Семинар 6. Основные теоретические подходы к восприятию

? Вопросы для подготовки на семинарское занятие:

1. Восприятие в структурализме.

2. Восприятие в гештальтпсихологии.

3. Теория бессознательных умозаключений Г.Гельмгольца.

4. Экологический подход Дж.Гибсона.

5. Восприятие как категоризация (Дж.Брунер).

6. Теория перцептивного цикла У.Найссера.

Рекомендуемая литература:

1. Общая психология. Т 2. Ощущение и восприятие /А.Н. Гусев. М., 2007.

2.Немов Р. С. Общая психология. В 3 т. Т. II. Познавательные процессы и психические состояния: учебник. — 6-е изд., перераб. и доп. — М.: Издательство Юрайт, 2014. — Гл.2.2.

Дополнительная литература:

1. Найссер У. Познание и реальность. М, 1981.

2. Гибсон Дж. Экологический подход к зрительному восприятию. М.,1988.

Дополнительные вопросы для аудиторной работы на семинарском занятии:

1. Заполните сравнительную таблицу теоретических подходов к проблеме восприятия:

Таблица - Сравнительный анализ теоретических подходов к проблеме восприятия

Название теории восприятия Исторический период Авторы Основные идеи Применение подхода
         

2. Проанализируйте с точки зрения применяемого подхода статью по исследованию проблемы восприятия.

 

3. Подберите теоретический подход к решению современной научной и практической проблемы восприятия. Обоснуйте свою точку зрения.

 

Раздел 3. ВНИМАНИЕ.

Цель занятий – дать знания по сущности, видам, свойствам внимания, познакомить с приемами управления вниманием.

Семинар 7.

Тема: Физиологические основы внимания.

? Вопросы для подготовки на семинарское занятие:

1. Проблема внимания в психологии: понятие, функции, виды. Основные свойства внимания.

2. Физиологические основы внимания в классической физиологии и психологии (Павлов, Ухтомский).

3. Уровни бодрствования организма. Активация коры и избирательное внимание.

4. Роль ретикулярной формации в процессах внимания.

5. Нейроны внимания и корковая организация внимания.

Рекомендуемая литература:

1. Козубовский В. М. Общая психология: познавательные процессы: учебное пособие. - 3-е изд. - Минск: Амал-фея, 2008. – гл.4.

2. Немов Р. С. Общая психология. В 3 т. Т. II. Познавательные процессы и психические состояния: учебник. — 6-е изд., перераб. и доп. — М.: Издательство Юрайт, 2014. — Гл.3.1.

3. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии.- С.-Пб.,2005.- с.422-423.2007, гл.12.

4. Нейрофизиологические механизмы внимания / Под. ред. Е.Д. Хомской.- М.,1979.-с.15-50,189-193.

5. Общая психология. Т 4. Внимание / М.В. Феликман. М., 2010.

Дополнительные вопросы для аудиторной работы на семинарском занятии:

1. Напишите определение понятия «внимание»:

Внимание –

 

2. Какова роль внимания в жизни человека?

 

3. Проанализируйте стихотворение «Вот какой рассеянный, с улицы Бассейной…»: какие особенности внимания описаны в нем.

 


4.! Выберите правильный ответ: Внимание – это:

a. Умение долго смотреть в одну точку;

b. Способность сосредотачиваться на объекте;

c. Когда студент тихо сидит на лекции.

5. Заполните таблицу «Виды внимания»:

Таблица - Виды внимания

Виды внимания Характеристика Пример

Критерий:

     

Критерий:

     

Критерий:

     

 

6.! На практических занятиях в вузе один преподаватель в тех случаях, когда студенты вели себя особенно шумно, стучал по письменному столу кусочком мела. На какой вид внимания рассчитывал педагог? Как долго он может пользоваться приемом?

 

7. По каким свойствам внимания люди отличаются друг от друга?

 

8.! Во время экзаменационной сессии студент готовиться к экзамену по предмету, для него не интересному. Несколько раз начинает читать учебник, затем бросает. Встает, ходит по комнате, затем опять садится. С чем могут быть связаны трудности при вхождении в работу?

 

9. К каким свойствам внимания предъявляются повышенные требования в учебной деятельности?

 

10. К каким свойствам внимания предъявляются повышенные требования в вашей будущей профессии?

 

11. В каких профессиях требуется такое свойство внимания как переключаемость?

 

12.! Выберете правильный ответ и обоснуйте: Мы считаем, что умеет распределять внимание тот, кто

a. Может одновременно делать несколько дел;

b. Может одновременно делать семь дел;

c. Может быстро делать все дела.

13. *Схематично изобразите отделы головного мозга, отвечающие за внимания.

 

 


Семинар 8.

Тема: Проблемы развития внимания.

? Вопросы для подготовки на семинарское занятие:

1. Развитие высших форм внимания в онтогенезе. Детерминанты произвольного внимания. (Л.С. Выготский).

2. Экспериментальное исследование развития опосредованного внимания А.Н. Леонтьевым.

3. Проблема основных аспектов в развитии внимания (по работам У. Джемса, С.Л. Рубинштейна, Н.Ф. Добрынина)

4. Доклад по теме «Внимание как интериоризированная функция контроля» (П.Я. Гальперин).

5. Факторы, определяющие внимание. Проблема управления вниманием.

Рекомендуемая литература:

1. Козубовский В. М. Общая психология: познавательные процессы: учебное пособие. - 3-е изд. - Минск: Амал-фея, 2008. – гл.4.

2. Гальперин П.Я., Кабыльницкая С.Л. Экспериментальное формирование внимания. М.,1974.

3. Немов Р. С. Общая психология. В 3 т. Т. II. Познавательные процессы и психические состояния: учебник. — 6-е изд., перераб. и доп. — М.: Издательство Юрайт, 2014. — Гл.3.3.

4. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. - С.-Пб.,2005.- с.431-434. 2007, гл.12.

5. Общая психология. Т 4. Внимание / М.В. Феликман. М., 2010.

Дополнительные вопросы для аудиторной работы на семинарском занятии:

1. Заполните таблицу об особенностях развития внимания

Таблица – Особенности развития внимания

Автор Основные идеи Условия развития Детерминанты Этапы развития
         

 

2. В микрогруппах найдите обоснования для приемов управления вниманием, используя теоретическую и практическую подготовку на данном занятии.

Основные приемы управления вниманием:

1. Для привлечения и концентрации внимания необходимо изменять интенсивность раздражителя.

2. Использовать раздражители, которые отличаются от остальных.

3. При предъявлении для восприятия простых, не связанных фигур их количество не должно превышать 5-7 объектов одновременно.

4. Для увеличения объема внимания использовать схемы и таблицы, составленные на основе логических связей.

 

3. В микрогруппах разработайте рекомендации для привлечения внимания, самостоятельно выбрав целевую группу и ситуацию воздействия. Затем совместно обсудите результаты.

 

 

Семинар 9.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: