Институт наследства не заслуживает тех нападок

КОТОРЫМ ОН ПОДВЕРГАЕТСЯ

Являясь более мирным и целесообразным, чем коммунизм, в силу своей большей истинности позитивизм дает также более широкое и более полное решение крупных социальных затруд­нительных проблем. В отношении собственности нужно счи­тать столь же узким, как и разрушительным, поверхностное и зачастую завистливое осуждение института наследства за то, что он ведет к нетрудовому владению. Рассматривая эти эмпирические обвинения с нравственной точки зрения, тотчас замечаешь их коренной недостаток, выражающийся в совер­шенном игнорировании основного свойства подобного способа передачи, а именно, развития лучше всякого другого склон­ностей, благоприятных для правильного употребления богат­ства. Ибо ум и сердце избегают в этом случае скряжнических или неблаговидных привычек, порождаемых обыкновенно медленным накоплением капиталов. Наследственное владение богатством заставляет нас быть более отзывчивыми. Таким образом, те, которых клеймят именем паразитов, могут при мудром преобразовании воззрений и нравов легко стать на­иболее полезными из всех богачей. Сверх того, известно, что нетрудовое существование становится все более и более ред­ким, по мере того как благодаря цивилизации становится все труднее жить без заработка. Итак, стремление ниспровергнуть общество из-за наблюдающихся в нем злоупотреблений, кото­рые имеют временный характер и могут принять даже. благо­приятное нравственное направление, является во всех отно­шениях заблуждением, заслуживающим глубокого порицания.

Глава XXII

ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЙ ТРУД, ЯВЛЯЮЩИЙСЯ СОЦИАЛЬНОЙ СИЛОЙ, ДОЛЖЕН БЫТЬ УПОРЯДОЧЕН

Позитивистское решение стоит выше коммунистического также благодаря своей полноте. Коммунизм занимается исклю­чительно богатством, точно это в настоящее время единствен'


луе неправильно распределенные и плохо управляемые соци­альные силы. Однако, существуют еще и другие реальные ^употребления большинства других человеческих способно­стей, в особенности интеллектуальных дарований, которые цаШи утописты даже не пытаются упорядочить.

Позитивизм, будучи единственным учением, способным рассматривать всю совокупность нашего существования, один только может утвердить настоящее превосходство социального чувства, распространяя его на все формы нашей реальной деятельности. Моральное требование подчинения частных занятий общественному служению еще более применимо к ученому, художнику и т.д., чем к простому пролетарию, как относительно источника способностей, так и относительно их назначения. Тем не менее, стремясь сделать общим достоянием материальные блага, единственные, которые могут вполне принадлежать отдельным лицам, коммунисты не распростра­няют этой утопии на духовные блага, которые могли бы гораздо скорее подвергнуться такому превращению. Часто даже апо­столы коммунизма оказываются ярыми сторонниками мнимой литературной собственности. Эта непоследовательность только подтверждает ничтожество социальной доктрины, обнаружива­ющей свое бессилие в случаях, наиболее соответствующих ее назначению. Ибо подобное расширение тотчас показало бы неудобство политических предписаний и необходимость мо­ральных правил, которые одни только способны одинаково обеспечить правильное употребление реальных сил.

Самопроизвольность, которая безусловно необходима для успешного интеллектуального порыва, мешает, конечно, ком­мунистическому инстинкту подчинить его своей уставной утопии. Напротив, позитивизм не встречает никаких затруд­нений и не вызывает никакого возмущения, когда он распро­страняет свое моральное влияние на силы, более всего нуж­дающиеся в мудром руководстве. Уважая их справедливую свободу, он укрепляет также свободу менее важных способ­ностей, заглушение которых может иметь опасные последствия. Когда истинная мораль гарантирует социальное направление Всякой частной деятельности, свободное развитие этой по­следней, без сомнения, увеличивает ее общественное значение, Отнюдь не стесняя частную предприимчивость, современная Цивилизация возлагает на нравственность все более и более Функций, в особенности материальных, которые раньше вы­полнялись правительством в собственном смысле слова. Эта Непреодолимая тенденция ошибочно привела экономистов к отрицанию потребности во всякой истинной систематизации. Она указывает только возрастающее преобладание моральных Предписаний над политическими постановлениями.


 





150



151


     
 


Щ

Глава XXIII



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: