Таблица 30 – Исходные данные для факторного анализа прибыли от реализации отдельных видов продукции

Показатели

Продукция А

Продукция В

базисный год отчетный год базисный год отчетный год
Объем реализации продукции (К), ц        
Цена реализации (Ц), р.        
Себестоимость 1 ц продукции, р.        
 в том числе удельные переменные  расходы (V), р.        
Сумма постоянных затрат (Н), тыс. р.        
Прибыль (П), тыс. р.        

 

Расчет влияния факторов на изменение суммы прибыли произведем способом цепной подстановки:

Пб = Кбб – Vб) – Нб =

Пусл1 = Коб – Vб) – Нб =

Пусл2 = Коо – Vб) – Нб =

Пусл3 = Коо – Vо) – Нб =

По = Коо – Vо) – Но =

 

Общее изменение прибыли составляет:

∆Побщ = По –Пб =

в том числе за счет изменения:

а) количества реализованной продукции

∆Пк = Пусл1 –Пб =

б) цены реализации

∆Пц = Пусл2 –Пусл1 =

в) удельных переменных затрат

∆Пv = Пусл3 –Пусл2 =

г) суммы постоянных затрат

∆Пн = По –Пусл3 =

 

Таблица 31 – Исходные данные для факторного анализа прибыли от реализации продукции в целом по предприятию

Вид

продукции

Объем

продаж, т

Цена 1 т

продукции,

тыс. р.

Переменные

затраты на 1 т

продукции, тыс. р.

Постоянные затраты на весь объем

продаж, тыс. р.

базис­ный год отчет­ный год ба­зис­ный год от­чет­ный год базис­ный год отчетный год базис­ный год отчетный год
А                
В                
С                
Д                
Итого                

 

Для изучения влияния факторов на изменение суммы прибыли от реализации продук­ции в целом по предприятию можно использовать следующую модель:

П = Σ[Кобщ * Удi * (Ц - V)] - Н.                (2)                           

Используя данные табл. 31, рассчитаем влияние факторов на изменение суммы при­были в целом по предприятию с помощью приема цепной подстановки:

Пб = Σ[Кi б * (Цi б – Vi б)] - Нб =

 

Пусл1 = Σ[Кi б * (Цi б – Vi б)] * Iрп - Нб =

 

Пусл2 = Σ[Кi о * (Цi б – Vi б)] - Нб =

 

Пусл3 = Σ[Кi о * (Цi о – Vi б)] - Нб =

 

Пусл4 = Σ[Кi о * (Цi о – Vi о)] - Нб =

 

Пф = Σ[Кi о * (Цi о – Vi о)] - Но =

 

Общее изменение прибыли составит:

 в том числе:

∆Пк = Пусл1 - Пб =

∆Пстр = Пусл2 - Пусл1 =

∆Пц = Пусл3 - Пусл2 =

∆Пv = Пусл4 - Пусл3 =

∆Пн = По - Пусл4 =

В маржинальном анализе расчет влияния факторов на изменение уровня рентабельно­сти отдельных видов продукции производится по следующей модели:

,                     (3)

По данным табл. 51 проведем факторный анализ рентабельности по отдельным видам продукции:

 =

 =

 =

 =

 =

Общее изменение рентабельности составляет:

=

в том числе за счет изменения:

а) количества реализованной продукции

 =

б) цены реализации

 =

в) удельных переменных затрат

 =

г) суммы постоянных затрат

   =

Для анализа рентабельности издержек в целом по предприятию используем следую­щую факторную модель:              

.                      (4)

Последовательно заменяя плановый (базисный) уровень каждого факторного показа­теля на фактический и сравнивая результат расчета до и после замены каждого фактора, можно определить изменение уровня рентабельности за счет объема реализованной продук­ции (Кобщ), ее структуры (Удi), цены (Ц), удельных переменных расходов (V) и суммы посто­янных затрат (Н).

Прибыль (числитель дроби) в формуле (4) при разных значениях факторов уже нами рассчитана выше. Издержки по реализованной продукции приведены в табл. 17.

Используя данные факторного анализа прибыли по модели (2) и табл. 17, произведем расчет влияния факторов на уровень рентабельности:

    

Изменение уровня рентабельности за счет:

а) объема продаж      ∆Rк = Rусл1 – Rб =

б) структуры продаж ∆RУд = Rусл2 – Rусл1 =

в) цен                         ∆Rц = Rусл3 – Rусл2 =

г) переменных затрат    ∆Rv = Rусл4 – Rусл3 =

д) постоянных затрат  ∆Rн = Rо – Rусл4 =

Итого                                                                                     

Таблица 32 – Исходные данные для определения безубыточного объема продаж и зоны

безопасности предприятия

Показатели Базисный год Отчетный год
1. Производственная мощность предприятия, т    
2. Цена изделия (р), тыс. р.    
3. Выручка (нетто) (В), тыс. р.    
4. Постоянные затраты (А), тыс. р.    
5. Переменные расходы на единицу продукции (b), тыс. р.    
6. Переменные расходы на весь выпуск продукции (Зпер), тыс. р.    
7. Прибыль от реализации продукции (П), тыс. р.    
8. Маржа покрытия (МП = В - Зпер), тыс. р.    
9. Доля маржи покрытия (Дмп)    
10. Ставка маржи покрытия (Смп), тыс. р.    

 

Для определения безубыточного объема продаж в стоимостном выражении необходимо сумму постоянных затрат разделить на долю маржи покрытия в выручке:

Для одного вида продукции безубыточный объем продаж можно определить в натуральном выражении:

Для расчета точки критического объема реализации в процентах к максимальному объему, который принимается за 100%, может быть использована формула:

Т = А: МП * 100%,

Если ставится задача определить объем реализации продукции для получения опреде­ленной суммы прибыли, тогда формула будет иметь вид:

При многопродуктовом производстве этот показатель определяется в стоимостном выражении:

Для определения зоны безопасности аналитическим методом по стоимостным показателям используется следующая формула:

 

Для одного вида продукции зону безопасности можно найти по количественным показателям:

Способом цепной подстановки можно определить влияние каждого фактора на изме­нение безубыточного объема продаж:

           

    

  

Изменение точки окупаемости за счет:

суммы постоянных затрат  

цены реализации продукции   

удельных переменных затрат 

 


                                  Итого  

Зона безопасности при этом увеличится (уменьшится) и составит ______%

Для факторного анализа зоны безопасности предприятия можно использовать сле­дующую модель:

Последовательно заменяя базовый уровень каждой составляющей данной формулы на фактический, способом цепной подстановки определим изменение зоны безопасности за счет объема продаж, сум­мы постоянных затрат, цены изделия, удельных переменных затрат:

ЗБб =

 

ЗБусл1 =

 

ЗБусл2 =

 

ЗБусл3 =  

 

ЗБо =

 

В целом зона безопасности предприятия увеличилась (уменьшилась) на ______%, том числе за счет изменения:

объема продаж

постоянных затрат

цены продукции                    

удельных переменных затрат        



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: