КОТОРЫМ ОН ПОДВЕРГАЕТСЯ
Являясь более мирным и целесообразным, чем коммунизм, в силу своей большей истинности позитивизм дает также более широкое и более полное решение крупных социальных затруднительных проблем. В отношении собственности нужно считать столь же узким, как и разрушительным, поверхностное и зачастую завистливое осуждение института наследства за то, что он ведет к нетрудовому владению. Рассматривая эти эмпирические обвинения с нравственной точки зрения, тотчас замечаешь их коренной недостаток, выражающийся в совершенном игнорировании основного свойства подобного способа передачи, а именно, развития лучше всякого другого склонностей, благоприятных для правильного употребления богатства. Ибо ум и сердце избегают в этом случае скряжнических или неблаговидных привычек, порождаемых обыкновенно медленным накоплением капиталов. Наследственное владение богатством заставляет нас быть более отзывчивыми. Таким образом, те, которых клеймят именем паразитов, могут при мудром преобразовании воззрений и нравов легко стать наиболее полезными из всех богачей. Сверх того, известно, что нетрудовое существование становится все более и более редким, по мере того как благодаря цивилизации становится все труднее жить без заработка. Итак, стремление ниспровергнуть общество из-за наблюдающихся в нем злоупотреблений, которые имеют временный характер и могут принять даже. благоприятное нравственное направление, является во всех отношениях заблуждением, заслуживающим глубокого порицания.
|
|
Глава XXII
ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЙ ТРУД, ЯВЛЯЮЩИЙСЯ СОЦИАЛЬНОЙ СИЛОЙ, ДОЛЖЕН БЫТЬ УПОРЯДОЧЕН
Позитивистское решение стоит выше коммунистического также благодаря своей полноте. Коммунизм занимается исключительно богатством, точно это в настоящее время единствен'
луе неправильно распределенные и плохо управляемые социальные силы. Однако, существуют еще и другие реальные ^употребления большинства других человеческих способностей, в особенности интеллектуальных дарований, которые цаШи утописты даже не пытаются упорядочить.
Позитивизм, будучи единственным учением, способным рассматривать всю совокупность нашего существования, один только может утвердить настоящее превосходство социального чувства, распространяя его на все формы нашей реальной деятельности. Моральное требование подчинения частных занятий общественному служению еще более применимо к ученому, художнику и т.д., чем к простому пролетарию, как относительно источника способностей, так и относительно их назначения. Тем не менее, стремясь сделать общим достоянием материальные блага, единственные, которые могут вполне принадлежать отдельным лицам, коммунисты не распространяют этой утопии на духовные блага, которые могли бы гораздо скорее подвергнуться такому превращению. Часто даже апостолы коммунизма оказываются ярыми сторонниками мнимой литературной собственности. Эта непоследовательность только подтверждает ничтожество социальной доктрины, обнаруживающей свое бессилие в случаях, наиболее соответствующих ее назначению. Ибо подобное расширение тотчас показало бы неудобство политических предписаний и необходимость моральных правил, которые одни только способны одинаково обеспечить правильное употребление реальных сил.
|
|
Самопроизвольность, которая безусловно необходима для успешного интеллектуального порыва, мешает, конечно, коммунистическому инстинкту подчинить его своей уставной утопии. Напротив, позитивизм не встречает никаких затруднений и не вызывает никакого возмущения, когда он распространяет свое моральное влияние на силы, более всего нуждающиеся в мудром руководстве. Уважая их справедливую свободу, он укрепляет также свободу менее важных способностей, заглушение которых может иметь опасные последствия. Когда истинная мораль гарантирует социальное направление Всякой частной деятельности, свободное развитие этой последней, без сомнения, увеличивает ее общественное значение, Отнюдь не стесняя частную предприимчивость, современная Цивилизация возлагает на нравственность все более и более Функций, в особенности материальных, которые раньше выполнялись правительством в собственном смысле слова. Эта Непреодолимая тенденция ошибочно привела экономистов к отрицанию потребности во всякой истинной систематизации. Она указывает только возрастающее преобладание моральных Предписаний над политическими постановлениями.
150
151
Щ |
Глава XXIII