Задания для коррекции умений

В соответствии с первой конкретной целью обучения по заданной теме – уметь определить целесообразность и необходимость расчета средних величин – необходимо решить следующую задачу.

 

Задача 1

Ниже приводится информация о длительности лечения в стационаре и исходах заболевания 45 больных пневмонией.

 

Длительность лечения (дней) Исходы заболевания
25, 11, 12, 13, 24, 23, 23, 24,21 22, 21, 23, 22, 21, 14, 14, 22, 20, 20, 15, 15, 16, 20, 20, 16, 16, 20, 17, 17, 19, 19, 19, 18, 18, 18, 18, 19, 19, 17, 17, 18, 18, 19, 26 выздоровление – 23 чел. улучшение – 13 чел. без перемен – 7 чел. ухудшение – 1 чел. летальность – 1 чел.

Задания:

1. Укажите характер вариации представленных данных и объясните, почему Вы так считаете.

2. Определите целесообразность и необходимость расчета средних величин.

Ответ:

1) Учитывая, что изучаемый нами варьирующий признак, а именно длительность лечения больных пневмонией, имеет количественное выражение, представленная вариация называется количественной, а ряд распределения – вариационным, он и будет основанием для расчета средней величины.

2) Информация об исходах заболевания пневмонией не имеет количественной меры (выздоровление, улучшение и т.д.), вариация будет называться качественной, а ряд распределения – атрибутивным, средняя величина в этом случае не рассчитывается, но, анализируя данные такого ряда, можно использовать моду.

3) Так как данные о длительности лечения в стационаре многочисленны и имеют количественное выражение, то рассчитывается средняя величина.

 

Если вы дали правильный ответ, приступайте к отработке следующих умений:

· Уметь построить вариационный ряд и рассчитать средние арифметические величины разными способами в зависимости от вида вариационного ряда;

· Уметь рассчитать показатели колеблемости вариационного ряда (изучаемого признака);

· Уметь оценить полученные данные и сделать выводы.

Для этого решите следующие задачи:

Задача 2

На 8 лекциях по социальной медицине и организации здравоохранения в весеннем семестре на одном из потоков IV курса лечебного факультета присутствовало студентов: 174, 168, 175, 158, 172, 174, 171, 155, 169.

Задания:

1. Постройте вариационный ряд и определите его вид (ответ обоснуйте).

2. Рассчитайте среднюю арифметическую величину, моду, медиану.

3. Определите показатели колеблемости вариационного ряда (лимиты, амплитуду, среднее квадратическое отклонение, коэффициент вариации).

4. Оцените полученные данные и сделайте вывод.

 

Ответ:

1. Чтобы построить вариационный ряд, необходимо расположить варианты в возрастающем порядке (графа 1, табл. 2.1).

Таблица 2.1

Распределение студентов IV курса лечебного факультета,

присутствовавших на лекциях

Число студентов, V Число лекций, р d d2
1 2 3 4
155 158 168 169 171 172 174 175 1 1 1 1 1 1 1 1 -13 -10 0 +1 +3 +4 +6 +7 169 100 0 1 9 16 36 49
ΣV=1343 Σр=n=8   Σ d2=380

2. Построенный вариационный ряд – дискретный или прерывистый, т.к. варианты отличаются друг от друга на целое число и не имеют промежуточных дробных значений.

3. Вариационный ряд – простой, т.к. каждая варианта встречается только один раз, т.е. р=1 (графа 2, табл. 2.1).

4. Так как вариационный ряд простой, необходимо рассчитать простую среднеарифметическую величину по формуле: ≈168 студентов.

5. Моду (Мо) рассчитать нельзя, т.к. р=1.

6. Медиана (Ме) рассчитана с учетом центральных вариант. Центральными вариантами являются 4-ая и 5-ая варианты (169 и 171).  студентов.

7. Lim=175÷ 155 студентов; Am= 175 – 155= 20 студентов. Для расчета среднего квадратического отклонения (δ) определены истинные отклонения (d) вариант от истинной средней арифметической и заполнены графы 3, 4 табл. 2.1 студентов.

δ по Ермолаеву = студентов.

СV= .

Выводы:

1. Вариационный ряд – дискретный, простой.

2. На лекциях по социальной медицине в весеннем семестре присутствовало в среднем 168 студентов IV курса лечебного факультета.

3. Средняя арифметическая величина является характерной, типичной для данного вариационного ряда, т.к. в пределах 153,2 – 182,8 (М±2δ) находятся все варианты вариационного ряда, а достаточно 95%.

4. Степень колеблемости вариационного ряда малая по коэффициенту вариации.

 

Задача 3

Сроки стационарного лечения 30 больных детей (в днях): 17, 7, 16, 18, 12, 12, 14, 14, 17, 18, 15, 18, 19, 17, 15, 15, 15, 17, 16, 9, 10, 10, 11, 16, 19, 20, 16, 17, 15, 15.

Задания.

1. Постройте вариационный ряд и определите его вид (ответ обоснуйте).

2. Рассчитайте среднюю арифметическую величину, моду, медиану.

3. Определите показатели колеблемости вариационного ряда (лимит, амплитуду, среднее квадратическое отклонение, коэффициент вариации).

4. Оцените полученные данные и сделайте выводы.

 

Ответ.

1. Для построения вариационного ряда варианты были расположены в возрастающем порядке (графа 1, табл. 3.1).

Таблица 3.1

Распределение больных детей по срокам

стационарного лечения

Сроки стационарного лечения (в днях), V Число больных р d d2 d2р
1 2 3 4 5 6
7 9 10 11 12 14 15 16 17 18 19 20 1 1 2 1 2 3 6 4 4 3 2 1 7 9 20 11 24 42 90 64 68 54 38 20 -8 -6 -5 -4 -3 -1 0 +1 +2 +3 +4 +5 64 36 25 16 9 1 0 1 4 9 16 25 64 36 50 16 18 3 0 4 16 27 32 25
  Σр=n=30 ΣVр=447     Σd2p=291

2. Построенный вариационный ряд – дискретный или прерывистый, т.к. варианты отличаются друг от друга на целое число и не имеют промежуточных, дробных значений. Вариационный ряд – взвешенный, т.к. одна и та же варианта повторяется несколько раз, варианты как бы взвешиваются по числу соответствующих им частот – р>1 (графа 2, табл. 3.1).

3. Учитывая, что вариационный ряд взвешенный, была рассчитана взвешенная среднеарифметическая величина по формуле: дней.

4. Мода (Мо) – рассчитывалась как наиболее часто встречающаяся варианта, чаще всего (6 раз) встречались дети со сроком стационарного лечения 15 дней. Следовательно, Мо=15 дней.

5. Число наблюдений в данной задаче четное, поэтому медиана (Ме) рассчитывалась следующим образом: 30: 2 = 15, т.е. медиана соответствует 15-й по счету варианте, это варианта – 15 дней. Следовательно, Ме=15 дней.

6. Lim=20÷7; Am=13. Для расчета среднего квадратического отклонения определялись истинные отклонения вариант от истинной среднеарифметической величины (d) и заполнялись графы 4, 5, 6 табл. 3.1).

дней.

δ по Ермолаеву = дней.

СV= .

7. Выводы.

· Вариационный ряд – дискретный, взвешенный.

· Мо=Ме≈М, что характерно для нормального распределения.

· Сроки стационарного лечения больных детей составляет в среднем 14,9≈15 дней.

· Средняя арифметическая величина является типичной для данного вариационного ряда, т.к. в пределах М±2δ находится около 97% вариант вариационного ряда.

· Степень колеблемости вариационного ряда сильная по коэффициенту вариации, вместе с тем мы не можем говорить о ненадежности средней арифметической, т.к. СV<40%.

 

Задача 4

Число состоящих на диспансерном учете больных с гипертонической болезнью у 50 участковых терапевтов города: 20, 21, 22, 23, 25, 25, 26, 27, 27, 25, 26, 27, 25, 22, 23, 24, 39, 23, 40, 22, 26, 30, 24, 26, 24, 25, 24, 25, 24, 28, 24, 29, 25, 26, 27, 27, 30, 31, 34, 31, 35, 32, 30, 30, 36, 25, 35, 38, 39, 28.

Задания.

1. Постройте вариационный ряд и определите его вид (ответ обоснуйте).

2. Рассчитайте среднюю арифметическую величину, моду, медиану.

3. Определите показатели колеблемости вариационного ряда (лимит, амплитуду, среднее квадратическое отклонение, коэффициент вариации).

4. Оцените полученные данные и сделайте выводы.

 

Ответ.

1. Чтобы построить вариационный ряд, расположим варианты в возрастающем порядке (графа 1, табл. 4.1).

2. Построенный первоначальный ряд – дискретный, т.к. варианты отличаются друг от друга на целое число и взвешенный, т.к. варианты повторяются несколько раз (графа 2, табл. 4.1). Учитывая, что число наблюдений равно 50 (n>30), и для облегчения расчетов из первоначального ряда построим сгруппированный вариационный ряд с соответствующими частотами (графы 3, 4, табл. 4.1). Величина интервала (i) для сгруппированного ряда рассчитывалась по формуле: , где r – число предполагаемых групп (см. табл. 2).  ≈ 2 больных.

Таблица 4.1

Распределение больных гипертонической болезнью,

состоящих на диспансерном учете у участковых терапевтов

Первоначальный ряд

Сгруппированный ряд

Число больных, состоящих на диспанс. учете, V Число участковых терапевтов, р Число больных, состоящих на диспан. учете, V Число участковых терапевтов, р V р а ар а2р
1 2 3 4 5 6 7 8 9
20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 1 1 3 3 6 8 5 5 2 1 4 2 1 0 1 2 1 0 1 2 1 20 – 21 22 – 23 24 – 25 26 – 27 28 – 29 30 – 31 32 – 33 34 – 35 36 – 37 38 – 39 40 – 41 2 6 14 10 3 6 1 3 1 3 1 21 23 25 27 29 31 33 35 37 39 41 2 6 14 10 3 6 1 3 1 3 1 -2 -1 0 +1 +2 +3 +4 +5 +6 +7 +8 4 6 0 10 6 18 4 15 6 21 8 8 6 0 10 12 54 16 75 36 147 64
  ∑р=n=50   ∑р=n=50   n=50   ∑ар=98 ∑а2р=428

Так как вариационный ряд взвешенный, рассчитываем взвешенную среднюю арифметическую с использование способа моментов, т.к. число наблюдений n>30.

 больных.

Величина интервала (i) вводится в формулу определения М и δ в том случае, если в графе 7 «условные отклонения» – а определяются не как разность между вариантами и условными средними (V – А), а даются условные обозначения –1, -2, 0, +1, +2 и т.д., предполагающие, что разность между центральными вариантами равна 1. Мо=25 больных; Ме=26 больных.

3. Lim=40 ÷ 20; Am=20.

δ по Ермолаеву = больных.

СV= .

Выводы.

1. Вариационный ряд – дискретный, взвешенный, сгруппированный.

2. Мо=25 больных; Ме=26 больных.

3. Lim=40 ÷ 20; Am=20.

4. У участковых терапевтов на диспансерном учете состоит в среднем 28,9≈29 больных.

5. Средняя арифметическая величина является типичной для данного вариационного ряда, т.к. в пределах М±2δ (20,5 ÷ 37,7) находится 95% вариант вариационного ряда.

6. Степень колеблемости вариационного ряда средняя (по коэффициенту вариации).

Задача 5

Результаты измерения роста у мальчиков 10 лет, обучающихся в школах-интернатах (в см): 127,0; 126,5; 128,0; 120,0; 123,0; 121,0; 126,0; 123,5; 122,0; 127,0; 123,0; 122,5; 127,0; 126,0; 128,5; 124,5; 127,0; 125,5; 125,5; 128,0; 125,0; 127,0; 130,0; 123,5 128,0; 126,0; 124,5; 127,0; 123,5; 127,0; 130,0; 126,5; 126,0; 128,0; 124,5; 127,0; 125,0; 124,5; 128,0; 128,5; 125,5; 128,0; 127,0; 126,0; 126,5; 131,0; 127,0; 127,0; 131,0; 126,0; 128,0; 124,5; 125,0; 127,0; 130,5; 125,0; 127,0; 124,5; 126,0; 128,5 125,0; 128,0; 126,5; 130,0; 125,5; 128,5, 126,0; 126,0; 130,5; 124,5; 128,0; 125,5; 125,0; 128,0; 125,5; 126,0; 124,0; 131,0; 125,5; 130,5; 129,5; 127,0; 128,5 126,5; 130,0; 130,0; 127,0; 127,0; 127,0; 127,0; 128,0; 128,0; 129,0; 129,0; 129,0; 134,5; 130,5; 132,0; 132,0; 133.

Задания.

1. Постройте вариационный ряд и определите его вид (ответ обоснуйте).

2. Рассчитайте среднюю арифметическую величину, моду, медиану.

3. Определите показатели колеблемости вариационного ряда (лимит, амплитуду, среднее квадратическое отклонение, коэффициент вариации).

4. Оцените полученные данные и сделайте выводы.

 

Ответ.

1. Чтобы построить вариационный ряд, расположим варианты в возрастающем порядке (графа 1, табл. 5.1).

2. Построенный первоначальный ряд – непрерывный, т.к. варианты имеют промежуточные, дробные значения, и взвешенный, т.к. одна и та же варианта встречается несколько раз (графа 2, табл. 5.1). Так как число наблюдений большое (n=100), для облегчения расчетов из первоначального ряда построим сгруппированный вариационный ряд с соответствующими группам частотами (графы 3, 4, табл. 5.1).

Таблица 5.1

Распределение мальчиков по росту (в см)

Первоначальный ряд

Сгруппированный ряд

Рост, V Число мальчиков, р Рост, V Число мальчиков, р V р а ар а2р
1 2 3 4 5 6 7 8 9
120,0 121,0 122,0 122,5 123,0 123,5 124,5 125,0 125,5 126,0 126,5 127,0 128,0 128,5 129,0 129,5 130,0 130,5 131,0 132,0 133,0 134,5 1 1 1 1 2 3 8 6 7 10 5 18 12 5 3 1 5 4 3 2 1 1 120,0 – 121,9 122,0 – 123,9 124,0 – 125,9 126,0 – 127,9 128,0 – 129,9 130,0 – 131,9 132,0 – 133,9 134,0 – 135,9 2 7 21 33 21 12 3 1 121,0 123,0 125,0 127,0 129,0 131,0 133,0 135,0 2 7 21 33 21 12 3 1 -6 -4 -2 0 +2 +4 +6 +8 -12 -28 -42 0 +42 +48 +18 +8 72 112 84 0 84 192 108 64
  ∑р=n =100   ∑р=n =100   n=100   ∑ар =34 ∑а2р =716

3. Величина интервала (i) для сгруппированного ряда рассчитывалась по формуле: , где r – число предполагаемых групп (см. табл. 2).

≈ 2 см

Так как вариационный ряд взвешенный, рассчитываем взвешенную среднюю арифметическую. Учитывая, что число наблюдений большое, используем способ моментов:

 см

Величина интервала (i) не введена в формулы определения М и δ, т.к. условное отклонение – а определялось как разность (V – А), где А – условная средняя, наиболее часто встречающаяся варианта.

4. Lim=134,5 ÷ 120,0: Am=14,5.

см

δ по Ермолаеву = см.

СV= .

Выводы.

1. Вариационный ряд – непрерывный, взвешенный, сгруппированный.

2. Мо=Ме=М, что характерно для нормального распределения.

3. Lim=134,5 ÷ 120,0; Am=14,5.

4. Средний рост мальчиков 10 лет, обучающихся в школах-интернатах, составляет 127,3 см.

5. Средняя арифметическая величина является типичной для данного вариационного ряда, т.к. в пределах 116,5 – 138,1 см (М±2δ) находятся все варианты вариационного ряда.

6. Степень колеблемости ряда слабая (СV<10%).


Приложение 1

Граф логической структуры темы: «Средние величины, их использование в здравоохранении»

 

 


Ι                                             ΙΙ

 

 


 


 


 


Приложение 2

Логическая структура темы: «Средние величины, их использование в здравоохранении»

(фрагмент темы: «Расчет средних величин»)

 

 


Приложение 3

Логическая структура темы "Средние величины, их использование в здравоохранении"

(фрагмент темы "Расчет показателей колеблемости вариационного ряда")

     

 


 


Приложение 4

Алгоритм статистической обработки медицинских данных с помощью средних величин

 

Приложение 5

Алгоритм расчета параметров взвешенного вариационного ряда

1. Построить взвешенный вариационный ряд, расположив все варианты (V) в возрастающем или убывающем порядке с соответствующими им частотами (р), графа 1 и 2.
2. Перемножить каждую варианту на соответствующую частоту (Vр), найти их сумму (∑Vр), графа 3.
3. Рассчитать среднюю арифметическую взвешенную (М).
4. Найти истинные отклонения d = V – M, графа 4.
5. Возвести каждое истинное отклонение в квадрат d 2, графа 5.
6. Найти произведение d2×р, по всем строкам ряда и определить их сумму ∑d2×р, графа 6.
7. Рассчитать среднее квадратическое отклонение (δ).
8. Определить ошибку репрезентативности (m). *
9. Рассчитать критерий достоверности (t). *

 

V р Vp d (V–M) d2 d2p Формулы для расчета
1 2 3 4 5 6 7
            * *
  ∑р=n ∑Vp     ∑d2p  

 

Примечание. * ошибка репрезентативности (m) и критерий достоверности (t) будут рассмотрены в следующей теме.


Приложение 6

Алгоритм расчета параметров взвешенного ряда по способу моментов

1. Построить взвешенный вариационный ряд, расположив все варианты (V) в возрастающем или убывающем порядке с соответствующими им частотами (р), графа 1 и 2.
2. Выбрать условную среднюю (А) – можно взять любую варианту ряда, но желательно наиболее часто встречающуюся варианту.
3. Определить условное отклонение (а) каждой варианты от условной средней (а = V – А), графа 3.
4. Перемножить значение каждого условного отклонения на соответствующую частоту (aр), найти их сумму (∑aр), графа 4.
5. Найти истинную среднюю арифметическую взвешенную по способу моментов (М), формула 1.
6. Возвести каждое условное отклонение (а) в квадрат 2), найти произведение 2р) по всем строкам ряда и определить их сумму ∑a2р, графа 5, 6.
7. Рассчитать среднее квадратическое отклонение (δ) по способу моментов, формула 2.
8. Определить ошибку репрезентативности (m) *, формула 3.
9. Рассчитать критерий достоверности (t) *, формула 4.

 

V р A (V-A) ap a2 a2p Формулы для расчета
1 2 3 4 5 6 7
                            (1) (2) *                       (3) *                           (4)
  ∑р=n ∑ар     ∑a2p  

Примечание. * ошибка репрезентативности (m) и критерий достоверности (t) будут рассмотрены в следующей теме.

Приложение 7

Алгоритм расчета параметров сгруппированного ряда по способу моментов

1. Построить сгруппированный вариационный ряд, определив число групповых вариант (не менее 5), величину интервала (i) по специальной таблице, середину, начало и конец групп вариант. Расположить группы вариант в возрастающем или убывающем порядке с соответствующими им частотами (р), графа 1 и 3.
2. Определить центральную варианту V (в непрерывных вариационных рядах как полусумму первых значений соседних групп, в дискретных вариационных рядах как полусумму крайних значений группы), графа 2
3. Принять за единицу разность между соседними вариантами, введя в формулу для расчета средней арифметической величину интервала (i).
4. Выбрать условную среднюю А – можно взять любую варианту ряда, но желательно наиболее часто встречающуюся варианту.
5. Определить условное отклонение (а) каждой варианты от условной средней (а = V – А), графа 4.
6. Перемножить значение каждого условного отклонения (а) на соответствующую частоту (ар) и определить их сумму ∑aр, графа 5.
7. Найти истинную среднюю арифметическую взвешенную сгруппированного ряда по способу моментов (М), формула 1.
8. Возвести каждое условное отклонение (а) в квадрат 2), найти произведение 2р) по всем строкам ряда и определить их сумму ∑a2р, графа 6, 7.
9. Рассчитать среднее квадратическое отклонение (δ) по способу моментов, формула 2.
10. Определить ошибку репрезентативности (m) *, формула 3.
11. Рассчитать критерий достоверности (t) *, формула 4.

 

V р A (V-A) ap a2 a2p Формулы для расчета
1 2 3 4 5 6 7
                            (1) (2) *                       (3) *                           (4)
  ∑р=n ∑ар     ∑a2p  

Примечание. * ошибка репрезентативности (m) и критерий достоверности (t) будут рассмотрены в следующей теме.


ТЕМА 4. МЕТОДИКА ОЦЕНКИ ДОСТОВЕРНОСТИ













Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: