 1994 г. N 926, ст. 135 УПК и другими нормативными актами.

К иным случаям принудительного изъятия имущества из частной собственности относятся:

- выкуп (продажа с публичных торгов) недвижимого имущества в связи с изъятием земельного участка, на котором оно находится (ст. 239 ГК);

- выкуп бесхозяйственно содержимых культурных ценностей (ст. 240 ГК);

- приобретение в государственную собственность имущества, которое в силу закона не может принадлежать данному лицу (ст. 238 ГК).

Указанные случаи принудительного прекращения права собственности предполагают переход имущества не только в государственную (муниципальную), но и частную собственность посредством продажи с публичных торгов. Однако требование о принудительном выкупе указанных выше объектов может быть заявлено только государством.

Имущество, находящееся в государственной или муниципальной собственности отчуждается в собственность граждан или юридических лиц по решению собственника в порядке, предусмотренном законом о приватизации (п. 2 ст. 235 ГК).

Учитывая данные обстоятельства, принудительный выкуп указанных объектов следует отнести к специальным основаниям возникновения права собственности, присущим только государству.

Приобретение государством права собственности на имущество, находящееся на земельном участке, который изымается для государственных или муниципальных нужд ввиду его ненадлежащего использования, предусматривает соблюдение определенной процедуры изъятия земельного участка.

При изъятии земельного участка для государственных и муниципальных нужд выносится решение о выкупе земельного участка, которое может быть принято федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов РФ. Решение об изъятии (выкупе) земельного участка подлежит государственной регистрации в органе, осуществляющим регистрацию прав на земельный участок (п. 4 ст. 279 ГК). Собственник должен быть извещен о произведенной регистрации с указанием ее даты, а также о предстоящем выкупе принадлежащего ему земельного участка не позднее чем за год до его изъятия.

Изъятие земельного участка в связи с ненадлежащим его использованием предполагает установление фактов использования земельного участка не по целевому назначению (ст. 284 ГК) либо использования с нарушением законодательства (ст. 285 ГК).

Возникновение права собственности на основании уплаты налогов и иных обязательных платежей характеризуется тем, что для его возникновения необходимо действие обязанных лиц во исполнение предписаний налогового законодательства об изъятии средств отдельных собственников для общегосударственных нужд.

Налоги служат важнейшим экономико-правовым средством государственного регулирования хозяйственной деятельности. Действенность этих средств зависит от множества факторов, в том числе и от размеров обязательных платежей (прежде всего налогов), позволяющих сдерживать либо, наоборот, стимулировать хозяйственную деятельность.

Согласно российскому законодательству выморочное имущество, у которого не оказалось наследников, переходит к государству как наследнику (в некоторых странах, например, во Франции, переход выморочного имущества осуществляется на основе права «оккупации», не исключающей приобретение права собственности на такое имущество другими субъектами гражданского права).

Согласно ст. 1151 ГК выморочным признается имущество, у которого нет наследников как по закону, так и по завещанию, либо никто из наследников не имеет права наследовать или все наследники отстранены от наследования (статья 1117), либо никто из наследников не принял наследства, либо все наследники отказались от наследства и при этом никто из них не указал, что отказывается в пользу другого наследника (статья 1158).

Выморочное имущество в виде расположенного на территории Российской Федерации жилого помещения, если свидетельство о праве на наследство на данное жилое помещение не выдано до дня вступления в силу Федерального закона от 29 ноября 2007 г. N 281-ФЗ «О внесении изменений в часть третью Гражданского кодекса Российской Федерации», переходит в порядке наследования по закону в собственность муниципального образования, в котором данное жилое помещение расположено, а если оно расположено в субъекте Российской Федерации - городе федерального значения Москве или Санкт-Петербурге, - в собственность такого субъекта Российской Федерации. Данное жилое помещение включается в соответствующий жилищный фонд социального использования1.

Выморочное имущество, находящееся за рубежом, переходит по наследству к государству по правилам, установленным в договорах о правовой помощи, участником которых является Россия. По общему правилу, выморочное движимое имущество передается государству, гражданином которого к моменту смерти является наследодатель, а выморочное недвижимое имущество переходит в собственность государства, на территории которого оно находится.

Государственная собственность прекращается также в результате такого специального способа прекращения права собственности, каким является приватизация.

Под приватизацией понимается переход имущества из публичной (государственной или муниципальной) в частную собственность граждан или юридических лиц в порядке и на условиях, предусмотренных специальным законодательством о приватизации. При приватизации государственного и муниципального имущества применяются положения, предусмотренные Гражданским кодексом, регулирующие порядок приобретения и прекращения права собственности, если законом о приватизации не предусмотрено иное (ст. 217 ГК). Это означает, что «в соответствии с общим правилом об исключении специальным законом действия общего закона отношения приватизации выведены в основном из-под действия правил Кодекса»1.

Основными нормативными актами, регламентирующими приватизацию, являются Федеральный закон от 21 декабря 2001 г. N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества"3(далее - Закон), другие федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними иные нормативные правовые акты РФ, в том числе Программы приватизации, законы и иные нормативные акты субъектов РФ.

Статья 13 Федеральный закон от 21 декабря 2001 г. N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества" о приватизации государственного и муниципального имущества предусматривает десять способов приватизации государственного и муниципального имущества:

- преобразование унитарного предприятия в открытое акционерное общество;

- продажа государственного или муниципального имущества на аукционе;

- продажа акций открытых акционерных обществ на специализированном аукционе;

- продажа государственного или муниципального имущества на конкурсе;

- продажа за пределами территории РФ находящихся в государственной собственности акций открытых акционерных обществ;

- продажа акций открытых акционерных обществ через организатора торговли на рынке ценных бумаг;

- продажа государственного или муниципального имущества посредством публичного предложения;

- продажа государственного или муниципального имущества без объявления цены;

- внесение государственного или муниципального имущества в качестве вклада в уставные капиталы открытых акционерных обществ;

- продажа акций открытых акционерных обществ по результатам доверительного управления.

По общему правилу, приватизация осуществляется путем возмездного отчуждения государственного и муниципального имущества в пользу частных лиц (физических и юридических). В соответствии со ст. 6, 14 Закона решение о выборе способа приватизации государственного и муниципального имущества принимают соответственно Правительство РФ, органы государственной власти субъектов РФ и органы местного самоуправления.

Продажа государственного и муниципального имущества проводится в форме открытого аукциона. Согласно п. 1 ст. 18 Закона на аукционе продается имущество, если его покупатели не должны выполнять какие-либо условия в связи с приобретением ими объектов приватизации. Победителем на аукционе становится тот покупатель, который предложил наиболее высокую цену за выставленный на аукционе объект. В течение пяти дней с даты подведения итогов аукциона с его победителем заключается договор купли-продажи.

Продажа акций открытых акционерных обществ проводится в форме межрегионального специализированного аукциона, используемого при продаже акций небольших предприятий, и всероссийского специализированного аукциона, используемого, как правило, при продаже крупных пакетов акций открытых акционерных обществ.

Покупателем признается лицо, предложившее за государственное или муниципальное имущество наибольшую цену. При поступлении одинаковых предложений покупателем признается лицо, подавшее заявку ранее других лиц.

Продажа государственного или муниципального имущества на конкурсе осуществляется в соответствии со ст. 20 Закона. На конкурсе могут продаваться предприятие как имущественный комплекс или акции созданного при приватизации открытого акционерного общества, которые составляют более чем 50 % его уставного капитала, при условии, что в отношении объекта приватизации его покупатель обязан выполнить объявленные организаторами конкурса условия.

Конкурс является открытым по составу участников и закрытым по форме подачи предложений о цене имущества. Право приобрести в собственность выставленный на конкурс объект приватизации получает тот покупатель, который предложил наиболее высокую цену за этот объект, взяв на себя выполнение всех обязательств, предусмотренных условиями конкурса.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: