Модуль 3.3. «Курсы внеурочной деятельности»

Воспитание на занятиях школьных курсов внеурочной деятельности осуществляется преимущественно через:

- вовлечение школьников в интересную и полезную для них деятельность, которая предоставит им возможность самореализоваться в ней, приобрести социально значимые знания, развить в себе важные для своего личностного развития социально значимые отношения, получить опыт участия в социально значимых делах;

- формирование в кружках, секциях, клубах, студиях и т.п. детско-взрослых общностей, которые могли бы объединять детей и педагогов общими позитивными эмоциями и доверительными отношениями друг к другу;

- создание в детских объединениях традиций, задающих их членам определенные социально значимые формы поведения;

- поддержку в детских объединениях школьников с ярко выраженной лидерской позицией и установкой на сохранение и поддержание накопленных социально значимых традиций;

- поощрение педагогами детских инициатив и детского самоуправления.

Реализация воспитательного потенциала курсов внеурочной деятельности происходит с применением содержания мероприятий и проектов РДШ в рамках следующих выбранных школьниками видов внеурочной деятельности.

Познавательная деятельность. Курсы внеурочной деятельности, направленные на передачу школьникам социально значимых знаний, развивающие их любознательность, позволяющие привлечь их внимание к экономическим, политическим, экологическим, гуманитарным проблемам нашего общества, формирующие их гуманистическое мировоззрение и научную картину мира.

В качестве содержательного наполнения данного вида внеурочной деятельности используется новое поднаправление работы РДШ, посвященное науке (ВКонтакте https://vk.com/naukardsh, Инстаграм https://www.instagram.com/skm_science).

Цель поднаправления заключается в популяризации ценности научного знания среди детей и молодежи. Реализуется через следующие проекты и мероприятия РДШ.

Всероссийский проект «Турнир трех ученых». Командное соревнование по решению актуальных научно-технологических проблем, представленных ведущими научно-техническими организациями России.

Мероприятия, направленные на формирование сообщества увлеченных наукой школьников, группа «РДШ | Наука». В социальной сети «Вконтакте» работает сообщество «РДШ | Наука» (vk.com/naukardsh), гдепубликуются образовательные фото, видео и аудио материалы, тесты, лонгриды, подкасты, интервью и прямые эфиры с экспертами в разных сферах науки. Группа действует в формате научно-популярного журнала с регулярными публикациями и рубриками, такими как: «Новости», «Тесты», «Факты», «Рекомендации» и т.д. Участникам предлагается ознакомиться с научно-просветительскими материалами и принимать участие в интерактивных образовательных активностях (опросы, викторины, челленджи, конкурсы и т. п.).

Всероссийский проект «Объясните нормально». На платформе социальной сети «Вконтакте» проводятся прямые трансляции, где ведущий программы в режиме реального времени проводит интервью со специальным гостем программы – экспертом в сфере науки. Участникам предлагается принять участие в интервьюировании приглашенного эксперта и задать интересующий вопрос в режиме реального времени.

Всероссийский проект «Месяц науки с РДШ». Комплекс мероприятий, направленных на популяризацию науки среди обучающихся начальных классов путем вовлечения старшеклассников в подготовку и проведение научно-популярных выступлений.

Всероссийский проект «Научное ориентирование». Сбор данных о деятельности Российских учёных и их научных достижениях. Участникам проекта предлагается исследовать источники (информационно-коммуникационная сеть «Интернет», библиографические архивы, справочники, энциклопедии и т. П.) с целью поиска информации о научно-исследовательских работах, проводившихся или ведущихся в настоящее время в регионе проживания участника.

Партнерский проект РДШ «Гражданская наука». Совместно с Ассоциацией коммуникаторов в сфере образования и науки и Русским Географическим обществом проводится фенологическое исследование на территории России. Обучающиеся, их родители и педагоги приглашаются в качестве волонтеров на сбор фенологических данных своего региона с последующей публикацией статьи в научный рецензируемый журнал.

Кроме того, в рамках реализации познавательного вида внеурочной деятельности целесообразно и актуально использование содержания Всероссийского проекта РДШ «Информационная культура и безопасность». Цель: формирование у обучающихся навыков работы с информацией, навыков безопасной работы в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и корректного общения в социальных сетях. Пилотный запуск проекта состоялся в октябре 2019 года.

Проект реализуется блоками поэтапно с 19.10.20 - 31.05.21:

1.    «Поведение в Интернете»;

2.    «Поведение в социальных сетях»;

3.    «Анализ данных»;

4.    «Анализ информации»

В рамках занятий участники узнают о безопасной работе в «Интернете», мошенничестве в сети, учатся совершать покупки, расплачиваться и проверять интернет-магазины. В рамках блока «Поведение в социальных сетях» участники разбирают понятие «кибербуллинг», учатся противостоять троллям и другим опасностям в «Интернете». Особое внимание в проекте уделено фактчекингу и большим данным. В 2020-2021 учебном году в проект включается блок занятий по работе с лендинговыми страницами.

Еженедельно для участников проекта выходят новые уроки в формате видео, презентации или инфографики. Проект состоит из 35 уроков. К каждому уроку предусмотрено задание. В рамках дополнительных, развлекательных и вовлекающих активностей проводятся прямые эфиры с экспертами.

Итоговым и отборочным заданием для участников станет разработка лендинга с правилами поведения в социальных сетях и «Интернете» для своей школы.

Не меньший интерес вызывают проекты и мероприятия РДШ поднаправления «Экология» (ВКонтакте https://vk.com/skm_eco, Инстаграм https://www.instagram.com/ecotrend_skm/):

- Всероссийский проект "Экотренд";

- Всероссийский конкурс "На старт, экоотряд!";

- Всероссийский конкурс "Экологическая культура";

- Комплекс мероприятий для обучающихся начальных классов по направлению "Экология";

- Партнерский проект "Экозабота" (;

- Конкурс педагогических разработок.

Художественное творчество. Курсы внеурочной деятельности, создающие благоприятные условия для просоциальной самореализации школьников, направленные на раскрытие их творческих способностей, формирование чувства вкуса и умения ценить прекрасное, на воспитание ценностного отношения школьников к культуре и их общее духовно-нравственное развитие.

В качестве содержательного наполнения данного вида внеурочной деятельности используются Всероссийские проекты «Творческая мастерская РДШ», «Творческая лаборатория РДШ», онлайн-квизы и акции, приуроченные к знаменательным датам в сфере культуры, а также Фестиваль театральных постановок для начальной школы (ВКонтакте https://vk.com/skm_you, Инстаграм https://instagram.com/tvorchestvo__rdsh).

Проблемно-ценностное общение. Курсы внеурочной деятельности, направленные на развитие коммуникативных компетенций школьников, воспитание у них культуры общения, развитие умений слушать и слышать других, уважать чужое мнение и отстаивать свое собственное, терпимо относиться к разнообразию взглядов людей.

В качестве содержательного наполнения данного вида внеурочной деятельности используется содержание мероприятий и проектов РДШ.

Всероссийский проект «Классные встречи», входящий в Национальный проект «Образование» (ВКонтакте https://vk.com/klassnye_vstrechi, Инстаграм https://www.instagram.com/klassnye_vstrechi).

Цель проекта: сформировать у обучающихся ценностные ориентиры через организацию и проведение встреч с деятелями культуры и искусства, учеными, спортсменами, общественными деятелями и известными личностями современности.

Проекты направления РДШ «Гражданская активность» (ВКонтакте https://vk.com/skm_gactivity, Инстаграм https://www.instagram.com/skm_gactivity).

Всероссийский проект «Лига решений». Целью Проекта является развитие у обучающихся коммуникативных навыков.Проект реализуется впервые с 19.10.20 – 31.05.21. За время проекта участники ознакомятся с 10 видеоуроками, в которых вместе с экспертом и главным героем разберут примеры конфликтных, сложных и неловких ситуаций, получат алгоритмы их решений, а также задание – свой вариант решения ситуации.Отборочное задание проекта: участникам будет необходимо выбрать из 10 предложенных в курсе ситуаций одну и предложить к ней решение, оформив его как видеоролик.

Всероссийский проект «Дискуссионный клуб РДШ». Цель: создание условий для развития и поддержки опыта гражданской деятельности обучающихся с помощью реализации проектных инициатив.

Всероссийский проект «Академия гражданина». Цель: усвоение системы гражданских знаний и норм, позволяющей осуществлять целенаправленную гражданскую деятельность и функционировать в качестве полноправного члена общества.

Всероссийский проект «Твой выбор». Цель: формирование гражданского мировоззрения обучающихся общеобразовательных организаций младшего школьного возраста.

Туристско-краеведческая деятельность. Курсы внеурочной деятельности, направленные на воспитание у школьников любви к своему краю, его истории, культуре, природе, на развитие самостоятельности и ответственности школьников, формирование у них навыков самообслуживающего труда.

В качестве содержательного наполнения данного вида внеурочной деятельности используется краеведческое поднаправление деятельности РДШ, которое направлено на формирование у обучающихся интереса к деятельности, связанной с исследованием, преобразованием и популяризацией родного края, создание   всероссийского экспертного детско-взрослого сообщества в области краеведения, исследования и сохранения историко-культурных и природных богатств своего края (ВКонтакте https://vk.com/yapoznayurossiyu, Инстаграм: https://www.instagram.com/p_rdsh/).

 Цель – развитие у обучающихся представления об историко-культурном единстве территорий и народов Российской Федерации при осознании самобытности каждого региона и сообщества, входящего в состав Российской Федерации, сохранение их идентичности и вовлечение обучающихся в деятельность по познанию своего края.

Всероссийский проект «Я познаю Россию». Целью проекта является развитие у обучающихся различных форм знания об истории, географии, социальном устройстве, природе своего родного края и роли, местеи уникальности его в масштабах культуры Российской Федерации.

Всероссийский комплекс мероприятий, направленных на формирование сообщества увлеченных краеведением школьников. Целью Всероссийского комплекса мероприятий (далее – Проекта), направленных на формирование сообщества увлеченных краеведением школьников является формирование сообщества заинтересованных в краеведении обучающихся образовательных организаций и интеграция его в уже сложившееся сообщество экспертов-краеведов. В рамках реализации Проекта в социальной сети «Вконтакте» созданы группы «Школьный музей» и «Я познаю Россию. Прогулки по стране», где публикуются образовательные фото, видео и аудио материалы, тесты, подкасты, мастер-классы, интервью и прямые эфиры с экспертами по разным сферам. Также создается чат, где участники сообщества смогут обмениваться полезными ссылками и материалами. Оргкомитет Проекта берет на себя ответственность за модерацию и проверку публикуемых материалов.

Всероссийский проект «Школьный музей». Целью проекта «Школьный музей» (далее – Проект) является развитие школьных музеев как площадок для творческой, учебной, интеллектуальной, краеведческой и выставочной деятельности. Разработка музеев, публикация информации о музеях, проведение музейных мероприятий, проведение выставок, контроль работы над музейной деятельностью, публикация поддерживающих образовательных материалов.

Всероссийский проект РДШ «Научное ориентирование». ЦельюПроекта «Научное ориентирование» (далее – Проект) является популяризация достижений российской науки среди обучающихся образовательных организаций.

Проект представляет собой сбор данных о деятельности Российских ученых и научных достижениях. Участникам Проекта предлагается исследовать источники (информационно-коммуникационная сеть «Интернет», библиографические архивы, справочники, энциклопедии и т.п.) с целью поиска информации о научно-исследовательских работах, проводившихся или ведущихся в настоящее время в регионе проживания участника. Полученные данные участники оформляют в жанре заметки с использованием фото, видео и аудио материалов. Работы принимаются по форме, указанной на странице проекта на официальном сайте Российского движения школьников (рдш.рф) на протяжении всего срока реализации Проекта.

Всероссийский Проект «Прогулки по стране». Целью Всероссийского  проекта «Прогулки по стране»(далее – Проект) является вовлечение обучающихся образовательных организаций в деятельность гражданской науки. Совместно с Федеральным центром детско-юношеского туризма и краеведения проводится фенологическое исследование на территории России. Обучающиеся, педагоги и родители приглашаются в качестве волонтеров на сбор фенологических данных своего региона.

Спортивно-оздоровительная деятельность. Курсы внеурочной деятельности, направленные на физическое развитие школьников, развитие их ценностного отношения к своему здоровью, побуждение к здоровому образу жизни, воспитание силы воли, ответственности, формирование установок на защиту слабых.

В качестве содержательного наполнения данного вида внеурочной деятельности используется содержание Всероссийских проектов РДШ «Веселые старты», «Сила РДШ», «Игры отважных», «Здоровое движение», Всероссийского фестиваля РДШ «Футбол в школе», Всероссийского турнира по шахматам на кубок РДШ, Президентских спортивных игр, Президентских спортивных состязаний (САЙТ https://xn--n1abebi.xn--d1axz.xn--p1ai/, Инстаграм https://instagram.com/skm_sport).

Трудовая деятельность. Курсы внеурочной деятельности, направленные на развитие творческих способностей школьников, воспитание у них трудолюбия и уважительного отношения к физическому труду.

В качестве содержательного наполнения данного вида внеурочной деятельности используется содержание мероприятий и проектов междисциплинарного поднаправления работы РДШ (ВКонтакте https://vk.com/md.rdsh, Инстаграм https://www.instagram.com/md.rdsh/?hl=ru).

Комплекс мероприятий по формированию трудовых и социально-бытовых навыков и умений детей и молодежи («В порядке») Российского движения школьников. Цель: формирование трудовых и социально- бытовых навыков и умений детей и молодежи.

Комплекс реализуется в следующих направлениях:

- «Убираю» – формирование навыков и умений планирования и грамотной организации пространства; «лайфхаки» (полезные советы) по уборке дома;

- «Готовлю» – формирование навыков и умений для быстрого, оригинального и безопасного приготовления еды;

- «Мастерю» – формирование навыков и умений по креативному решению социально-бытовых вопросов, а также поиск нового применения старым вещам.

Комплекс состоит из 4 образовательных блоков, представляющих собой совокупность видео-уроков, игровых модулей, образовательной и информационно-развлекательной составляющей, которые будут размещены на сайте (рдш.рф) согласно установленному периоду реализации. Отборочное задание проекта: участникам предстоит выполнить задания и на их основе сформировать альбом. Победители отправятся на летнюю смену в лагерь «Орленок», где получат альбомы в бумажном виде; все остальные участники – в электронном.

Всероссийский проект «Клуб Экономных Школьников». Целью Проекта является формирование бережного и экологичного отношения молодежи к потребительским товарам, определяющее осознанное управление личными финансами.

Проект реализуется впервые в 2020-2021 учебном году и поэтапно с 19.10.20 - 08.06.21:

1. «Покупаем офлайн»;

2. «Покупаем онлайн»;

3. «Как накопить на велосипед».

На занятиях участники знакомятся с такими понятиями как «устойчивое развитие», «своп» и учатся распознавать маркетинговые уловки магазинов. В качестве специального материала будет разработано специальное занятие о последствиях воровства в магазинах. В блоке «Покупаем онлайн» участники узнают, как создаются распродажи, как работает кешбек, каким магазинам можно доверять и как не нарваться на подделку. В последнем блоке участники научатся определять ценность товара, узнают, как правильно распоряжаться своим бюджетом и зачем в мире существуют разные валюты.

Отборочное задание проекта: создать своп в своем городе, школе или подъезде. В рамках события участникам предстоит сделать красочную рекламу и собрать как можно больше участников.

Игровая деятельность. Курсы внеурочной деятельности, направленные на раскрытие творческого, умственного и физического потенциала школьников, развитие у них навыков конструктивного общения, умений работать в команде (Примечание: выбрать интересные для участников игровые формы мероприятий РДШ).  

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: