Уничтожение королевской власти. Республиканский дух предполагает подчинение политики морали

Благодаря поразительному инстинкту наших энергичных пролетариев, слабые ретроградные покушения власти, перестав­шей удовлетворять своему первоначальному назначению, были замечены и вызвали безвозвратное уничтожение французской королевской власти, которая давно уже потеряла свое обаяние и составляла только сильное препятствие для прогресса, не представляя никакой пользы для порядка. Ее бесполезное господство непосредственно мешало духовному преобразова­нию, но в то же время ее действительное влияние было недо­статочно для прекращения жалкого политического волнения, поддерживаемого соперничеством чисто личных интересов.

Республиканский принцип в своем отрицательном значении окончательно резюмирует первую часть революции, делая невозможным всякое возвращение королевской власти, кото­рая, начиная со второй половины царствования Людовика XIV, естественно объединяла все ретроградные стремления. В своем положительном смысле он выражает прямое начало преобра­зования, провозглашая основное подчинение политики морали, т.е.неизменное посвящение всех сил служению обществу.

Без сомнения, этот принцип существует еще только как чувство; но именно на почве чувства он должен был возникнуть и после своей необходимой систематизации он именно как чувство всегда будет господствовать, как это устанавливает первая часть настоящего рассуждения. С этой точки зрения французы как достойный авангард великой семьи западных народов, в сущности, начали уже нормальную эру; ибо они без всякого теологического вмешательства провозгласили ис­тинный социальный принцип, возникший впервые в средние века под влиянием католицизма, но получивший возможность первенствовать только под руководством более совершенной философии и в лучше подготовленной среде. Таким образом,

200


французская республика стремится освятить основную доктри­ну позитивизма, утверждающую всеобщее преобладание чувства над рассудком и даже над деятельностью. Такая исходная точка должна вскоре привести общественное мнение к пониманию новой философии как единственно способной привести в систему этот окончательный строй.

Глава VII / ' -     ?


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: