Дорогой друг – вожатый! Представляю твоему вниманию возрастные особенности детей и подростков. До заезда в лагерь тебе неизвестно, на каком отряде ты будешь работать поэтому, на мой взгляд, тебе бы не мешало узнать об особенностях поведения разных возрастных групп.
Младшая возрастная группа
Особенности поведения
- высокий уровень активности
- стремление к общению вне семьи
- стремление научиться различать, что такое хорошо и что такое плохо
- понимание различий пола
- стремление получить время на самостоятельные занятия
- ребенок может быть как целеустремленным, так и самоуверенным, агрессивным
-9- |
Советы вожатым
организуйте больше подвижных игр при ограничении прыжков и бега
развивайте умение лазать и пользоваться качелями
используйте ритмические виды деятельности; пение, драматические постановки
обучайте правильным навыкам труда
обеспечивайте конкретности поручений и творческой свободы детей при их выполнении
предоставляйте детям свободу действия, развития способностей (при соблюдении нравственных норм, распорядка лагеря и т. п.)
|
|
Средняя возрастная группа
Особенности поведения
– стремление повелевать у мальчиков, подчиненность у девочек
- энергичны, быстры в действии, настойчивы, инициативны
- Часты беспокойные состояния, дети нуждаются в постоянной деятельности
- стремятся к большой мускульной активности
- любят коллективные игры
- шумны, спорят
- влюбчивы
- боятся поражения, чувствительны к критике
- интересы постоянно меняются
- мальчики играют с девочками; стремятся к соперничеству
- начинают осознавать нравственные нормы
- пробуждается интерес и любопытство ко всему вокруг
Советы вожатым
учитывайте то обстоятельство, что дети данного возраста особенно нуждаются в поощрении и похвале
используйте такие виды деятельности, которые дают простор проявлению мускульной активности
организуйте коллективные спортивные игры, занятия по интересам
организуйте разумное руководство творчеством, направление пробуждающихся интересов к окружающему миру
стремитесь обстоятельно ответить на многочисленные вопросы детей
Старшая возрастная группа
Особенности поведения
- мальчики склонны к групповому поведению
- дети испытывают внутреннее беспокойство
- антагонизм между мальчиками и девочками, дразнят друг друга
- мнение группы сверстников более важно, чем мнение взрослых
- дисциплина может страдать из-за «группового» авторитета
- стремятся к соревновательности, подчиняют свои интересы мнению команды
- сопротивление к критике.
появляется интерес к заработку
|
|
Советы вожатым
организуйте коллективные игры (различные для мальчиков и девочек)
отдавайте предпочтение спортивным играм
используйте общий энтузиазм отряда при выполнении порученных заданий.
-10- |
Жизнь в лагере
Дорогой друг – вожатый! Предлагаю тебе ознакомиться с твоей работой, а точнее сказать с жизнью в лагере. Поверь, о чем пойдет речь ниже – 100% тебе будет необходимо, чтобы освоить азы и стать настоящим вожатым.
В зависимости от продолжительности лагерной смены и графика заезда детей в лагерь, проходит 2-4 дня.
Для ребенка организационный период – это период адаптации к изменившимся условиям своей жизни: новое место, новый коллектив, новые взрослые и сверстники, новая деятельность и т.д.
Для вновь созданной детской группы, организационный период – основной этап формирования и развития временного детского коллектива. Его важнейшая воспитательная задача заключается в том, чтобы в максимально короткие сроки организовать детский коллектив, в котором возможна интересная деятельность, реализующая задачи летнего оздоровительного периода, опирающаяся на опыт, возможности и традиции данного лагеря.
Основные задачи:
- Прием детей в лагерь, распределение их по отрядам (как правило, по возрастному критерию);
- Знакомство детей друг с другом, лагерем и его сотрудниками;
- Коллективное планирование лагерной смены, введение детей в тематику смены;
- Выявление и выборы актива детского коллектива (запомни, это должен быть не твой выбор, а выбор твоего отряда);
- Выбор названия, девиза и составление отрядного уголка;
- Начало работы по созданию благоприятного психологического климата детского коллектива.
Основные моменты (регистрация, адаптация, действия вожатых):
Регистрация. В назначенный день и час, в заранее определенном месте происходит прием детей для их отправки в лагерь - регистрация.
Для того чтобы ты все правильно сделал и ничего не забыл, возьми с собой тетрадь или блокнот. В который ты будешь регистрировать ребят. Главное что ты должен записать – это *Фамилию и Имя ребенка, *№ путевки, * Возраст, *Контактный телефон родителей. *Да и самое главное, не забудь уточнить: не бывает ли у ребенка аллергии и все ли ему можно кушать.
Во время регистрации ребят бывают такие моменты, когда ребята – друзья просятся в один отряд, но разный возраст. Подумай, взвесь, посоветуйся свыше стоящим персоналом лагеря и только после этого принимайте решение. Если возраст у детей расходится более чем 1,5 – 2 года, поверь кому то из этих детей будет не интересно в этом отряде и он не будет понимать того что от него требует вожатый и что делает отряд. Распределение детей по отрядам производится по возрасту, в отряде возраст детей должен расходиться не более года.
2. Адаптация детей. Именно в этот период закладываются основы отношений не только между детьми, но между детьми и вожатыми.
-11- |
В каждом отряде есть, дети, для которых адаптация проходит очень тяжело. Дети рвутся домой, звонят родителям, плачут, устраивают бойкоты и протесты. Постарайся сделать для этих детей все возможное, чтоб ребенку было интересно и хотелось остаться в лагере. В таком случае находи таким детям как можно больше дел, общайся, узнавай чаще как у ребенка настроение.
|
|
Во время формирования твоего отряда и благоприятного психологического климата, как для тебя, так и для детей помни несколько плоскостей общения, если ты их возьмешь, за правило в отряде не будет, проблем:
- общение между вожатыми и детьми;
- общение вожатых друг с другом;
- общение между мальчиками и девочками;
- общение между мальчиками;
- общение между девочками.
Для начала необходимо определиться в том, как к вам будут обращаться дети, ведь в разных лагерях существуют различные традиции такого обращения. Какую бы форму вы не выбрали, необходимо помнить, что ни в коем случае нельзя в отношениях между детьми и педагогами допускать фамильярности. Доброжелательность и открытость в общении – это совершенно нормальные явления в общении с детьми (и не только с детьми, и не только в лагере). Договоритесь с ребятами о взаимной доброжелательности. Это залог добрых отношений. Но не забудьте рассказать вашим воспитанникам о системе требований к ним с вашей стороны. Естественно, что эти требования должны быть едиными со стороны всех напарников.
Достаточно деликатный вопрос, который может принести много неприятных моментов (особенно в младших и средних отрядах) – отношения между мальчиками и девочками. Это общение может вылиться в ряд проблем, если не проводить систематическую, целенаправленную работу по созданию добрых отношений между мальчишками и девчонками. Таковы психологические особенности возраста взросления. Именно поэтому, разговаривать с детьми об уважительном отношении друг к другу просто необходимо. Ещё более важно учить их тонкостям и правилам общения между собой. На наш взгляд, инициатива в добрых отношениях должна исходить от мальчиков (понятно, что инициировать такие разговоры и само отношение должен вожатый).
-12- |
|
|
3. Основные действия вожатых.
Запомни: Главная твоя задача – чтоб ребенок чувствовал себя комфортно. А для этого запомни несколько правил:
· Познакомь детей как можно скорей друг с другом, для этого тебе подойдут игры на знакомства и сплочение коллектива, а также различные тренинги и, конечно, бейджики, которые будут у каждого ребенка твоего отряда (самый лучший вариант, когда ребята их делают сами). Создавай больше моментов, в которых ребята еще раз могут назвать своем имя.
· Не забудь познакомить детей с лагерем и его персоналом. Помни, что начать знакомства необходимо с вожатых. Знакомства с лагерем в основном проводят в виде игры, но бывают такие моменты, когда просто не обходимо провести знакомства с лагерем в серьезной форме.