Применение астрономии к образованию

78. Непосредственное применение этой энциклопедической теории — одновременно научной и логической — приводит нас, наконец, к тому, чему посвящен этот трактат. В самом Деле, из предыдущих объяснений вытекает, что главное вли­яние, сначала умственное, затем социальное, которое мы должны теперь искать в мудром всеобщем распространении положительных знаний, необходимо зависит от строгого ди­дактического соблюдения иерархического закона. Для каждого быстрого индивидуального образования, как и для медленного Коллективного просвещения, останется всегда необходимым, чтобы положительное мышление, развивая свое господство по Мере того, как увеличивается область его влияния, поднималась Мало-помалу от первоначального математического до конечного социологического состояния, проходя последовательно четыре


 


90


91


■< 1.5 Л


■;.'•■

 

93


промежуточные ступени — астрономическую, физическую, химическую и биологическую. Никакое личное превосходство не может совершенно избавить от этой основной постепен­ности, по поводу которой весьма уместно теперь лишь кон­статировать, что у высших умов наблюдается в этом отношении непоправимый пробел, обусловливавший иногда безрезультат­ность чрезвычайных философских усилий. Такой ход должен, таким образом, стать еще более необходимым во всеобщем воспитании, где специальности имеют мало значения и главная полезность которого — более логическая, чем научная — по существу требует полной рациональности, в особенности когда дело идет об установлении, наконец, правильного строя мысли.

Таким образом, это народное образование должно теперь относиться главным образом к первоначальной научной паре, пока оно не будет надлежащим образом популяризовано. Именно там все должны сначала черпать истинные элемен­тарные понятия общего положительного метода, приобретая знания, служащие основанием для всех других реальных умозрений. Хотя это строгое обязательство необходимо привело бы к помещению на первом плане наук чисто математических, нужно однако, принять во внимание, что речь идет еще не об установлении прямой и полной систематизации народного образования, но лишь о надлежащем сообщении философского импульса, который должен привести к этой систематизации. Поэтому легко признать, что такое движение должно в осо­бенности зависеть от астрономических знаний; последние по своей природе необходимо представляют полное проявление истинного математического метода, главное назначение кото­рого они в сущности составляют...

79. Это необходимое преобладание астрономической науки в первом систематическом распространении положительного образования вполне соответствуют историческому влиянию этой науки, являющейся до сих пор главным двигателем великих умственных переворотов. В самом деле, основное чувство неизменности естественных законов должно было сначала развиваться в области наиболее простых и наиболее общих явлений, необыкновенные правильность и величие которых показывают нам единственный реальный порядок, который совершенно независим от всякого человеческого воздействия.

Даже прежде, чем принять сколько нибудь истинно научный характер, этот класс представлений в особенности определил решительный переход от фетишизма к политеизму, вытекаю­щему везде из культа небесных светил. Его первоначальное математическое обоснование в школах Фалеса и Пифагора было впоследствии главной идейной причиной падения поли­теизма и торжества монотеизма. Наконец, систематическое


 

■'Э

оазвитие современного положительного мышления, открыто Стремящегося к новому философскому строю, является суще­ственным результатом великого астрономического переворота, начатого Коперником, Кеплером и Галилеем. Не приходится, таким образом, удивляться тому, что общее положительное образование, на которое должна опираться непосредственная победа окончательной философии, оказывается вначале также зависимым от этой науки, в виду необходимого соответствия между личным воспитанием и коллективной эволюцией. Именно эТо, без сомнения, является последней ролью, какую ей предстоит сыграть в общем развитии человеческого разума, который, раз достигнув у всех истинно положительного ха­рактера, должен будет шествовать затем, побуждаемый новым философским толчком, прямо исходящим от окончательной науки, отныне навсегда возведенной к своему нормальному господствующему положению. Такова чрезвычайная польза — не менее социального, чем умственного характера, — которую нужно, наконец извлечь из разумного популярного изложения теперешней системы здоровых астрономических знаний.

:;(..■:■!•'

'■'г.

>1;  ,i*i W ■■■

v..-,." л, '

,'(!.

•:Н-;                                              »•■ •■■■■■

it! ■-.'.: .:.!-                                                                 1-;■■.. ••>•*■
>■■■■  ..<. ь'.'К;                                                     '■ ■'."

:■"■■■-.■ .г,

р..- •;.....;..                 : ■

■:.". •■'.',.. ',(

•■'. И-

1.11? .:     ■ "I.  '.<>'        'I •■'


92


■                           Конт О.

КУРС ПОЛОЖИТЕЛЬНОЙ ФИЛОСОФИИ1

.E:;i                               Первая лекция

а* Цель этого курса или общие соображения о природе и

кг               значении положительной философии

В этой первой лекции я имею в виду ясно указать цель этого курса, т.е. точно определить то направление, в котором будут рассмотрены основные отрасли натуральной философии, указанные в представленной вам программе.

Без сомнения, характер этого курса можно будет понять вполне, т.е. настолько, чтобы составить о нем окончательное мнение, только тогда, когда отдельные его части будут развиты последовательно одна за другой. Таково обычное неудобство определений, относящихся к очень обширным системам идей, когда эти определения предшествуют самому изложению. Но общие положения можно рассматривать с двух точек зрения: или как общий взгляд на подлежащую доказательству систему, или как вывод из установленной уже системы, и если эти положения приобретают все свое значение только тогда, когда они рассматриваются со второй точки зрения, то и при первой точке зрения они имеют громадную важность, определяя с самого начала предмет исследования. Произведенное со всей возможной для нас строгостью общее ограничение поля наших исследований есть вступление, особенно необходимое, по на­шему мнению, для столь обширного и до сих пор столь мало определенного труда, как тот, к которому мы теперь присту­паем. В силу этой логической необходимости я считаю нужным теперь же указать вам на целый ряд основных соображений, которые вызвали появление этого курса, и которые впослед­ствии будут развиты с той подробностью, какую заслуживает чрезвычайная важность каждого из них. Чтобы лучше объяс­нить истинную природу и особый характер положительной философии, необходимо прежде всего бросить общий взгляд на последовательное движение человеческого духа, рассматри­вая его во всей совокупности, так как ни одна идея не может быть хорошо понята без знакомства с ее историей.

Изучая таким образом весь ход развития человеческого ума в различных сферах его деятельности, от его первого простей­шего проявления до наших дней, я, как мне кажется, открыл главный основной закон, которому это развитие подчинено

■Из кн.: Конт О. Курс положительной философии. В 6-ти томах. СПб, 1900, т. 1.


безусловно, и который может быть твердо установлен или путеМ рациональных доказательств, доставляемых знакомством с нашим организмом, или с помощью исторических данных, извлекаемых при внимательном изучении прошлого. Этот закон состоит в том, что каждая из наших главных идей, каждая йз отраслей нашего знания проходит последовательно три различных теоретических состояния: состояние теологическое (или фиктивное), состояние метафизическое (или абстрактное), состояние научное (или положительное). Другими словами, человеческий дух по самой своей природе в каждом из своих исследований пользуется последовательно тремя способами мышления, по характеру своему существенно различными и даже прямо противоположными друг другу: сначала теологи­ческим методом, затем метафизическим и, наконец, положитель­ным методом. Отсюда и возникают три взаимно исключающие друг друга вида философии, или три общие системы воззрений на совокупность явлений: первая есть необходимая исходная точка человеческого ума; третья — его определенное и окончательное состояние; вторая служит только переходной ступенью.

В теологическом состоянии человеческий дух, направляя свои исследования главным образом на внутреннюю природу вещей, первые и конечные причины поражающих его явлений, стремясь одним словом, к абсолютному познанию, воображает, что явления производятся прямым и постоянным воздействием более или менее многочисленных сверхъестественных факто­ров, произвольное вмешательство которых объясняет все ка­жущиеся аномалии мира.

В метафизическом состоянии, которое на самом деле представляет собою только общее видоизменение теологиче­ского, сверхъестественные факторы заменены абстрактными силами, настоящими сущностями (олицетворенными абстрак­циями), неразрывно связанными с различными вещами, и могущими сами собою производить все наблюдаемые явления, объяснение которых состоит в таком случае только в подыс­кании соответствующей сущности.

Наконец в положительном состоянии человеческий дух познает невозможность достижения абсолютных знаний, отка­зывается от исследования происхождения и назначения суще­ствующего мира и от познания внутренних причин явлений, и стремится, правильно комбинируя рассуждение и наблюде­ние, к познанию действительных законов явлений, т.е. их Неизменных отношений последовательности и подобия. Объ­яснение явлений, приведенное к его действительным пределам, ссТь отныне только установление связей между различными отдель­ными явлениями и несколькими общими фактами, число кото­рых уменьшается все более и более по мере прогресса науки.


 


94


95


Теологическая система дошла до высшей степени доступного ей совершенства, когда она заменила действием одного су­щества разнородные вмешательства многочисленных, неза­висящих друг от друга божеств, существование которых до этого момента предполагалось. Точно также и предел мета­физической системы состоит в замене всех разнообразных сущностей одной общей великой сущностью, природою, ко­торую и надлежало бы рассматривать как единственный ис­точник всех явлений.

Параллельно этому совершенство, к которому постоянно, хотя может быть и безуспешно, стремится положительная система, заключалось бы в возможности представить все отдельные подлежащие наблюдению явления как частные случаи одного общего факта, подобного, например, тяготению...

Со времени Бекона все здравомыслящие люди повторяют, что истинны только те познания, которые могут опираться на наблюдения. Это основное положение очевидно неопровержи­мо, если его применять, как это и следует делать, к зрелому состоянию нашего ума. Но относительно самого образования наших познаний не менее очевидно и то, что в первобытном своем состоянии человеческий дух не мог и не должен был мыслить таким образом, так как, если с одной стороны всякая положительная теория должна непременно опираться на на­блюдения, то с другой стороны для того, чтобы приступить к наблюдениям, наш ум нуждается уже в какой-нибудь теории. Если созерцая явления, мы не связывали бы их с каким-нибудь принципом, то для нас было бы невозможно не только соединить эти разрозненные наблюдения, и следовательно, извлечь из них какую-нибудь пользу, но даже и запомнить их; чаще всего явления остались бы незамеченными.

Таким образом, под давлением необходимости наблюдать, чтобы составлять себе истинные теории, и не менее настой­чивой необходимости создавать какие-нибудь теории, чтобы иметь возможность последовательно наблюдать, ум человечес­кий с самого начала попадет в заколдованный круг, из которого он никогда не выбрался бы, если бы к его счастью он не получил естественного выхода в самопроизвольном развитии теологических понятий, давших точку опоры его усилиям и доставивших пищу его деятельности. Таково независимо от связанных с ним важных социальных соображений, на которые я не могу даже намекнуть в этот момент, основное положение, доказьшающее логическую необходимость чисто теологического характера первоначальной философии.

...Если положительная философия и является действительно окончательным состоянием человеческого духа, состоянием к которому он постоянно стремился все сильнее и сильнее, тем

96


менее эта философия по необходимости должна была Начала, и притом в течении многих веков, пользоваться то £_£ методом, то как предварительной доктриной, теологиче­ской философией, отличительной чертой которой является ее самопроизвольность, вследствие чего в начале только она и была возможна и только она могла в достаточной степени заинтересовать младенческий ум. Теперь уж очень легко понять, qTO для перехода от этой предварительной философии к окончательной человеческий дух должен был усвоить себе в виде переходной ступени метод и доктрины метафизики. Последнее замечание необходимо для пополнения общего обзора указанного мною главного закона.

На самом деле не трудно понять, что наш ум, принуж­денный двигаться только почти незаметными шагами, не мог перейти вдруг непосредственно от теологической философии к положительной. Теология и физика так глубоко несовме­стимы друг с другом, и понятия их так радикально проти­воположны друг другу, что прежде чем отказаться от одних, чтобы пользоваться исключительно другими, человеческий ум должен был некоторое время прибегать к переходным поня­тиям, носящим смешанный характер и потому способным содействовать постепенному переходу.

Таково естественное назначение метафизических понятий, так как сами по себе они не приносят никакой действительной пользы. Заменяя при изучении явлений сверхъестественное направляющее действие соответствующею неразделенною сущ­ностью, хотя бы и понимаемую сначала только как эманация первого, человек понемногу приучился принимать во внимание только самые факты, понятия же о метафизических сущностях явлений отодвигались все далее и далее до тех пор, пока не превратились у всех здравомыслящих людей просто в абстрак­тные наименования явлений. Невозможно вообразить себе, при помощи какого другого процесса наш разум мог бы перейти °т совершенно сверхъестественных к чисто естественным соображениям, от теологического к положительному образу Мыслей.

Установив таким образом, насколько это возможно сделать

е входя в неуместные теперь подробные рассуждения, общий

кон развития человеческого духа, как я его понимаю, мы

ез ^УДа можем сейчас же точно определить истинную природу

^^Жительной философии, что и составляет истинную задачу

т°и лекции.

Из предшествовавшего видно, что основная характеристи-

ская черта положительной философии состоит в признании

И ЛЯВлений подчиненными неизменным законам, открытие

"введение числа которых до минимума и составляет цель

97

"*• 1684


. всех наших усилий, хотя мы и признаем абсолютно недоступ*.! ными и бессмысленными поиски первых или последних причин,: Бесполезно долго настаивать на принципе, который ныне

> хорошо известен всем тем, кто несколько глубже вникал g
<4 основанные наблюдения науки. Действительно, всякий знает

; что даже в самых совершенных объяснениях положительных

■ наук мы не претендуем на указанные первопричины явлений

так как таким образом мы только отодвинули бы затруднение

назад; мы ограничиваемся точным анализом обстоятельств

... возникновения явлений и связываем их друг с другом есте-

с ственными отношениями последовательности и подобия.

Таким образом мы говорим — я привожу пример, самый • замечательный — что все общие явления вселенной объясня­ются, насколько это возможно, Ньютоновским законом тяго-

> тения, так как, с другой стороны, эта чудная теория пред­
ставляет нам всё изумительное разнообразие астрономических

v 1 явлений как один и тот же факт, рассматриваемый с различных точек зрения: постоянное притяжение молекул друг у другу у: прямо пропорциональное массам и обратнопропорциональное квадратам расстояния; с другой же стороны, этот общий факт представляется как простое обобщение явлений, которое весь­ма близко к нам и которое мы поэтому считаем вполне нам известным, а именно тяжести тел на земной поверхности. Что же касается того, что такое притяжение и тяжесть сами;;> по себе и каковы их причины, то все эти вопросы мы считаем г: неразрешимыми, выходящими за пределы видения положитель-ое ной философии, и с полным основанием предоставляем их и воображению теологов или тонкому анализу метафизиков. т  Очевидное доказательство невозможности добиться решения этих вопросов можно видеть в том, что, всякий раз, когда.по этому предмету пытались сказать действительно что-нибудь -.•;.-:; разумное, наиболее великие умы могли определять эти два v-.', принципа только один при посредстве другого, утверждая, что: притяжение есть не что иное как всеобщая тяжесть, и что,: тяжесть состоит просто в земном притяжении. Такие объяс-. нения заставляют улыбаться, когда предъявляется претензия на знание внутренней природы вещей и способов происхождения явлений, но составляют однако все, что мы имеем наиболее удовлетворительного и показывают нам тождественность дву* родов явлений, которые долго считались совершенно незавй-, симыми друг от друга...

Охарактеризовав с доступною для меня в этом обзору

точностью дух положительной философии, развитию которое

л посвящается весь этот курс, я должен теперь исследовать, р

какой эпохе своего движения находится она в настоящее вреМ#>

и что еще нужно сделать, чтобы закончить ее построение'

98


для этого нужно прежде всего принять во внимание, что е 0хра-.~т нашего знания не могли с одинаковой быстротой «пойти три вышеуказанные главные фазы своего развития и, дед0вательно, не могли одновременно достигнуть положитель­ного состояния.

В этом отношении существует необходимый и неизменный 0рЯдок, которому следовали и должны были следовать в своем оазвитии различные виды наших понятий, и обстоятельное обсуждение которого составляет необходимое дополнение высказанного выше основного закона. Этот порядок представит исключительный предмет следующей лекции. В настоящее же время нам достаточно знать, что он зависит от различия в природе явлений, и определяется степенью их общности, простоты и относительной независимости, тремя условиями, ведущими, несмотря на все свое различие, к одной и той же цели. Так, к положительным теориям были сведены сперва астрономические явления как наиболее общие, наиболее простые и наиболее независимые от всех других, затем, последовательно и по тем же причинам, явления собственно земной физики, химии и наконец физиологии.

Нельзя указать точно на начало этого переворота, так как о нем, как и о всех великих событиях в жизни человечества, можно сказать, что он совершился понемногу, и в особенности со времени работ Аристотеля и Александрийской школы, и затем со времени введения арабами естественных наук в Западную Европу.

Однако так как во избежание неясности мысли полезно было бы точно определить эпоху, я укажу на сильное движение ума человеческого, вызванное два века тому назад соединен­ным воздействием правил Бэкона, идей Декарта и открытий Галилея, как на момент, начиная с которого дух гголожитель-Ной философии стал проявляться как очевидное противопо­ложение теологическим и метафизическим воззрениям; именно тогда положительные идеи окончательно освободились от Примеси суеверия и схоластики, которая более или менее сКрывала истинный характер всех предыдущих работ.

С этой памятной эпохи подъем положительной философии и Падение философий теологической и метафизической опре­делились чрезвычайно ясно, и наконец сделались настолько Чевидными, что ныне каждый понимающий дух времени аблюдатель не может не признать постоянного стремления 0^овеческого ума к положительным наукам и бесповоротного ^РИцания тех бессмысленных доктрин и предварительных мето-в> Которые были годны только для первых его проявлений...

Итак все приводится к простому вопросу о том, обнимает

Все разряды явлений положительная философия, которая

99


в последние два века получила такое широкое распростране­ние? Очевидно, нет, и поэтому предстоит еще большая научная работа для того, чтобы дать положительной философии харак­тер универсальности, необходимой для окончательного ее построения.

Действительно, в четырех только что названных главных категориях естественных явлений, т.е. явлениях астрономиче­ских, физических, химических и физиологических, можно за­метить существенный пропуск, именно явлений социальных которые, хотя и входят неявно в число явлений физиологи­ческих, но заслуживают однако (как по своей важности, так и по особенным трудностям их изучения) выделения их в особую категорию. Эта последняя группа понятий, относящих­ся к наиболее частным, наиболее сложным и наиболее зави­сящим от других явлениям, благодаря этому одному обстоя­тельству должна была совершенствоваться медленнее всех других, даже если бы и не было тех особых неблагоприятных условий, которые мы рассмотрим позднее. Как бы то не было, очевидно, что социальные явления не вошли еще в область положительной философии, и теологические и метафизические методы, которыми при изучении других родов явлений никто не пользуется ни как средством исследований, ни даже как приемом аргументации, до сих пор и в том и в другом отношении только одни и применяются при изучении соци­альных явлений, хотя недостаточность этих методов вполне сознается всеми разными людьми, утомленными бесконечными и пустыми пререканиями между божественным правом и главенством народа.

Итак, вот очень крупный, но очевидно единственный пропуск, который надо заполнить, чтобы закончить построение положительной философии. Теперь, когда человеческий дух создал небесную физику и физику земную, механическую и химическую, а так же физику органическую, растительную и животную, ему остается только закончить систему наблюда­тельных наук созданием социальной физики. Такова в-насто­ящее время самая крупная и самая настоятельная во многих существенных отношениях потребность нашего ума, и такова, я осмеливаюсь это сказать, первая и особая цель этого курса-

Относящиеся к изучению социальных явлений идеи, кото­рые я попытаюсь изложить и зародыш которых можно, кэК я надеюсь, найти даже в этой лекции, не имеют целью тотчас же дать социальной физике ту же степень совершенства, какут° имеют уже более ранние отрасли положительной философий» такое намерение было бы очевидно несбыточно, так как даЖе эти последние проявляют относительно развития своего огром­ное и притом совершенно неизбежное неравенство.

100                                                                                               л


р4ои идеи должны будут только придать последнему классу

удое познаний тот положительный характер, который уже ^-еют другие науки. Если только это условие будет в дей-^ительности выполнено, современная философская система с ' всей своей совокупности будет поставлена на прочное 3 ноБание, так как тогда не будет существовать ни одного доступного наблюдению явления, которое не входило бы в одну й3 установленных выше пяти великих категорий явлений: астрономических, физических, химических, физиологических и с0циальных. После того как все наши понятия станут одно­родными, философия окончательно достигнет положительного состояния; она не будет уже в состоянии изменять свой характер, и ей останется только развиваться бесконечно путем новых, постоянно увеличивающихся приобретений, которые явятся неизбежным результатом новых наблюдений и более глубоких размышлений.

Получив таким образом характер универсальности, которого она еще не имеет, положительная философия, сохраняя свое естественное превосходство, будет в состоянии вполне заме­нить теологическую и метафизическую философию, универ­сальность которых в настоящее время является их единствен­ным истинным достоянием, и которые, потеряв свое преиму­щество, будут иметь для наших потомков только чисто ис­торический интерес.

После такого объяснения специальной цели этого курса легко уже понять его вторую общую цель, которая делает его курсом положительной философии, а не только курсом соци­альной физики.

Действительно, так как построение социальной физики завершает систему естественных наук, то становится возмож­ным и даже необходимым подвести итоги всем приобретенным познаниям, достигшим к этому времени определенного и однородного состояния, чтобы согласовать их и представить как ветви одного дерева, а не продолжать считать их за отдельные тела...

Чтобы насколько возможно предупредить всякие неправиль­ные толкования, которые можно ожидать по поводу столь Нового курса, каким является настоящий, я считаю нужным

Предыдущим объяснениям присоединить еще несколько

°°бражений, относящихся непосредственно к всеобщности

с^еЧиальных познаний, которую не вдумчивые судьи могут

есть тенденцией этого курса, и которая вполне справедливо

РИдается совершенно противной истинному духу положитель-

Чет <^ИлосоФии' Эти соображения получат еще большее зна-

СоФии

с новой точки зрения, которая может окончательно

ъяснить общее о ней понятие

101


со*?*е потому, что они представят дух положительной фило-


В первобытном состоянии наших познаний не существует правильного разделения умственного труда, и одни и те же лица одновременно занимаются всеми науками. Такая орга­низация человеческого труда, сначала неизбежная и даже необходимая... понемногу изменяется по мере развития отдель. ных рязрядов понятий. По закону, необходимость которого очевидна, каждая отрасль научного труда незаметно отделяется от общего ствола, как только она разрастется настолько, чтобы выдержать отдельную обработку, т.е. как только она сделается способной сама по себе занимать умы нескольких человек. Этому разделению различных видов исследований между несколькими разрядами ученых мы обязаны тем удивительным развитием, которого в наши дни достигла каждая отдельная отрасль человеческого знания, и которое делает в настоящее время очевидно невозможной универсальность научных иссле­дований, столь легкую и обычную в древности.

Одним словом, разделение умственного труда, все более и более совершенствуемое, является одним из самых важных и характерных атрибутов положительной философии.

Но, признавая вполне поразительные результаты этого разделения труда, видя 'отныне в нем истинную основу ор­ганизации ученого мира, невозможно с другой стороны не почувствовать огромных неудобств, которые оно, при насто­ящем его состоянии, порождает благодаря чрезмерной узости идей, исключительно занимающих каждый отдельный ум. Этот печальный факт конечно неизбежен и до некоторой степени привходит в самый принцип разделения труда, так что мы в этом отношении никакими мерами не сравнимся с древними, превосходство которых происходило главным образом вслед­ствие ограниченности объема их познаний.

Однако мне кажется, что подходящими мерами можно избежать самых гибельных последствий чрезмерной специали­зации, не вредя при этом живительному действию разделения исследований. Необходимо этим заняться серьезно, ибо ука­занные неудобства, которые уже по своей природе стремятся все более и более увеличиваться, становятся очень заметными. По всеобщему признанию установленные ради достижения высшей степени совершенства наших работ деления различных отраслей естественной философии в конце концов не могут не считаться искусственными. Не будем забывать и того, что, несмотря на такое признание, в ученом мире очень маЛ° людей, которые охватывали бы совокупность понятий одной науки, в свою очередь составляющей только часть великого целого. Большинство вполне довольствуется специальные изучением более или менее обширной части одной onpeAeJ ленной науки, мало заботясь об отношении их работ к обШе1'


сТеМе положительных знаний. Поспешим исправить это зло, cl* a оно не сделалось еще тяжелее. Примем меры, чтобы в ° нце концов дух человека не потерялся в мелочах. Не будем к ь1Вать от себя, что здесь-то и находится слабый пункт С оложительной философии, на который с некоторой надеждой

л успех могут произвести нападение сторонники теологичес­кой и метафизической философии.

Действительное средство остановит разъедающее влияние, которым слишком большая специализация отдельных иссле­дований угрожает интеллектуальной будущности, состоит ко­нечно не в возвращении к прежнему смешению труда, которое заставило бы человечество пойти назад и которое к счастью сделалось теперь вообще невозможным.

Наоборот, это средство состоит в усовершенствовании самого разделения труда. Достаточно, действительно, изучение общих положений наук обратить еще в отдельную самостоятельную науку. Пусть новый ряд ученых, получивших подобающую подготовку, не отдаваясь специальному изучению какой-нибудь отдельной отрасли естественной философии, но основываясь на знакомстве с общим состоянием положительных наук, посвятит себя исключительно точному определению духа этих наук, исследованию их соотношений и связи друг с другом, низведению, если таковое возможно, присущих им принципов к наименьшему числу общих принципов, постоянно следуя при этом основным правилам положительного метода. Пусть в то же время другие ученые, с помощью образования, направлен­ного на ознакомление с совокупностью положительных знаний, получат возможность, прежде чем взяться за свои специальные исследования, воспользоваться светом, проливаемым учеными, занимающимися общими положениями наук, и в свою очередь исправляют полученные ими результаты: это и есть то по­ложение вещей, к которому современные ученые приближа­ется все более и более. Как только оба эти требования будут Исполнены — а возможность этого очевидна — разделение Научного труда без всякой опасности может быть доведено до

°И ступени, которой потребует развитие отдельных отраслей ^Нания. При существовании особого, постоянно проверяемого

°еми другими, класса ученых, на обязанности которых ис­ключительно и постоянно лежало бы установление связи ^а*дого нового открытия с общей системой, не будет более Нования бояться, что слишком большое внимание к частно-ям помешает схватить целое. Одним словом, после этого р!и НИЗация научного мира будет вполне закончена и будет Хаг>ВИВаться беспредельно, сохраняя постоянно все тот же

"Разовывать из изучения общих научных положений осо-


 


102


103


бый отдел всего умственного труда значит только распростру нить приложение того же принципа разделения, который последовательно создал отдельные специальности; до тех пор пока положительные науки были мало развиты, их взаимны^ отношения не имели такого значения, чтобы вызвать, систе. матически по крайней мере, появление особого класса работ и необходимость этой новой науки не была особенно настой ятельна; в настоящее же время каждая из наук настолько развилась, что изучение их взаимных отношений может дать материал для целого ряда исследований, а вместе с тем новая наука становится необходимой для того, чтобы предупредить разрозненность человеческих понятий.

Так именно я понимаю назначение положительной фило­софии в обшей системе наук положительных в точном смысле этого слова. Такова, по крайней мере, цель этого курса.

Теперь, после того как я попытался определить общий дух курса положительной философии, насколько это было возмож­но при первом обзоре, чтобы сообщить картине действитель­ный ее характер, считаю нужным бегло указать на главную пользу, которую подобная работа может принести прогрессу человечества, если все существенные условия будут надлежа­щим образом выполнены. Этот последний ряд соображений я ограничу указанием четырех основных свойств.

Во-первых, изучение положительной философии, рассма­тривающей результаты деятельности наших умственных спо­собностей, дает нам единственное рациональное средство об­наружить логические законы человеческого ума, к отысканию которых до сих пор применялись средства, весьма мало для того пригодные.

Чтобы разъяснить вполне мое мнение по этому предмету. я должен сперва напомнить весьма важное философское понятие, высказанное г.де-Бленвилем в прекрасном введении к его  Общим принципам сравнительной анатомии.

Он говорит, что всякое деятельное существо, и, в особен­ности, всякое живое существо, во всех своих проявлениях может быть изучаемо с двух точек зрения, в статическом й динамическом отношениях, т.е. как существо, способное дей­ствовать, и как действующее на самом деле. Ясно, что все соображения, которые можно представить, непременно войДУт в тот или другой разряд. Применим теперь это блестящее основное положение к изучению отправлений этого ума.

При рассмотрении этих функций со статической точки зрения, их изучение может состоять только в определений органических условий, от которых они зависят, и образует таким образом существенную часть анатомии и физиологии'

104


р дл же их рассматривать с динамической точки зрения, то

оПРос приводится к изучению действительного хода работы

9 -овеческого ума путем исследования приемов, примененных

свое время к приобретению различных точных знаний, что JL существу и составляет главный предмет положительной философии, как я ее определил в этой лекции. Одним словом, \ютря на научные теории как на великие логические факты, ^1 только путем глубокого наблюдения этих фактов можем подняться до понимания логических законов.

Таковы очевидно два единственные общие приема, попол­няющие друг друга, с помощью которых можно получить некоторые истинные рациональные познания относительно интеллектуальных явлений.

Отсюда видно, что здесь совсем нет места для той ложной психологии, представляющей последней видоизменение теоло­гии, которую так безуспешно пытаются теперь оживить и которая, не обращая внимания ни не физиологическое изу­чение наших мыслительных органов, ни на наблюдение ра­циональных процессов, действительно руководящих нашими научными исследованиями, стремится открыть основные за­коны человеческого духа, рассматривая их сами по себе, т.е. превращая в полную абстракцию и причины, и следствия.

Положительная философия приобрела свое превосходство понемногу, начиная со времени Бэкона; теперь она, хотя иногда и косвенно, получила такое влияние на умы, остав­шиеся даже наиболее чуждыми ее колоссальному развитию, что метафизики, занимающиеся изучением нашего разума, могли надеяться замедлить падение своей мнимой науки только пытаясь представить и свои доктрины основанными как бы на наблюдении фактов. С этой целью они в последнее время, с помощью очень странного ухищрения, предложили отличать Два равноважные вида наблюдения, внешнее и внутреннее, из Которых последнее предназначено исключительно для изучения Интеллектуальных явлений. Здесь не место вдаваться в под­робный разбор этого основного софизма, и я ограничусь Указанием на главное соображение, которое покажет ясно, что Эт° прямое созерцание духа есть в самом деле чистейшая иллюзия.

Недавно еще считали, что для объяснения зрения доста-

°чно указать, что световое действие тел рисует на ретине

3ображения, представляющие собой внешние формы и цвета.

а это физиологи основательно возражали, что если бы

5 ет°вые впечатления действовали как картины, то нужно было

1 Иметь еще один глаз, чтобы видеть их. Не применимо ли

Же возражение еще более в данном случае?

105


В самом деле, понятно, что в силу неизбежной необход^ мости человек может прямо наблюдать всякого рода явление кроме происходящих в нем самом. Кто будет тут наблюдать') Относительно моральных явлений еще можно допустить, чт0 человек в состоянии наблюдать в самом себе свои страстц если исходить из основанного на анатомии соображения, что органы через посредство которых наши страсти проявляются отделены от органов, предназначенных для производства наблюдений. Но если бы даже каждый из нас имел случай сделать над собой подобные наблюдения, то они, очевидно, никогда не имели бы большой научной ценности, и лучшим средством изучения страстей все же остается наблюдение вне себя, ибо всякое очень яркое выраженное состояние страсти, т.е. как раз то, которое всего важнее было бы исследовать является конечно несовместимым с состоянием наблюдения. Что же касается такого же наблюдения мыслительных явлений в самый момент их осуществления, то это очевидно невоз­можно. Мыслящий человек не может разделиться на две половины, из которых одна будет мыслить, а другая наблюдать за мышлением. Как может быть произведено наблюдение в случае, когда наблюдающий и наблюдаемый органы тожде­ственны? Итак, этот мнимый психологический метод по самому своему основанию не имеет никакого значения...

Я не знаю, будет ли возможно в будущем составить над­лежащий обзор методов независимо от философского изучения наук, но я вполне убежден в том, что подобное предприятие неисполнимо теперь, так как общие логические приемы еше не могут быть достаточно полно объяснены независимо от их применения. Я решаюсь, кроме того, сказать, что' если даже в будущем это предположение будет приведено в исполнение, что можно еще себе представить, то только путем правильного применения научных приемов можно будет создать хорошую систему интеллектуальных привычек, что и составляет суще­ственную цель изучения методов...

Итак, первым важным и прямым результатом положитель­ной философии должно быть проявление путем опыта законов, которым следуют в своей деятельности наши умственные отправления, а следовательно и точное познание общих правил» способных верно вести нас в поисках истины.

Вторым, не менее важным, но еще более интересны^ следствием, которое необходимо повлечет за собой прочное обоснование положительной философии, определение коей дай0 в этой лекции, является руководящая роль ее во всеобще преобразовании нашей системы воспитания.

В самом деле, здравомыслящие люди уже теперь единоглас' но признают необходимость замены нашего, по существу своеМУ


 

все

еще теологического, метафизического и литературного

спитания, воспитанием положительным, соответствующим ^vxy нашей эпохи и применимым к потребностям современной д21ВИлизации. Различные попытки, усиливавшиеся все более и более в последний век, а особенно в наше время, распро­странять и постоянно расширять положительное обучение, попытки, которым различные европейские правительства по­стоянно и охотно оказывали свое содействие (или даже пред­принимали их сами) доказывают, что со всех сторон само собою зарождается желание действовать в этом направлении. Но, помогая насколько возможно этим полезным попыткам, не следует скрывать от себя, что при настоящем состоянии наших идей они не имеют ни малейшей надежды достигнуть своей главной цели — полного перерождения всеобщего об­разования. Ибо исключительная специализация и ясно выра­женное стремление к обособлению, которые до сих пор ха­рактеризуют наши приемы понимать и разрабатывать науки, оказывают конечно большое влияние на способ преподавания их. Если кто-нибудь задумает в настоящее время изучить главные отрасли естественной философии для того, чтобы составить себе общую систему положительных идей, то он будет принужден изучать каждую науку отдельно, пользуясь теми же приемами и с теми же подробностями, как если бы он хотел сделаться специалистом-астрономом, химиком и т.п., что делает положительное образование почти невозможным и по необходимости крайне несовершенным даже для самых сильных умов, находящихся в самых благоприятных условиях. Подобный образ действий при применении к всеобщему образованию оказался бы конечно чистейшей бессмыслицей, а между тем последнее безусловно требует совокупности положительных идей по всем главным классам явлений при­роды. Этой то совокупности идей и суждено, в более или менее Широких размерах, стать даже в народных массах постоянной основой человеческих соображений, создать, одним словом, общий дух наших потомков. Чтобы естественная философия, Могла завершить уже столь подготовленное преобразование Нашей интеллектуальной системы, необходимо следовательно, т°бы входящие в ее состав науки представлялись всем от-

лъньгми ветвями, выходящими из одного ствола, и прежде Сег° были сведены к тому, что составляет их суть, т.е. к их

авньщ методам и наиболее важным результатам. Только при ^аКом условии преподавание наук может сделаться у нас

н°Ванием новой действительно рациональной системы все-з Шего образования. Пусть затем к этому начальному обра-

ВаНию присоединяются различные специальные научные


 


106


107


занятия, соответствующие тем специальным формам образо­вания, которые должны следовать за общим — и в это)ц отношении очевидно не может возникать никаких сомнений, Но главное соображение, на которое я хотел здесь указать состоит в том, что все эти специальные занятия были бы конечно недостаточны для действительного обновления системы нашего образования, если бы они не опирались на предва­рительное общее образование, представляющее прямой резуль­тат определенной в этой лекции положительной философии.

Специальному изучению общих положений наук суждено не только преобразовать воспитание, но и способствовать про­грессу отдельных положительных наук; это-то и составляет третье основное свойство, на которое я желаю указать.

Действительно, деление, которое мы устанавливаем между науками, хотя и не вполне произвольно, как некоторые это думают, однако по существу своему является искусственным. На самом деле предмет всех исследований один, и мы под­разделяем его только с целью обособить встречающиеся при его изучении затруднения, чтобы потом лучше справиться с ними. Часто случается поэтому, что вопреки нашим класси­ческим подразделениям, важные вопросы требуют известного соединения нескольких специальных точек зрения, которое нельзя осуществить при теперешнем состоянии научного мира; это обстоятельство иногда принуждает оставлять эти вопросы без ответа гораздо долее, чем это необходимо. Подобное неудобство должно в особенности возникать по отношению к наиболее существенным положениям каждой науки в час­тности... Наконец четвертое и последнее основное свойство науки, названной мной положительной философией, на ко­торое я должен указать теперь же, и которое, по своему громадному практическому значению, должно более всего привлечь к ней всеобщее внимание, состоит в том, что положительную философию можно считать единственной прочной основой общественного преобразования, имеющего положить конец тому критическому состоянию, в котором так давно уже находятся наиболее цивилизованные народы. По­следняя часть этого курса будет специально посвящена уста­новлению и самому широкому развитию этого положения. Но общим очертанием той громадной картины, которую я взялся наметить в этой лекции, не доставало бы одного из самых характерных ее элементов, если бы я не указал здесь на столь существенное соображение.

Нескольких самых простых замечаний будет достаточно для оправдания того, что в таком определении может показаться слишком притязательным.


Читателям этой книги я не считал бы нужным доказывать, чТо идеи управляют и переворачивают мир, или, другими словами, что весь социальный механизм действительно осно-рувается на убеждениях. Они хорошо знают еще и то, что великий политический и моральный кризис современного об­щества зависит в конце концов от умственной анархии. Наша опаснейшая болезнь состоит в глубоком разногласии умов относительно всех основных вопросов жизни, твердое отно­шение к которым является первым условием истинного со­циального порядка.

До тех пор, пока отдельные умы не примкнут единогласно к известному числу общих идей, с помощью которых можно было бы построить общую социальную доктрину, нельзя скрывать от себя, что народы останутся по необходимости в совершенно революционном состоянии, и, несмотря ни на какие политические паллиативы, будут вырабатывать только временные учреждения. Равным образом достоверно и то, что если только такое единение умов на почве общности принци­пов состоится, то соответствующие учреждения создадутся сами естественным образом, без всякого тяжелого потрясения, так как самый главный беспорядок рассеется благодаря одному этому факту. На это обстоятельство и должно быть направлено главное внимание всех тех, кто понимает все значение дей­ствительно нормального положения вещей.

Теперь, с той высокой точки зрения, которой мы посте­пенно достигли с помощью различных соображений, выска­занных в этой лекции, нам уже не трудно сразу характеризовать определенно, во всей его глубине, современное состояние общества, и установить, каким образом можно произвести в нем существенные изменения.

Пользуясь основным законом, провозглашенным в начале этой лекции, я считаю возможным точно резюмировать все сделанные относительно современного положения общества замечания, сказав просто, что существующий теперь в умах беспорядок в конце концов зависит от одновременного при­менения трех совершенно несовместимых философий: теоло­гической, метафизической и положительной. На самом деле Ведь очевидно, что если бы одна из этих философий достигла Полного и всеобщего главенства, то получился бы определен­ный социальный порядок, тогда как зло состоит именно в отсутствии какой бы то ни было истинной организации.

Именно это одновременное существование трех противоре­чащих друг другу философий и препятствует безусловно со­глашению по какому бы то ни было важному вопросу. Если акой взгляд правилен, то остается только узнать, какая


 


108


109


философия по природе вещей может и должна победить, а затем всякий разумный человек, каковы бы ни были его личные мнения до анализа этого вопроса, должен постараться содействовать успеху ее. Как только исследование будет до­ведено до этих простых положений, результат его не долго будет оставаться неопределенным, так как на основании различных соображений, из которых главнейшие указаны в этой лекции, видно, что положительная философия при ее-тественном ходе вещей одна только и может победить. Она одна уже много веков постоянно прогрессировала, тогда как ее антагонисты постоянно падали. Справедливо ли это или нет — вопрос не важный, самый факт неоспорим, и этого вполне достаточно. О нем можно сожалеть, но его нельзя отрицать, и, следовательно, им нельзя пренебрегать, не рискуя перейти в область праздных соображений. Этот всеобщий переворот человеческого духа теперь уже почти закончен, и остается только, как я уже объяснил, пополнить положитель­ную философию, включив в нее изучение социальных явлений, и затем привести ее в одну систему однородных доктрин. Когда эта двойная работа достаточно подвинется вперед, торжество положительной философии наступит само собой и восстановит порядок в обществе.

Ясно выраженное предпочтение, которое почти все умы, начиная от самых возвышенных и до самых вульгарных, оказывают теперь положительным познаниям пред неясными и мистическими понятиями, достаточно предсказывает, какая встреча ожидает положительную философию, когда она при­обретет, единственное недостающее ей качество, т.е. подоба­ющую ей всеобщность.

Одним словом, в настоящее время теологическая и мета­физическая философия оспаривают друг у друга задачу пре­образования общества, совершенно непосильную и той, и другой; только между ними и идет борьба в этом отношении. Положительная философия до сих пор вмешивалась в борьбу только для того, чтобы подвергать критике и ту, и другую, и успела совершенно лишить их всякого доверия.

Приведем же ее наконец в такое состояние, чтобы она могла принять активное участие, и не будем останавливаться более на сделавшихся бесполезными спорах. Завершая обширное умственное здание, начатое Бэконом, Декартом и Галилеем, прямо создадим систему общих идей, которую положительной философии суждено поставить навсегда во главе рода чело­веческого, и революционный кризис, мучащий цивилизованные народы,   будет совершенно закончен.

С этих четырех главных точек зрения я и счел нужным


^азать теперь же на благотворное влияние положительной Философии, чтобы представить существенное дополнение к общему определению, которое я попытался дать выше.

Прежде чем кончить, я желаю обратить внимание еще на 0дЛО соображение, которое, как мне кажется, поможет избе­жать насколько возможно ошибочного с самого начала пони­мания природы этого курса.

Признавая целью положительной философии приведение в 0дну систему однородных доктрин всей совокупности приоб­ретенных человечеством познаний относительно различных классов естественных явлений, я был очень далек от мысли изучать все эти явления, смотря на них как на различные следствия одного принципа, или считая их подчиненными одному единственному закону. Хотя я и должен заняться специальным разбором этого вопроса в следующей лекции, я считаю нужным уже теперь заявить об этом, чтобы избегнуть совершенно неосновательных упреков, которые могли бы быть вследствие неправильного понимания высказаны мне лицами, если бы они отнесли мой курс к числу попыток дать уни­версальное объяснение, какими каждый день дарят нас люди, совершенно чуждые научным методам и знаниям.

Ничего подобного в этом курсе не заключается и дальней­шее его изложение ясно докажет это всем тем, у кого со­держащиеся в лекции разъяснения могли бы оставить еще некоторую долю сомнения в этом отношении.

По моему глубокому личному убеждению все эти попытки общего объяснения всех явлений одним законом совершенно бесполезны, даже если их делают наиболее сведущие люди.

Я думаю, что силы человеческого духа слишком незначи­тельны, а мир слишком сложен для того, чтобы мы хоть когда-нибудь достигли такого научного совершенства; кроме того, я нахожу, что обыкновенно слишком преувеличивают выгоды, которые проистекали бы из такого объяснения, если бы оно было возможно...

Мне не нужны дальнейшие подробности, чтобы окончатель­но убедить, что цель этого курса совсем не состоит в том, чтобы представить все явления природы в сущности тожде­ственными, несмотря на внешнее их разнообразие.

Положительная философия была бы конечно более совер­шенна, если бы это положение было справедливо, но такое Условие совсем не необходимо для ее систематического по­строения или для осуществления великих и благотворных Последствий, которые, как мы видели, ей суждено вызывать; Необходимым объединяющим элементом является только един­ство метода, которое очевидно может и должно существовать, н в большей части ее уже установлено. Что же касается самой


 


ПО


111


доктрины, то в ее единстве нет никакой необходимости-достаточно, чтобы она была однородна. Поэтому мы в этом курсе рассматриваем различные классы положительных теорий с двух точек зрения: единства метода и однородности доктрин Стремясь все время к возможному уменьшению числа общц^ законов, необходимых для положительного объяснения есте­ственных явлений, что и составляет на самом деле философ, скую цель наук, мы будем считать дерзостью надеяться когда бы то ни было, даже в самом отдаленном будущем, довести это число до единицы.

В этой лекции я пытался по возможности точно определить цель, дух и влияние положительной философии. Я отметил таким образом пункт, к которому постоянно были и будут направлены все мои усилия как при изложении этого курса, так и во всех других работах. Никто более меня не убежден, что моих умственных сил, даже если бы они были горазды выше чем в действительности, не достаточно для решения такой обширной и высокой задачи, но задача, которая не может быть решена одним человеком, в течении одной жизни, может быть ясно поставлена все таки отдельными индивиду­умами. В этом заключается все мое честолюбие.

Объяснив истинную цель моего курса, т.е. установив точку зрения, с которой я буду рассматривать различные главные отрасли естественной философии, я в следующей лекции дополню эти общие положения, перейдя к изложению плана курса, т.е. к определению энциклопедического порядка, ко­торый должен быть установлен между отдельными классами естественных явлений, а, следовательно, и между соответству­ющими положительными науками.

я.

Вторая лекция                             

Изложение плана этого курса или общие соображения об иерархии положительных наук

Определив в прошлой лекции по возможности точно общий характер соображений, которые я намерен представить в этом курсе по всем главным отраслям естественной философии, я должен теперь указать план, которому мы должны следовать, т.е. предложить наиболее удобную и рациональную классифи­кацию главных положительных наук для того, чтобы затем последовательно изучать их с установленной уже точки зрения. Это второе общее исследование необходимо, чтобы с самого начала окончательно выяснить истинный дух этого курса.


Прежде всего нетрудно понять, что мне незачем останав-.раться на слишком, к сожалению, легкой критике предло­женных в течение двух последних веков многочисленных,лассификаций общей системы человеческих познаний, рас-^аТриваемых во всем их объеме. Теперь все вполне убедились, чт0 всякого рода энциклопедические подразделения, постро­енные, как у Бэкона и д'Аламбера, на некоторых особенностях различных способностей человеческого ума, уже по самому npifflinmy совершенно неправильны, — даже если эти особен­ности реальны, а не фиктивны, как это часто бывает, — ибо в каждой сфере деятельности наш разум сразу применяет все свои главные способности. Что же касается всех других клас­сификаций, то достаточно указать на возникавшие при появ­лении их споры, которые убедили окончательно, что в каждой из них есть какой-нибудь крупный недостаток; таким образом ни одна классификация не заслужила всеобщего одобрения, и по этому предмету существует столько же мнений, сколько людей. В общем эти попытки были так дурно задуманы, что даже вызвали у всех умных людей невольное предубеждение против подобных предложений.

Не останавливаясь более на столь прочно установленном факте, гораздо важнее отыскать его причину. Объяснить себе глубокое несовершенство этих энциклопедических попыток, так часто возобновлявшихся до последнего времени, очень не трудно. Мне незачем указывать, что когда благодаря неосно­вательности первых попыток все подобного рода работы совершенно лишились всеобщего доверия, за классификации стали браться чаще всего люди, совершенно незнакомые с классифицируемыми ими предметами. Кроме этого замечания, относящегося только к личности классификаторов, есть еще одно гораздо более важное соображение, заимствованное из самой природы предмета и показывающее, почему до сих пор невозможно было достичь действительно удовлетворительной энциклопедической теории. Причина лежит в недостатке однородности, которая до последнего времени существовала Между отдельными частями интеллектуальной системы, из Которых одни сделались последовательно положительными, °гда как другие все еще оставались теологическими или етафизическими. При таком нестройном положении вешей Установление какой бы то ни было рациональной классифи-с^1° было, конечно, невозможно. Как расположить в одной стеме столь глубоко противоречивые понятия? "следствие этого именно затруднения потерпели неудачу все Ссификаторы, причем ни один из них не заметил его етливо. Для всякого, однако, кто понимал действительное


 


112


113


положение человеческого духа, было ясно, что подобное предприятие преждевременно, и что оно может быть выпод, нено с успехом только тогда, когда наши главные понятия станут положительными.

Так как на основании данных в прошлой лекции объяснений можно считать это основательное условие выполненным, то теперь можно приступить к действительно рациональному ц прочному построению системы, все части которой сделались наконец, однородными.

С другой стороны, общая теория классификаций, уста-новленная в последнее время философскими работами бота­ников и зоологов, позволяет надеяться на действительный успех подобного предприятия, так как она дает нам верного руководителя в виде истинного основного принципа искусства классифицирования, принципа, который до тех пор не был ни разу ясно понят.

Этот принцип вытекает как необходимое следствие прямого применения положительного метода к самому вопросу о классификации, который, как и всякий другой, надлежит рассматривать с помощью наблюдений, а не решать априор­ными соображениями. На основании этого принципа класси­фикация должна вытекать из изучения самих классифициру­емых предметов, и определяется действительным сродством и естественными связями, которые между ними существуют; таким образом сама классификация должна быть выражением наиболее общего факта, обнаруженного внимательным срав­нением охватываемых ею предметов.

Применяя это основное правило к настоящему случаю, мы должны приступить к классификации положительных наук на основании существующей между ними взаимной зависимости, и эта зависимость, если она реальна, может вытекать только из зависимости между соответствующими явлениями.

Но прежде чем совершить эту важную энциклопедическую операцию в указанном выше направлении, необходимо, чтобы не сбиться с пути в таком обширном труде, отметить границы предмета предполагаемой классификации с большей, чем МЫ делали до сих пор, точностью.

Все поступки человеческие приводятся или к размышлению или к действию, и поэтому самое общее деление наших познаний состоит в отличии теоретических познаний оТ практических. Если мы остановимся на этом первом делении» то очевидно, что в курсе, подобном нашему, могут быть рассматриваемы только теоретические познания, ибо здесь вопрос идет не об изучении всей совокупности человеческих знаний, а только системы основных понятий о явлениях


„зличных классов, которая дает прочную основу цля всех

^-угих наших соображений и которая в свою очередь не

пИРается ни на какУю предыдущую интеллектуальную систему.

Цтак, в труде, подобном нашему, следует рассматривать обшие рассуждения, а не их приложения, если только по­следние не могут послужить для объяснения первых. Вероятно эТо и понимал Бэкон, хотя весьма несовершенно, под своей первой философией, которая, по его мнению, должна быть извлечена из совокупности наук и которую так различно и постоянно, так странно объясняли пробовавшие комментиро­вать его мысль метафизики.

Без сомнения, рассматривая всю совокупность занятий человечества, следует признать, что изучение природы как бы предназначено послужить истинной р


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: