Контрольные вопросы к дисциплине

«Общая психология. Часть 3. Познавательные процессы»

1. Дайте общую характеристику познавательным психическим процессам, их становлению и развитию.

2. Раскройте сущность понятия «ощущение». Назовите и кратко охарактеризуйте свойства и виды ощущений.

3. Охарактеризуйте физиологические основы ощущений. Опишите строение анализатора.

4. Перечислите и раскройте основные психофизические закономерности ощущений (количественные характеристики ощущений): пороги ощущения, законы Вебера, Вебера-Фехнера.

5. Сформулируйте основные психофизиологические закономерности ощущений (явления адаптации, взаимодействия ощущений, синестезии, сенсибилизации). Иллюстрируйте их примерами.

6. Сформулируйте и раскройте понятие «восприятие». Перечислите виды восприятия на основе различных оснований для классификации. Назовите основные свойства восприятия. Каждое свойство раскройте через примеры.

7. Охарактеризуйте восприятие как перцептивную деятельность, через анализ входящих в нее перцептивных действий и операций. Сформулируйте понятие перцептивного эталона.

8.  Раскройте основную линию развития восприятия в онтогенезе. Назовите и охарактеризуйте основные стадии развития восприятия.

9. Дайте общее представление об основных теориях восприятия (восприятие в структурализме, гештальтпсихологии, теория бессознательных умозаключений Г.Гельмгольца, экологический подход к восприятию Дж.Гибсона, восприятие в когнитивной психологии (Дж.Брунер, У.Найссер), восприятие в теории деятельности).

10.Раскройте проблему внимания в психологии. Назовите и поясните функции и виды внимания. Раскройте основные физиологические и нейрофизиологические механизмы внимания.

11.Перечислите и раскройте основные свойства внимания. Приведите примеры проявления основных свойств внимания.

12.Назовите основные факторы, определяющие внимание. Охарактеризуйте возможности организации внимания слушателей в учебной аудитории, опираясь на знание функционирования внимания.

13.Опишите общие закономерности развития высших форм внимания в онтогенезе. Назовите и поясните стадии развития внимания в онтогенезе. Опишите сущность экспериментального исследования развития опосредованного внимания А.Н.Леонтьева. Назовите основные выводы данного исследования.

14.Обозначьте основные объяснительные принципы внимания в классической экспериментальной психологии сознания (В Вунд, Э.Титченер, У.Джемс). В чем сходство и различие подходов этих психологов.

15.Раскройте основные направления объяснения внимания в гештальтпсихологии (К.Кофка, Э.Рубин, В.Келлер). Каков основной вклад гештальтпсихологов в современное психологическое понимание внимания.

16.Охарактеризуйте моторные теории внимания (теория Т.Рибо, теория волевого внимания Н.Н.Ланге). В чем сходство и различие позиций данных авторов.

17.Охарактеризуйте проблему внимания в отечественной психологии (культурно-историческая концепция Л.С.Выготского, внимание как интериоризированный контроль (П.Я.Гальперин)).

18.Назовите и дайте общую характеристику структурным и ресурсным моделям внимания в когнитивной психологии. Обозначьте основные тенденции исследования внимания в современной когнитивной психологии.

19.Сформулируйте и раскройте понятие «память». Назовите функции памяти, перечислите виды памяти по различным основаниям. Ответ иллюстрируйте примерами. Дайте представление о физиологических и нейрофизиологических механизмах памяти.

20.Назовите и дайте характеристику основных процессов памяти. Раскройте связь процессов памяти с личностью человека.

21.Раскройте основные закономерности непосредственного произвольного запоминания (экспериментальное исследование памяти Г.Эббингауза). Дайте определение понятиям интерференции, проактивного и ретроактивноего торможение.

22.Раскройте закономерности развития опосредованного запоминания на основе анализа результатов эмпирического исследования А.Н.Леонтьева («Параллелограмм развития памяти» А.Н.Леонтьев).

23.Поясните роль осмысления материала при запоминании, объясните явление реминисцении.

24.Поясните зависимость запоминания от содержания и структуры деятельности. Охарактеризуйте экспериментальные исследования А.А.Смирнова и П.И.Зинченко. Охарактеризуйте исследование зависимости запоминания от динамики деятельности в школе К.Левина, сформулируйте и поясните «эффект Зейгарник».

25.Назовите количественные показатели индивидуальных особенностей памяти. Опишите случаи выдающейся памяти.

26.Перечислите и поясните психологический механизм мнемотехнических приемов. Назовите факторы, влияющие на продуктивность памяти. Раскройте данный вопрос через обращение к особенностям своей памяти.

27.Раскройте основные объяснительные механизмы теорий памяти: в ассоцианизме, бихевиоризме, гештальтпсихологии. Что общего Вы находите в данных теориях.

28.Охарактеризуйте основную идею связи памяти и мотивации личности в работах З.Фрейда.

29.Дайте представление относительно учения об общественной природе памяти (П.Жане, Ф.Бартлетт). Что объединяет данные подходы с культурно-исторической концепцией Л.С.Выготского.

30.Раскройте основные принципы деятельностного подхода к исследованию памяти.

31.Раскройте основную идею и назовите этапы развития памяти в генетической теории памяти П.П.Блонского.

32.Охарактеризуйте сущность подходов к исследованию памяти в когнитивной психологии (структурные модели, уровневые модели, когнитивные модели семантической памяти).

33.Дайте общую характеристику мышления, сформулируйте понятие мышления. В чем специфика психологического анализа мышления.

34.Охарактеризуйте проблему типологии мышления. Назовите различные виды мышления с опорой на основу предлагаемой классификации.

35.Назовите и охарактеризуйте логические операции и процессы мышления.

36.Раскройте закономерности развития мышления в онтогенезе. Приведите примеры, иллюстрирующие проявление определенных видов мышления в связи с этапами его развития.

37.Охарактеризуйте психологическое изучение мышления как процесса решения задач. Опишите объективную и субъективную структуры задач. Дайте характеристику психологических детерминант эффективности процесса решения задач. Назовите и охарактеризуйте психологические средства процесса решения задач (эвристики, «анализ через синтез»).

38.Опишите стадии процесса решения задач. Охарактеризуйте эмпирические исследования стадий процесса решения задач (К.Дункер, С.Л.Рубинштейн). Раскройте понятия «проблемная ситуация», «инсайт».

39.Раскройте основные составляющие рассмотрения мышления как процесса целеполагания.

40.Раскройте сущность понятийного мышления. В чем состоит характер соотношения мышления и речи. Охарактеризуйте генетические корни мышления и речи по Л.С.Выготскому.

41.Охарактеризуйте проблему исследования развития понятий. Опишите методику «двойной стимуляции» Выготского-Сахарова и назовите выделенные функциональные эквиваленты понятий.

42.Сформулируйте психологическое определение понятия «интеллект». Назовите и охарактеризуйте основные модели интеллекта.

43.Охарактеризуйте основные теории механистического подхода к мышлению (теории ассоцианизма, бихевиоризма, информационные теории мышления).

44.Назовите и раскройте основные принципы телеологического подхода к мышлению (Вюрцбургская школа мышления).

45.Охарактеризуйте основные принципы и понятия в связи с изучением мышления в гештальтпсихологии.

46.Охарактеризуйте генетический подход к мышлению. Назовите и раскройте стадии развития интеллекта по Ж.Пиаже.

47.Раскройте понимание мышления как высшей психической функции, как системного образования (Выготский Л.С.). Охарактеризуйте понимание мышления в рамках деятельностного подхода. Сформулируйте основные позиции концепции планомерного формирования умственных действий Гальперин П.Я.

48.Дайте общую характеристику проблемы исследования мышления в когнитивной психологии.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: