Верховная власть народа. Позитивизм ее не допускает, л но признает, в крайних случаях, право на возмущение

Не допуская метафизического догмата о верховной власти народа, позитивизм систематически извлекает из этого догмата все то, что в нем заключается действительно благотворного (как для исключительных случаев, так, в особенности, для нормального существования), устраняя огромные опасности, связанные с его полным применением.   В революционной практике его главное значение состоит в прямом оправдании права на бунт. Позитивная же политика рассматривает это право как крайнее средство для такого общества, которое (при безусловном подчинении, слишком проповедуемом современ­ным католицизмом) рисковало бы подпасть под иго тирании. С научной точки зрения надо в этом видеть спасительный кризис, еще более необходимый для коллективов, чем для индивидуальной жизни, соответственно очевидному биологи­ческому закону, гласящему, что болезненное состояние явля­ется тем более частым и тем более тяжким, чем организм сложнее и выше. Так что никто не может серьезно опасаться, что грядущее возобладание позитивизма, которое вызовет Исчезновение собственно революционного духа, расположит Когда-либо к пассивному подчинению. Это значило бы принять болезнь за окончательный вид здоровья. Глубоко относитель­ный характер новой социальной доктрины, напротив, делает ее единственно способной коренным   образом примирить °бычное подчинение с исключительным возмущением, как этого требуют одновременно здравый смысл и человеческое достоинство. Сохраняя это опасное лекарство для действитель-j?° крайних случаев, она, не колеблясь, его одобрит и даже

УДет рекомендовать, когда оно станет безусловно необходи­мым. Но она выполнит эту временную функцию и не введет обычай отдавать политические вопросы и выборы на суд

125


очевидно некомпетентных людей, которых она, сверх того сумеет склонить к добровольному отречению от их анархии ческих прав.

Что касается нормального предписания, которое действи. тельно содержит в себе, хотя в весьма неясной форме, ме­тафизическая теория народовластия, то позитивизм особенно способен освободить его от опасной примеси и тем увеличить его социальное значение, нисколько не ослабляя его. Он различает в нем два весьма отличных друг от друга понятия, которые до сих пор смешивались — одно политическое, при-меняющееся в некоторых определенных случаях, другое мо­ральное, имеющее всеобщее применение.

ь                                        Глава V                              ,у

'            ПРЕОБРАЗОВАНИЕ МЕТАФИЗИЧЕСКОГО ДОГМАТА О



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: