Возрастные особенности детей и подростков

Дорогой друг – вожатый! Представляю твоему вниманию возрастные особенности детей и подростков. До заезда в лагерь тебе неизвестно, на каком отряде ты будешь работать поэтому, на мой взгляд, тебе бы не мешало узнать об особенностях поведения разных возрастных групп.

 

Младшая возрастная группа

Особенности поведения

- высокий уровень активности

- стремление к общению вне семьи

- стремление научиться различать, что такое хорошо и что такое плохо

- понимание различий пола

- стремление получить время на самостоятельные занятия

- ребенок может быть как целеустремленным, так и самоуверенным, агрессивным

-9-


Советы вожатым

организуйте больше подвижных игр при ограничении прыжков и бега

развивайте умение лазать и пользоваться качелями

используйте ритмические виды деятельности; пение, драматические постановки

обучайте правильным навыкам труда

обеспечивайте конкретности поручений и творческой свободы детей при их выполнении

предоставляйте детям свободу действия, развития способностей (при соблюдении нравственных норм, распорядка лагеря и т. п.)


Средняя возрастная группа

Особенности поведения

– стремление повелевать у мальчиков, подчиненность у девочек

- энергичны, быстры в действии, настойчивы, инициативны

- Часты беспокойные состояния, дети нуждаются в постоянной деятельности

- стремятся к большой мускульной активности

- любят коллективные игры

- шумны, спорят

- влюбчивы

- боятся поражения, чувствительны к критике

- интересы постоянно меняются

- мальчики играют с девочками; стремятся к соперничеству

- начинают осознавать нравственные нормы

- пробуждается интерес и любопытство ко всему вокруг

Советы вожатым

учитывайте то обстоятельство, что дети данного возраста особенно нуждаются в поощрении и похвале

используйте такие виды деятельности, которые дают простор проявлению мускульной активности

организуйте коллективные спортивные игры, занятия по интересам

организуйте разумное руководство творчеством, направление пробуждающихся интересов к окружающему миру

стремитесь обстоятельно ответить на многочисленные вопросы детей

 

Старшая возрастная группа

Особенности поведения

- мальчики склонны к групповому поведению

- дети испытывают внутреннее беспокойство

- антагонизм между мальчиками и девочками, дразнят друг друга

- мнение группы сверстников более важно, чем мнение взрослых

- дисциплина может страдать из-за «группового» авторитета

- стремятся к соревновательности, подчиняют свои интересы мнению команды

- сопротивление к критике.

появляется интерес к заработку

Советы вожатым
организуйте коллективные игры (различные для мальчиков и девочек)

отдавайте предпочтение спортивным играм

используйте общий энтузиазм отряда при выполнении порученных заданий.

-10-




Жизнь в лагере

Дорогой друг – вожатый! Предлагаю тебе ознакомиться с твоей работой, а точнее сказать с жизнью в лагере. Поверь, о чем пойдет речь ниже – 100% тебе будет необходимо, чтобы  освоить азы и стать настоящим вожатым.

В зависимости от продолжительности лагерной смены и графика заезда детей в лагерь, проходит 2-4 дня.

Для ребенка организационный период это период адаптации к изменившимся условиям своей жизни: новое место, новый коллектив, новые взрослые и сверстники, новая деятельность и т.д.

Для вновь созданной детской группы, организационный период – основной этап формирования и развития временного детского коллектива. Его важнейшая воспитательная задача заключается в том, чтобы в максимально короткие сроки организовать детский коллектив, в котором возможна интересная деятельность, реализующая задачи летнего оздоровительного периода, опирающаяся на опыт, возможности и традиции данного лагеря.

 

Основные задачи:

 - Прием детей в лагерь, распределение их по отрядам (как правило, по возрастному критерию);

 - Знакомство детей друг с другом, лагерем и его сотрудниками;

 - Коллективное планирование лагерной смены, введение детей в тематику смены;

 - Выявление и выборы актива детского коллектива (запомни, это должен быть не твой выбор, а выбор твоего отряда);

- Выбор названия, девиза и составление отрядного уголка;

 - Начало работы по созданию благоприятного психологического климата детского коллектива.

 

Основные моменты (регистрация, адаптация, действия вожатых):

Регистрация. В назначенный день и час, в заранее определенном месте происходит прием детей для их отправки в лагерь - регистрация.

Для того чтобы ты все правильно сделал и ничего не забыл, возьми с собой тетрадь или блокнот. В который ты будешь регистрировать ребят. Главное что ты должен записать – это *Фамилию и Имя ребенка, *№ путевки, * Возраст, *Контактный телефон родителей. *Да и самое главное, не забудь уточнить: не бывает ли у ребенка аллергии и все ли ему можно кушать. 

       Во время регистрации ребят бывают такие моменты, когда ребята – друзья просятся в один отряд, но разный возраст. Подумай, взвесь, посоветуйся свыше стоящим персоналом лагеря и только после этого принимайте решение. Если возраст у детей расходится более чем 1,5 – 2 года, поверь кому то из этих детей будет не интересно в этом отряде и он не будет понимать того что от него требует вожатый и что делает отряд. Распределение детей по отрядам производится по возрасту, в отряде возраст детей должен расходиться не более года.

 

2. Адаптация детей. Именно в этот период закладываются основы отношений не только между детьми, но между детьми и вожатыми.

-11-
По отношению к оргпериоду существует педагогическое  поверье: Как пройдет оргпериод, так и пройдет вся смена».  Поверь – это именно так и есть. Если впервые 2-4 дня дети не привыкнут выбегать на зарядку, снимать обувь, укладываться на тихий час и после отбоя, культурно принимать пищу в столовой, заправлять кровать – они не будут этого делать никогда. Всю смену ты будешь лишь мучиться, и ждать когда же закончится смена. Поэтому, будь внимателен впервые 2-4 дня, приучи ребят к порядку, поверь, если у тебя все получится – твой отряд будет лучшим!

В каждом отряде есть, дети, для которых адаптация проходит очень тяжело. Дети рвутся домой, звонят родителям, плачут, устраивают бойкоты и протесты. Постарайся сделать для этих детей все возможное, чтоб ребенку было интересно и хотелось остаться в лагере. В таком случае находи таким детям как можно больше дел, общайся, узнавай чаще как у ребенка настроение.

 

Во время формирования твоего отряда и благоприятного психологического климата, как для тебя, так и для детей помни несколько плоскостей общения, если ты их возьмешь, за правило в отряде не будет, проблем:

- общение между вожатыми и детьми;

- общение вожатых друг с другом;

- общение между мальчиками и девочками;

- общение между мальчиками;

- общение между девочками.

 

       Для начала необходимо определиться в том, как к вам будут обращаться дети, ведь в разных лагерях существуют различные традиции такого обращения. Какую бы форму вы не выбрали, необходимо помнить, что ни в коем случае нельзя в отношениях между детьми и педагогами допускать фамильярности. Доброжелательность и открытость в общении – это совершенно нормальные явления в общении с детьми (и не только с детьми, и не только в лагере). Договоритесь с ребятами о взаимной доброжелательности. Это залог добрых отношений. Но не забудьте рассказать вашим воспитанникам о системе требований к ним с вашей стороны. Естественно, что эти требования должны быть едиными со стороны всех напарников.

Достаточно деликатный вопрос, который может принести много неприятных моментов (особенно в младших и средних отрядах) – отношения между мальчиками и девочками. Это общение может вылиться в ряд проблем, если не проводить систематическую, целенаправленную работу по созданию добрых отношений между мальчишками и девчонками. Таковы психологические особенности возраста взросления. Именно поэтому, разговаривать с детьми об уважительном отношении друг к другу просто необходимо. Ещё более важно учить их тонкостям и правилам общения между собой. На наш взгляд, инициатива в добрых отношениях должна исходить от мальчиков (понятно, что инициировать такие разговоры и само отношение должен вожатый).

-12-
       Не нужно надеяться, что возникшие разногласия между детьми, конфликты улягутся сами собой. Они, скорее всего, могут, в лучшем случае, затихнуть. В худшем же случае, в круг разногласий и конфликта будут втягиваться все новые и новые дети. А такая ситуация уже сама по себе – катастрофа (если только этот конфликт не входит в ваши планы и не организован вами специально для решения каких-либо воспитательных задач). Именно поэтому не пропускайте между ушей ни одно грубое высказывание по отношению к любому члену вашего коллектива. Не оставляйте без внимания любой случай хамства, равнодушия, скабрезности и других негативных явлений, мешающих вам выполнять одну из основных ваших воспитательных задач.

 

3. Основные действия вожатых.

Запомни: Главная твоя задача – чтоб ребенок чувствовал себя комфортно. А для этого запомни несколько правил:

· Познакомь детей как можно скорей друг с другом,  для этого тебе подойдут игры на знакомства и сплочение коллектива, а также различные тренинги и, конечно,  бейджики, которые будут у каждого ребенка твоего отряда (самый лучший вариант, когда ребята их делают сами). Создавай больше моментов, в которых ребята еще раз могут назвать своем имя.

· Не забудь познакомить детей с лагерем и его персоналом. Помни, что начать знакомства необходимо с вожатых. Знакомства с лагерем в основном проводят в виде игры, но бывают такие моменты, когда просто не обходимо провести знакомства с лагерем в серьезной форме.

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: