Пролетарии не питают более никакого

ДОВЕРИЯ К ТЕОЛОГИИ

Отрицательное условие уже достаточно выполнено, по крайней мере, в Париже, относительно теологического строя, более глубоко павшего в глазах наших пролетариев, чем где бы то ни было. Беспочвенный деизм, на котором останавли­ваются еще многие ученые, не встречает никакого доверия в народе, к счастью, чуждом наук о словах и сущностях, — наук, которые одни только могут продлить эту чрезвычайную задер­жку в современном освободительном движении. Нужно только-чтобы истинные склонности народного духа проявились более резко во избежание всяких иллюзий относительно интеллек­туального характера нашего возрождения. А это решительное возрождение не замедлит совершиться в той вполне свободной


Глава XXXIII


ПРОЛЕТАРИИ ДОЛЖНЫ ТАКЖЕ ОТКАЗАТЬСЯ

ОТ МЕТАФИЗИЧЕСКИХ ИДЕЙ                        К

Освобождение наших пролетариев от метафизических идей меньше подвинулось вперед, но оно столь же необходимо, как и избавление их от теологических воззрений. У народов, не принявших протестантства, метафизические блуждания, опуты­вающие ныне умы германцев, без сомнения не пользуются большим доверием. Но народ всюду, даже в Париже, в силу ложного предрассудка, с уважением относится ^соответствен­ному образованию, хотя он сам, к счастью, этой премудрости Не вкусил. Весьма важно поэтому рассеять эту последнюю Иллюзию наших пролетариев, которая отныне одна только Препятствует подъему социального чувства. Она покоится Прежде всего на слишком частом смешении образованности с Умом, откуда народ простодушно заключает, что только образованные люди способны управлять. А это ошибочное,


 




164


165


хотя весьма извинительное мнение часто приводит к избрани^ неспособных руководителей.

Лучшая оценка нашего общества покажет народу, что вопреки высокомерию наших образованных людей и даже ученых большинство действительно сильных умов находится теперь вце этих групп, именно среди столь пренебрегаемых практиков ^ иногда среди самых необразованных пролетариев. В средние века, когда воспитание преобладало над образованием, лучще рассуждали и умели восхищаться и пользоваться глубокой реальной мудростью весьма невежественных рыцарей. Прямота, проницательность и даже связность мыслей суть вообще качества, совершенно независимые от всякого образования, ц их развитие гораздо более обусловливается практической жизнью, чем теоретическим обучением. Что касается цельного миросозерцания, являющегося главным основанием всякой политической способности, то можно с уверенностью сказать, что оно отсутствует преимущественно у образованных классов.

Глава XXXIV




Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: