Феноменология психических проявлений

Такова основная феноменологическая картина тех критических признаков всякого психического процесса, которые различающая и классифицирующая мысль эмпирически обнаруживает непосредственно под внешней поверхностью его проявлений в доступных наблюдению актах жизнедеятельности и поведения организма. Познающая мысль использует эти признаки для выделения особого класса процессов, называемых психическими, скрыто или делая выводы по наблюдаемым и эмпирически фиксируемым проявлениям.

Исходная характеристика предметности проявляет себя в показаниях человека о том, как ему раскрываются объекты, т.е. именно в том, что они открываются ему не как следы или "отпечатки" внешних воздействий в его телесных состояниях, а именно как собственные свойства внеположных по отношению к нему предметов. Второй признак непредставленности или замаскированности субстрата устанавливается как отрицательное заключение из этих же фиксируемых собственным и чужим опытом показаний об объектах. Третий признак – чувственная недоступность – предполагает заключение, базирующееся на соотнесении картины личного опыта и стороннего наблюдения над жизнедеятельностью.

Наконец, последнюю характеристику – " свободную" активность психического – мысль фиксирует, заключая по доступным наблюдению внешним актам о скрытых за ними внутренних факторах. Во всех этих заключениях реализуются общие ходы мысли, выявляющие эмпирические характеристики всякого объекта познания, недоступного прямому наблюдению, скрытого под внешней поверхностью воспринимаемых феноменов. Описанные выше признаки являются симптомами, в совокупности составляющими тот основной "синдром", по которому опыт "диагностирует" особый класс функций и процессов и выделяет их в качестве психических. Таков исходный эмпирический пункт, от которого берет свое начало движение психологического познания вглубь реальности психических процессов.

Начинаясь с эмпирического различения и описания, оно движется к теоретическому обобщению, чтобы затем снова вернуться к эмпирической реальности, но уже объясняя, прогнозируя и на этой основе практически овладевая ею.

 

! Подчеркните, какие понятия обозначают психические явления?

Слезы, нервный процесс, мышление, память, сон, смех, бег, информация, дыхание, воля, страх, любовь, вера, знания, ощущения, сердцебиение, инстинкт, биотоки мозга, анализатор, слух, ум, восприятие, настроение, интерес, боль, сочувствие, зависть, раздражение, чувствительность[1].

 

* В микрогруппах создайте по выбору скульптуру «Субъект восприятия / познания / оценки / интерпретации мира». Проанализируйте место и роль психических процессов (познавательных, эмоциональных, волевых процессов, состояний и личностных свойств).

Раздел 1. ОЩУЩЕНИЕ

Цель занятий – научить выделять основные характеристики ощущений, определять отличия ощущений от других познавательных психических процессов, показатели, виды данного познавательного процесса.

 

Семинар 2.

Тема: Общее понятие ощущения. Виды ощущений.

? Вопросы для подготовки на семинарское занятие:

1. Какую роль играют ощущения в нашей жизни? Какова специфика их происхождения?

2. Ограничения, связанные с органами чувств. Физические свойства среды, вызывающие ощущения. Какой орган чувств самый важный для человека? Как физические свойства среды порождают ощущения разной модальности?

3. Назовите свойства ощущений. Приведите примеры.

4. Назовите виды ощущений и приведите примеры. В чем состоит специфика разных видов ощущений?

5. Что такое субсенсорные ощущения?

6. Классификация ощущений на основе вида рецептора.

7. Виды ощущения по месту расположения рецептора.

8. Виды ощущения по наличию отношений с раздражителем.

Рекомендуемая литература:

1. Веккер Л.М. Психика и реальность: единая теория психических процессов- М.,1998. - С.76-80, с.91-105.

2. Козубовский В. М. Общая психология: познавательные процессы: учебное пособие. - 3-е изд. - Минск: Амал-фея, 2008. – гл.1.

3. Немов Р. С. Общая психология. В 3 т. Т. II. Познавательные процессы и психические состояния: учебник. — 6-е изд., перераб. и доп. — М.: Издательство Юрайт, 2014. — Гл.1.1, 1.2

4. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. - М., 2005. 176-180, с.184-209. 2007, гл.7.

 

 Дополнительные вопросы для аудиторной работы на семинарском занятии:

1. Выпишите из словаря определения следующих понятий:

Ощущение –

Анализатор -

2.! Выберите из примеров те, в которых описываются проявления ощущений. Обоснуйте ответы.

a. В детском саду детям дают несколько пробирок одинаковой формы с растворами разных цветов. Потом показывают раствор синего цвета и просят найти такой же.

b. В детском саду проводится игра в лото. Детям раздают карточки, на которых изображено 10 предметов. Потом показывают какой-либо предмет. Дети должны отыскать на карточке его изображение.

c. В детском саду детям дают пять погремушек одинакового вида с различным звуком. Ребенок слушает звук одной погремушки и должен найти такую же по звуку.

d. Учитель предлагает учащимся первого класса сравнить две величины: 5 и 3.Ученик отвечает: «5 не равно 3. 5 больше 3 на 2. 3 меньше 5 на 2.

e. Учащиеся сосредоточенно выполняют контрольную работу. Неожиданно за окном раздались очень громкие и резкие сигналы автомобиля.

3. * Запишите и проанализируйте информацию из окружающего мира, полученную разными рецепторами в ходе взаимодействия с предметами и друг с другом:

a. как обычно

b. с закрытыми глазами

c. в берушах

4. * Проанализируйте разные звуки по физическим характеристикам и по содержанию слуховых ощущений.

Семинар 3.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: