Тема: Теории мышления в психологии

? Вопросы для подготовки на семинарское занятие:

1. Представление о мышлении в классической психологии сознания.

2. Мышление в психологии поведения.

3. Мышление как самостоятельный процесс в Вюрцбургской школе мышления.

4. Изучение мышления в гештальтпсихологии. Мышление как продукт творческого процесса.

5. Генетический подход к исследованию мышления. Теория Ж. Пиаже.

6. Личностный и исторический подходы к исследованию мышления.

7. Доклад по теме «Мышление в когнитивной психологии».

Рекомендуемая литература:

1. Козубовский В. М. Общая психология: познавательные процессы: учебное пособие. - 3-е изд. - Минск: Амал-фея, 2008. – гл.7.

2. Немов Р. С. Общая психология. В 3 т. Т. II. Познавательные процессы и психические состояния: учебник. — 6-е изд., перераб. и доп. — М.: Издательство Юрайт, 2014. — Гл. 6.3.

3. Общая психология. Психология мышления / Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер и др., Изд.2-е перераб. и доп. М., 2008. Ч.1, 4.

4. Петухов В.В. Психология мышления. -М.,1987.- С.17-51.

Для доклада:

Величковский Б.М. Современная когнитивная психология. -М.,1982.-с.249-296.

Дополнительные вопросы для аудиторной работы на семинарском занятии:

1. Приведите примеры ситуаций применения данных подходов к проблеме мышления в истории психологии и обоснуйте свою точку зрения на их возможность применения в современных психологических исследованиях.

 

2. Составьте сравнительную таблицу теоретических подходов к проблеме мышления.

Таблица - Сравнительный анализ теоретических подходов к проблеме мышления

Название подхода Исторический период Авторы Основные идеи Применение подхода
         

6. В микрогруппах разрабатывают программы психологических исследований мышления в современных социо-культурных условиях и обосновывают их. Представьте на обсуждение итог работы.

· Тема

· Актуальность изучения проблемы.

· Степень проработанности вопроса.

· Научная и практическая значимость исследования.

· Методологические основания исследования.

· Объект исследования

· Предмет исследования

· Цель

· Задачи исследования

· Характеристика выборки и генеральной совокупности

· Методы исследования

 

Семинар 17

Тема Индивидуальные характеристики мыслительной деятельности. Понятие интеллекта.

? Вопросы для подготовки на семинарское занятие:

1. Определите сущность понятия «интеллект».

2. Индивидуальные различия мышления.

3. Перечислите основные пути и средства развития мышления.

Рекомендуемая литература:

1.Немов Р. С. Общая психология. В 3 т. Т. II. Познавательные процессы и психические состояния: учебник. — 6-е изд., перераб. и доп. — М.: Издательство Юрайт, 2014. — Гл.6.4, 6.5.

3. Петухов В.В. Психология мышления. -М.,1987.- С.69-77.

Дополнительная литература:

1. Дружинин В.Н. Психология общих способностей. - М., 1995.- С.17-44, с.69-82, с. 94-145.

2. Грановская Р.М., Березная И.Я. Интуиция и искусственный интеллект.- Л.,1991. - С72-256.

3. Солсо Р.Л. Когнитивная психология. -М.,1996.- С.464-539.

4.Холодная М.А. Психология интеллекта: парадоксы исследования.- Томск, 1997.- 392 с.

Дополнительные вопросы для аудиторной работы на семинарском занятии:

1. Заполните таблицу о подходах к проблеме интеллекта.

Таблица – Психологические подходы к понятию «интеллект»

Название подхода Автор Определение понятия «интеллект» Характеристики интеллекта
       

 

2. Заполните таблицу о подходах к проблеме развития мышления.

Таблица – Психологические подходы к проблеме развития мышления

Автор Основные идеи Условия развития Детерминанты Этапы развития
         

3. Приведите примеры индивидуальных различий мышления из своего жизненного опыта.

 

 

4. В микрогруппах разработайте программу проведения мозгового штурма, затем проводите технику на целевой аудитории. Результаты работы обсудите совместно.

Образовательные технологии

В ходе обучения используются следующие формы проведения занятий: традиционные лекционные и семинарские занятия; интерактивные формы – разбор конкретных конфликтных ситуаций, применение психодиагностических процедур, деловая игра, ролевые игры, психологические тренинги по отработке определенных техник.

 

Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины

Задания для самостоятельной работы.

Самостоятельная работа включает два вида заданий. Первый вид – самостоятельное изучение определенных тем в рамках разделов. Второй вид заданий это письменная контролируемая самостоятельная работа (рефераты, эссе) по темам, входящим в круг проблем данного раздела курса «Общей психологии». В течение семестра студент обязан выполнить четыре письменные работы по самостоятельно выбранной теме соответственно по разделам ощущение и восприятие, внимание, память, мышление. Работа представляется в письменном виде как реферат или эссе. Отправной точкой в написании работы могут служить источники из предлагаемых списков основной и дополнительной литературы в соответствующих разделах программы

Примерные темы самостоятельных письменных работ (рефератов)

Раздел 1. Ощущение и внимание.

4. Ощущение и восприятие в когнитивной психологии.

5. Теория обнаружения сенсорных сигналов.

6. Теория связи и теория информации.

7. Функции сенсорных хранилищ.

8. Проблема распознавания паттернов.

Раздел 2. Внимание.

1. Иллюстрация цитатами из художественной литературы основных свойств и видов внимания.

2. Внимание и бодрствование.

3. Метавнимание.

4. Ошибки рассеянности.

5. Внимание и установка (концепция Д.Н.Узнадзе).

6. Деятельностная постановка проблемы внимания.

7. Роль схем в организации внимания (Г.Рево д Аллон).

Раздел 3. Память.

1. Индивидуальные особенности и нарушения памяти.

2.  Пути, приемы и средства улучшения памяти человека. Что такое мнемоника.

3. Выдающиеся мнемонисты.

4. Психофизиологические основы памяти.

5. Особенности забывания (З.Фрейд, Д.Норман, Р.Клацки, Г.В.Биренбаум)

6. Память как универсальный интегратор психики (по Веккеру Л.М.).

7. Когнитивные теории семантической организации памяти.

Раздел 4. Мышление

1. Объяснительные подходы в экспериментально-психологических теориях интеллекта.

2. Развитие интеллекта в течении жизни.

3. Интеллект в структуре психики.

4. Психофизиология интеллекта.

5. Проблемы искусственного интеллекта.

6. Кросскультурные исследования мышления.

7. Понятие речевой деятельности.

Темы итоговых контрольных работ:

1. Иллюстрация цитатами из художественной литературы основных видов ощущений.

2. Иллюстрация цитатами из художественной литературы основных свойств и видов восприятия.

3. Иллюстрация цитатами из художественной литературы основных свойств и видов внимания.

4. Иллюстрация цитатами из художественной литературы основных процессов и видов памяти.

5. Иллюстрация цитатами из художественной литературы основных процессов и видов мышления.

 

6. Программа психологического исследования ощущений.

7. Программа психологического исследования восприятия.

8. Программа психологического исследования внимания.

9. Программа психологического исследования памяти.

10. Программа психологического исследования мышления.

 

11. Программа тренинговых занятий по развитию ощущений.

12. Программа тренинговых занятий по развитию восприятия.

13. Программа тренинговых занятий по развитию внимания.

14. Программа тренинговых занятий по развитию памяти.

15. Программа тренинговых занятий по развитию мышления.

Методические рекомендации по написанию итоговой контрольной работы:

1. Студент, выбравший для итоговой контрольной работы одну из первых 5 тем, оформляет результат своей работы в виде таблицы:

 

Таблица – Иллюстрации …

 

Название свойства … вида… Иллюстрируется в цитате Ссылка на источник
     

 

2. Студент, выбравший для итоговой контрольной работы одну из тем № 6 - 10, оформляет результат своей работы в виде программы психологического исследования. Самостоятельно уточняет тему исследования, выбирает объект и предмет исследования, обосновывает актуальность изучения данного вопроса, методологические основания, научную и практическую значимость, формулирует цель и задачи исследования, формирует выборку и подбирает методы сбора и анализа данных.  

Рекомендуемая структура программы психологического исследования:

· Титульный лист

· Актуальность изучения проблемы.

· Степень проработанности вопроса.

· Научная и практическая значимость исследования.

· Методологические основания исследования.

· Объект и предмет исследования.

· Цель и задачи исследования.

· Характеристика выборки и генеральной совокупности.

· Методы исследования.

· Список использованной литературы.

 

3. Студент, выбравший для итоговой контрольной работы одну из тем № 11 - 15, оформляет результат своей работы в виде программы психологического тренинга. Самостоятельно выбирает объект, обосновывают значимость данных занятий, формулируют цель и задачи, ожидаемые результаты, подбирают целевую аудиторию, форму занятий (групповая или индивидуальная), выделяют содержательные этапы работы, периодичность и продолжительность занятий. Подбирает упражнения и литературу.

 

Рекомендуемая структура программы психологического тренинга

1. Пояснительная записка, предусматривающая раскрытие актуальности, целей и задач курса, длительность курса, его продолжительность, возрастные и иные социально-психологические характеристики участников, ожидаемые результаты, используемые методы, условия проведения занятий, содержание программы по разделам.

2. Тематический план занятий в виде таблицы:

Тематический план

Раздел, тема занятия Цели и задачи Наименование форм работы, упражнений
     

3. Практическая часть – подробное описание занятий с группой.

4. Список литературы, которую могут использовать участники, ведущие, и использовал автор программы.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: