По характеру и объему полномочий

- руководители – должностные лица местного самоуправления, выполняющие организационно-распорядительные функции в органах местного самоуправления:

- руководители органов и структурных подразделений местного самоуправления, их заместители;

- специалисты – лица обеспечивающие полномочия органов и выборных должностных лиц местного самоуправления: консультант главы муниципального образования, управления, отдела, службы, главный и ведущий специалисты и др.

2) в зависимости от требований, предъявляемых к уровню образования и профессиональной подготовки подразделяются на группы соответственно делению муниципальных должностей муниципальной службы: высшие, главные, ведущие, старшие, младшие.

3) с учетом квалификационных разрядов:

› действительный муниципальный советник 1, 2, 3-го класса;

› муниципальный советник 1, 2, 3-го класса;

› советник 1, 2, 3-го класса;

› старший референт муниципальной службы 1, 2, 3-го класса;

› референт муниципальной службы 1, 2, 3-го класса.

 

Правовой статус муниципального служащего

 

Правовое положение муниципального служащего определяется в федеральном законодательстве (Конституция, Законы и др.), в законах и нормативно-правовых актах субъектов Федерации, а также в уставах и иных правовых актах муниципальных образований.

Возможность физического лица вступать в качестве муниципального служащего в административно-правовые отношения, быть носителями конкретных юридических прав и обязанностей по муниципальной службе связана с наличием у него правового качества, которое называется правосубъектность.

Правосубъектность муниципального служащего возникает с момента замещения (назначения на должность) им определенной муниципальной должности и составляет основу правового статуса муниципального служащего, который включает в себя три основных элемента: права, обязанности и ответственность и дополнительных - ограничения и гарантии.

 

Основой правового статуса муниципального служащего являются его права и обязанности. Согласно разграничению полномочий в сфере регулирования муниципальной службы, федеральные законы не содержат их конкретного перечня, он устанавливается законодательством субъектов Федерации. При этом надо иметь в виду, что он не является исчерпывающим, а определяет только основные из них. Дополнительно к ним муниципальные образования в своих уставах могут отражать и другие права и обязанности, исходя из местных условий и традиций, специфики муниципального образования (экономическое развитие, специализация экономики) и других факторов.

Административно-правовой статус муниципального служащего имеет свои особенности:

- права и обязанности муниципального служащего устанавливаются в пределах компетенции органа местного самоуправления;

- носит производный характер - деятельность муниципального служащего подчинена осуществлению задач и функций органа местного самоуправления, в котором он проходит службу;

- права и обязанности обладают единством – права являются и обязанностью и должны осуществляться в интересах населения муниципального образования и государства;

- предписания муниципальных служащих обязательны для исполнения на территории данного муниципального образования всеми физическими и юридическими лицами, независимо от их организационно-правовой формы и их форм собственности;

- реализация прав и обязанностей гарантируется государством;

- ограничения общегражданских прав и особая дополнительная ответственность направлена на повышение эффективности муниципальной службы.

 

Содержание правового положения муниципального служащего характеризуется общегражданскими (муниципальные служащие пользуются всеми правами и свободами и несут обязанности наравне со всеми гражданами) и служебнымиправами и обязанностями.

Должностные обязанностимуниципального служащего являются производными от задач, функций и полномочий органа местного самоуправления, обеспечить исполнение которых и должна муниципальная служба.

Служебные права и обязанности подразделяются на:

♦   общие для всех муниципальных служащих:

•  относящиеся к существу служебной деятельности по осуществлению местного самоуправления (обеспечивать соблюдение и защиту Конституции, законов государства, прав и законных интересов граждан на территории данного муниципального образования и др.);

•  сопутствующие статусу муниципального служащего (не совершать действий, подрывающих авторитет муниципального служащего, хранить государственную и иную охраняемую законом тайну и др.).

♦   специальные, связанные с конкретными должностями и сферами деятельности органа местного самоуправления.

 

Среди прав, предоставленных Законом «Об основах муниципальной службы в Российской Федерации» от 08.01.1998 г. и Законом Московской области муниципальному служащему предоставлены следующие права:

› знакомиться с документами, относящимися к деятельности, и получать информацию и материалы, необходимые для исполнения должностных обязанностей;

› посещать в установленном порядке предприятия и учреждения независимо от форм собственности для исполнения обязанностей по службе;

› принимать решения в пределах своей компетенции;

› продвигаться по службе и на повышение денежного содержания с учетом квалификации и профессиональных качеств;

› повышать квалификацию и проходить переподготовку за счет средств местного бюджета;

› выходить в отставку, получать пенсионное обеспечение и др.

 

Указанными выше законодательными актами установлены следующие обязанности муниципального служащего:

- обеспечивать поддержку конституционного строя и соблюдение Конституции РФ, федеральных законов и субъектов Федерации, нормативно-правовых актов муниципального образования;

- добросовестно исполнять должностные обязанности и распоряжения вышестоящих руководителей (в пределах их компетенции);

- обеспечивать, соблюдать и защищать права и законные интересы граждан;

- соблюдать установленные правила внутреннего трудового распорядка;

- поддерживать свой уровень квалификации, достаточный для исполнения должностных обязанностей;

- хранить государственную и иную охраняемую законом тайну и др.

 

Предоставляя определенные права и возлагая обязанности необходимые для выполнения задач по государственному управлению, Федеральным законом «Об основах муниципальной службы в Российской Федерации» от 08.01.1998 (ст.11) устанавливает социально-экономические, политические и моральные ограничения,связанные с муниципальной службой. Для муниципального служащего не допускается:

~ занятие другой оплачиваемой деятельностью, кроме педагогической, научной и иной творческой деятельности;

~ быть депутатом (законодательного) представительного органа, а также членом иных выборных органов местного самоуправления;

~ состоять членом органа управления коммерческой организации;

~ быть представителем или поверенным по делам третьих лиц в муниципальном органе;

~ получать от физических и юридических лиц вознаграждение (подарки, деньги, ссуды, услуги, оплата развлечений, отдыха, транспортных расходов и др.) за исполнение служебных обязанностей в их интересах;

~ получать гонорары за публикации и выступления в качестве муниципального служащего;

~ принимать участие в забастовках;

~ использовать в неслужебных целях средства материально-технического, финансового и информационного обеспечения и др. муниципальное имущество и служебную информацию;

~ использовать свое положение в интересах политических партий и общественных объединений, в т.ч. религиозных, для пропаганды отношения к ним и с целью образования их структур в органе местного самоуправления и др.

К правовым нормам, закрепляющим правовой статус муниципального служащего, относятся также нормы устанавливающие основания, виды и порядок применения поощрений муниципального служащего.

 

За неисполнение или не надлежащее исполнение должностных обязанностей муниципальный служащий подлежит ответственности в соответствии с действующим законодательством и уставом муниципального образования. Под ответственностью муниципального служащего понимается обязанность муниципального служащего претерпеть определенные лишения личного, имущественного и организационного характера за совершенное им правонарушение.

В отношении муниципальных служащих предусмотрены следующие виды ответственности:

a) дисциплинарная – за совершение дисциплинарного проступка (замечание, выговор, строгий выговор, предупреждение о неполном служебном соответствии, увольнение от должности);

b) административная – за совершение административных правонарушений;

c) уголовная – за совершение уголовно наказуемых деяний;

d) материальная – за причинение материального вреда при исполнении служебных обязанностей.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: