Не допуская метафизического догмата о верховной власти народа, позитивизм систематически извлекает из этого догмата все то, что в нем заключается действительно благотворного (как для исключительных случаев, так, в особенности, для нормального существования), устраняя огромные опасности, связанные с его полным применением. В революционной практике его главное значение состоит в прямом оправдании права на бунт. Позитивная же политика рассматривает это право как крайнее средство для такого общества, которое (при безусловном подчинении, слишком проповедуемом современным католицизмом) рисковало бы подпасть под иго тирании. С научной точки зрения надо в этом видеть спасительный кризис, еще более необходимый для коллективов, чем для индивидуальной жизни, соответственно очевидному биологическому закону, гласящему, что болезненное состояние является тем более частым и тем более тяжким, чем организм сложнее и выше. Так что никто не может серьезно опасаться, что грядущее возобладание позитивизма, которое вызовет Исчезновение собственно революционного духа, расположит Когда-либо к пассивному подчинению. Это значило бы принять болезнь за окончательный вид здоровья. Глубоко относительный характер новой социальной доктрины, напротив, делает ее единственно способной коренным образом примирить °бычное подчинение с исключительным возмущением, как этого требуют одновременно здравый смысл и человеческое достоинство. Сохраняя это опасное лекарство для действитель-j?° крайних случаев, она, не колеблясь, его одобрит и даже
|
|
УДет рекомендовать, когда оно станет безусловно необходимым. Но она выполнит эту временную функцию и не введет обычай отдавать политические вопросы и выборы на суд
125
очевидно некомпетентных людей, которых она, сверх того сумеет склонить к добровольному отречению от их анархии ческих прав.
Что касается нормального предписания, которое действи. тельно содержит в себе, хотя в весьма неясной форме, метафизическая теория народовластия, то позитивизм особенно способен освободить его от опасной примеси и тем увеличить его социальное значение, нисколько не ослабляя его. Он различает в нем два весьма отличных друг от друга понятия, которые до сих пор смешивались — одно политическое, при-меняющееся в некоторых определенных случаях, другое моральное, имеющее всеобщее применение.
ь Глава V ,у
' ПРЕОБРАЗОВАНИЕ МЕТАФИЗИЧЕСКОГО ДОГМАТА О