Подготовительный этап анализа

 

Первый этап заключается в подготовительной, однако, совершенно необходимой работе, выполняемой на соответствующих этапах статистического исследования. Так, выбор необходимых и достаточных для характеристики анализируемого явления показателей (1-й шаг статистического анализа) осуществляется на этапе разработки программы исследования (этап подготовительного периода статистического исследования). Получение исходных данных (2-й шаг анализа) и их первичная статистическая обработка (3-й шаг анализа) проводятся на этапах статистического наблюдения, группировки и сводки данных, а также счетной обработки материала и его графического представления (этапы периода собственно статистического исследования). Подробная характеристика этих этапов была дана в соответствующем разделе данного пособия («Методика организации статистического исследования в здравоохранении»). В связи с этим при рассмотрении первого этапа анализа (подготовительного) остановимся лишь на некоторых особенностях.

 

 

Выбор необходимых и достаточных критериев

(1-й шаг алгоритма)

 

Прежде всего, нужно выбрать необходимые и достаточные критерии (показатели), характеризующие изучаемые явления с учётом цели исследования. Именно этот шаг требует глубокого знания сущности и специфики предмета изучения, что гарантируется хорошей профессиональной подготовкой.

Например, необходимо разработать меры профилактики болезней женских половых органов среди женщин-работниц химического комбината. Для достижения цели нужно изучить заболеваемость женщин комбината этой патологией во взаимосвязи с факторами производственной среды. В качестве критериев, характеризующих изучаемое явление, могут выступать: уровень и структура заболеваемости болезнями женских половых органов работниц различных цехов, профессиональных, стажевых, а также возрастных групп женщин; показатели, характеризующие уровень вредных производственных факторов на рабочих местах; показатели организации медицинского обслуживания работниц комбината и т. д.

Если выбранные критерии не характеризуют предмет изучения или «не работают» на достижение поставленной цели, последуют неверные выводы, которые приведут к неадекватным рекомендациям.

Однако даже если показатели выбраны правильно, нужно обеспечить получение данных для последующего их расчета.

Получение данных и их статистическая

Обработка (2-й и 3-й шаги алгоритма)

 

Определяя перечень критериев для анализа конкретного явления (признака, процесса) следует иметь ввиду возможность получение необходимых сведений из первичных учетных документов, отчетов или путём собственных исследований с использованием специально составленных учетных документов. Нельзя забывать о том, что исходного материала не должно быт много - избыточная информация затушевывает целевые данные, а недостаточная сдерживает конкретизацию мероприятий и решений

Подробно о выборе и требований к составлению учётных документов, а также о правилах их заполнения и последующей статистической обработки (группировки и сводки) говорилось в разделе «Методика организации статистического исследования в здравоохранении».

После получения абсолютных данных, характеризующих изучаемое явление, необходимо приступить к расчёту производных величин (интенсивных, экстенсивных, соотношения, средних). Следует помнить, что каждая статистическая величина имеет свои познавательные возможности. И это нужно обязательно учитывать при выборе метода обработки полученных данных.

Рассчитав показатели, необходимо определить, какие данные могут быть представлены в виде таблиц, а какие – в диаграммах. Следует помнить, что статистический материал не должен приводиться в виде громоздких таблиц, переполненных цифрами и малодоступных для понимания. Это затруднит последующие шаги анализа и может привести к неправильной трактовке результатов исследования.

Обоснование выбора производных величин, методики их расчёта, вида графического изображения, а также требования к оформлению таблиц и рисунков были изложены в соответствующих разделах данного пособия.

Представлением рассчитанных показателей, которые характеризуют изучаемое явление, в виде статистических таблиц и (или) рисунков заканчивается подготовительный этап анализа.

Этап собственно анализа.

 

Теперь можно перейти к собственно анализу полученных результатов, который заключается в сравнении, оценке и объяснении показателей, характеризующих изучаемое явление (признак, процесс). Это самый творческий и трудный отрезок анализа, который невозможно осуществить бес глубокого знания и понимания сути изучаемого явления и факторов, воздействующих на его формирование.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: