Источники учебной информации

(рекомендуемая литература)

1. Соціальна медицина та організація охорони здоров’я/ Під ред. Вороненка Ю.В., Москаленка В.Ф. – Тернопіль: Укрмедкнига, 2000. – С. 78-82.

2. Социальная гигиена и организация здравоохранения/ Под ред. Серенко А.Ф., Ермакова В.В. – М.: Медицина, 1984. – С. 164-168.

3. Руководство к практическим занятиям по социальной гигиене и организации здравоохранения/ Под ред. Лисицына Ю.П., Копыта Н.Я. – М.: Медицина, 1984. – С. 101-111.

4. Гарина М.Г., Мостипака Л.К. Санитарная статистика: Учебное пособие для студентов медицинских институтов. – Донецк, 1991. – С. 84-95.

5. Граф логической структуры содержания темы (приложение 1).

 

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ ПО ТЕМЕ

 

1. Понятие о методе стандартизации.

2. Способы стандартизации (прямой, косвенный, обратный) и обоснование выбора каждого из них в конкретном случае.

3. Методика прямого способа стандартизации.

4. Практическое использование метода стандартизации.

 

Основные вопросы и ключевые понятия,

На которые следует обратить внимание

При подготовке темы

 

Стандартизация – метод расчета условных (стандартизованных) показателей, заменяющих общие интенсивные (или средние) величины в тех случаях, когда их сравнение затруднено из-за несопоставимости состава групп.

Рассчитанные при помощи метода стандартизации показатели условны, потому что они, устраняя влияние того или иного фактора на истинные показатели, указывают, какими были бы эти показатели, если бы влияние данного фактора отсутствовало. Следовательно, стандартизованные показатели могут быть использованы только с целью сравнения.

Существуют различные способы расчета стандартизованных показателей: ♦прямой, ♦косвенный, ♦обратный. Выбор способа (метода) получения стандартизованных показателей зависит от наличия первичного материала.

Способ прямой стандартизации избирают:

v Если имеются сведения как о составе (возрастном, половом, профессиональном, стажевым и др.) сравниваемых групп населения, так и о распределении изучаемого явления (заболеваний, случаев рождений, смертельных исходов, инвалидности и др.) среди них и, следовательно, можно вычислить повозрастные, по полу, по отдельным профессиям и стажу работы коэффициенты, т.е. имеется числитель и знаменатель интенсивного показателя.

Способ косвенной стандартизации применяют в двух случаях:

v Если имеются данные о распределении населения по возрастно-половым или другим изучаемым признакам, но нет сведений о распределении изучаемого явления среди этих групп населения, т.е. отсутствует числитель интенсивного показателя.

v Если число умерших, родившихся, больных и т.п. в отдельных группах населения малы и, следовательно, погрупповые коэффициенты смертности, рождаемости, заболеваемости недостаточно достоверны. Например, при изучении заболеваемости или смертности от отдельных болезней.

В тех случаях, когда сведения о структуре населения отсутствуют, т.е. нет знаменателя для расчета интенсивного показателя, целесообразно применять так называемый обратный способ вычисления стандартизованных коэффициентов, не требующий данных о составе населения и ограничивающийся только сведениями о составе изучаемого явления.

Все методы (способы) стандартизации дают в основном одинаковый результат. Наиболее точным способом является косвенный, наглядным – прямой. Обратный метод стандартизации следует применять только тогда, когда нельзя использовать ни косвенный, ни прямой. Он менее точен.

Всегда, однако, надо иметь в виду, что величина стандартизованных коэффициентов зависит от применяемого стандарта. Поэтому, когда требуется не сравнение, а знание реальных размеров изучаемого явления (заболеваемости, смертности), необходимо прибегать к обычным интенсивным показателям.

В практике здравоохранения чаще всего используется прямой метод стандартизации, поэтому мы остановимся на методике стандартизации таким способом. Он состоит из 5 этапов.

 

ЭТАПЫ ПРЯМОГО МЕТОДА СТАНДАРТИЗАЦИИ

I этап – вычисление общих и групповых интенсивных показателей для сравниваемых совокупностей;

II этап – выбор и расчет стандарта;

III этап – вычисление групповых стандартизованных показателей («ожидаемых» чисел) для каждой группы стандарта;

IV этап – получение общих стандартизованных показателей;

V этап – сравнение общих интенсивных и общих стандартизованных показателей (выводы).

Рассмотрим получение коэффициентов стандартизации на примере.

Пример применения прямого метода стандартизации

В качестве примера можно привести следующие данные, заимствованные у А.М. Меркова и Л.Е. Полякова («Санитарная статистика», 1974). В начале 30-х годов ХХ столетия в Англии насчитывалось 480,0 тысяч шахтеров и 22,7 тысячи лиц духовного сана. Были изучены уровни смертности среди указанных групп населения. Оказалось, что смертность духовенства была выше, чем шахтеров и составляла 29,0 случаев против 13,9 случаев на 100 лиц изучаемых групп.

Чем можно объяснить эти различия? Как известно, в формировании коэффициентов смертности имеет большое значение фактор возраста. Различия показателей смертности в указанных группах населения Англии могут зависеть от неодинаковой возрастной структуры населения. Поэтому в первую очередь необходимо исключить (элиминировать) влияние указанного фактора на уровень смертности. В первичном материале имеются данные о возрастном распределении изучаемых групп и умерших среди них по возрасту (табл. 1).

В силу того, что мы располагаем данными о возрастном распределении умерших и возрастном составе изучаемых групп, следует для вычисления стандартизованных показателей выбрать прямой способ стандартизации. Все дальнейшие расчетные операции соответствуют схеме «Этапы прямого метода стандартизации», приведенной выше.

Таблица 1

Сведения о возрастном распределении шахтеров и духовенства Англии и умерших среди них в 30-х годах ХХ столетия

 

Возраст, лет

Шахтеры

Духовенство

число лиц кол-во умерших число лиц кол-во умерших
16-24 70000 259 200 0
25-34 131000 224 2300 0
35-44 102000 663 3600 16
45-54 77000 939 4900 28
55-64 49000 1279 5300 95
65 и более 31000 3026 5400 490
Всего 480000 6690 22700 629

 

I этап   Вычисление общих и групповых интенсивных


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: