Необходимое сочетание трех элементов общественного мнения: доктрина, сила и орган

...Посредством своих трех необходимых элементов — до­ктрины, силы и органа — общественное мнение глубоко связано с совокупностью духовного преобразования; или, скорее, оно составляет только самую обыкновенную оценку этого основного предмета. Все его части находятся между собой в тесном естественном согласии. Если позитивные принципы могут рассчитывать только на поддержку пролетариев, то последние, в свою очередь, не могут отныне сочувствовать какому-либо другому учению. То же самое можно сказать относительно философских органов, независимость которых Может быть установлена и поддерживаема только народом.

Наши ученые инстинктивно отвергают необходимость двух властей, так как это привело бы к систематическому ограни­чению их честолюбия. Это разделение власти страшит также богачей, которые опасаются, что оно породит моральный авторитет, способный наложить на их эгоизм непреодолимую У3Ду. Одни пролетарии могут теперь понимать эту реформу и с°чувствовать ей, так как им более доступны цельные взгляды с°Циальное чувство. Лучше предохраненные, в особенности 0 Франции, от метафизических софизмов и от аристократи-еских прельщений, их ум и сердце готовы легко усвоить Равила позитивизма, касающиеся этого основного условия аШего истинного возрождения.


 




136



137


Эта теория общественного мнения ясно указывает на т в каком положении находится организация этого важног' современного регулятора и чего ему, главным образом, ец/ недостает. Существуют уже доктрина, сила и даже орган, ц эти элементы не вступили еще между собою во взаимно* сочетание. Поэтому весь успех возрождения зависит, в конце концов, от тесного союза между философами и пролетариями Чтобы закончить характеристику этого окончательного союза мне остается указать на общие выгоды, которые он молсе^, доставить народу в вопросе о нормальном удовлетворении щ законных требований.

Главное улучшение, долженствующее вскоре развить и укрепить все другие, состоит в том, что пролетарии, благодаря своему благородному социальному назначению, станут отныне необходимыми помощниками духовной власти. Этот огромный класс людей, который с самого своего зарождения в средние века оставался чуждым новому строю, займет тогда положение, вполне соответствующее его собственной природе и общему благу. Помимо своих специальных занятий все члены этого класса примут важное участие в общественной жизни, которое вознаградит их за неизбежные неудобства их частной жизни. Такое народное сотрудничество, далеко не нарушая основного порядка, явится наиболее прочной гарантией порядка в силу того только, что оно будет не политическим, но моральным. Таково окончательное изменение, которое позитивизм вно­сит в указанный революционным духом способ социального вмешательства пролетариев. Бурный спор о правах мы заме­няем мирным определением обязанностей. Напрасные споры об обладании властью заменены исследованием правил, отно­сящихся к мудрому ее осуществлению.

При поверхностной оценке современного состояния может показаться, что наши пролетарии еще весьма далеки от подобного настроения. Но более глубокое изучение может вполне убедить, что даже производимый ими теперь опыт расширения политических прав вскоре покажет им непригод-ность этого средства, мало соответствующего их естественным потребностям. Не отрекаясь формально от этих прав (что было бы несовместимо с их социальным достоинством) они, рук0' водимые мудрым инстинктом, не замедлят еще более реши­тельно их упразднять. Позитивизм без труда убедит их, что, если духовная власть для полного достижения своей социаль­ной цели должна всюду разветвляться, то для сохранение порядка требуется, напротив, обычное сосредоточение светской власти. Это убеждение явится преимущественно результатов здравой оценки чисто нравственной природы основных затрУД' нений, справедливо озабочивающих наших пролетариев.


138


!-■        ..•;,.4         Глава XII   ,,Л - Щ1 ■-;,             ■"■(*■?!'.Mt,

°          "*'''*,   КОММУНИЗМ ■■-■'';.--IX:;(•■■                 ;,v«:>?-.; 1

Пролетарии уже сделали в указанном выше направлении ^произвольный шаг, значение которого еще очень плохо с jjjito. Знаменитое утопическое учение, быстро распростра­няющееся среди них, служит им пока, в виду отсутствия пуЧщей доктрины, для формулирования их собственной точки зрения на главный социальный вопрос. Хотя опыт первой части революции не разочаровал их окончательно в политических ^цпозиях, он, тем не менее, выяснил, что собственность для нИх более важна, чем власть в собственном смысле слова, распространяя на этот пункт великую социальную проблему, коммунизм оказывает большую услугу, которую не могут умалить временные опасения, вызываемые его метафизическими фор­мами. Поэтому эта утопия должна быть тщательно отделена от многочисленных заблуждений, порождаемых нашей духов­ной анархией, призывающей неспособные или плохо подго­товленные умы к наиболее трудным умозрениям. Эти ненуж­ные теории столь мало характерны, что приходится их раз­личать по именам их авторов.

Коммунизм не называется именем какого-либо лица и не является случайным плодом исключительного положения. В нем нужно видеть самопроизвольный прогресс (скорее аффек­тивный, чем рациональный) истинного революционного духа, стремящегося ныне заниматься преимущественно нравственны­ми проблемами, отодвигая на второй план собственно поли­тические вопросы.

Конечно, эти вопросы решаются коммунистами, как и их предшественниками, исключительно политическим путем, так как они также хотят руководить поведением посредством власти. Но вопрос, который они, наконец, поставили, требует непре­менно морального решения. Его политическое решение ока­жется столь недостаточным и губительным, что вскоре непре­менно должно одержать верх решение, указываемое позити­визмом, который станет руководителем окончательного пре­образования мнений и нравов.

В коммунизме следует особенно ценить свойственные ему Загородные чувства, а не напрасные теории, служащие вре­менным выражением этих чувств в среде, где они не могут еще иначе формулироваться. Наши пролетарии, весьма мало Проникнутые метафизическими воззрениями, принимая эту ут°пию, отнюдь не придают этим доктринам такого же зна-ения, как люди ученые. Коль скоро они найдут лучшее Сражение для своих законных желаний, они, не колеблясь, Редпочтут ясные и реальные понятия, могущие служить


139


основанием для прочного мирного строя, смутным и призрач­ным идеям, анархическое направление которых они вскоре инстинктивно поймут. Для этого момента они должны при­мыкать к коммунизму как к единственному движению, которое может в настоящее время поднимать и энергично поддерживать самый основной вопрос. Даже опасения, вызываемые реше­нием, которое они ныне предлагают, способствуют привлече­нию и сосредоточению общего внимания на этом важном предмете, который, без этого постоянного напоминания, ус­транялся бы или игнорировался бы метафизическим эмпириз­мом и аристократическим эгоизмом правящих классов.

Впрочем и тогда, когда наши коммунисты переработают свои идеи, им незачем отказываться от своего имени, которое указывает только на основное преобладание социального чувства. Но наше благотворное республиканское преобразова­ние избавит их даже от этого названия и предложит им равноценное обозначение, не вызывающее тех опасений, который связаны со словом коммунизм.

Итак, новая философия не только не страшится коммуниз­ма, но, напротив, рассчитывает на скорый успех среди боль­шинства примкнувших к нему пролетариев, в особенности во Франции, где отвлечённые учения имеют мало влияния на вполне свободомыслящих людей. Этот результат необходимо будет достигаться по мере того, как народ будет знакомиться с основной способностью позитивизма разрешать лучше ком­мунизма главную социальную проблему.

L                                      Глава XII;»'■



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: