Показатели | Продукция А | Продукция В | ||
базисный год | отчетный год | базисный год | отчетный год | |
Объем реализации продукции (К), ц | ||||
Цена реализации (Ц), р. | ||||
Себестоимость 1 ц продукции, р. | ||||
в том числе удельные переменные расходы (V), р. | ||||
Сумма постоянных затрат (Н), тыс. р. | ||||
Прибыль (П), тыс. р. |
Расчет влияния факторов на изменение суммы прибыли произведем способом цепной подстановки:
Пб = Кб (Цб – Vб) – Нб =
Пусл1 = Ко (Цб – Vб) – Нб =
Пусл2 = Ко (Цо – Vб) – Нб =
Пусл3 = Ко (Цо – Vо) – Нб =
По = Ко (Цо – Vо) – Но =
Общее изменение прибыли составляет:
∆Побщ = По –Пб =
в том числе за счет изменения:
а) количества реализованной продукции
∆Пк = Пусл1 –Пб =
б) цены реализации
∆Пц = Пусл2 –Пусл1 =
в) удельных переменных затрат
∆Пv = Пусл3 –Пусл2 =
г) суммы постоянных затрат
∆Пн = По –Пусл3 =
Таблица 31 – Исходные данные для факторного анализа прибыли от реализации продукции в целом по предприятию
|
|
Вид продукции | Объем продаж, т | Цена 1 т продукции, тыс. р. | Переменные затраты на 1 т продукции, тыс. р. | Постоянные затраты на весь объем продаж, тыс. р. | ||||
базисный год | отчетный год | базисный год | отчетный год | базисный год | отчетный год | базисный год | отчетный год | |
А | ||||||||
В | ||||||||
С | ||||||||
Д | ||||||||
Итого |
Для изучения влияния факторов на изменение суммы прибыли от реализации продукции в целом по предприятию можно использовать следующую модель:
П = Σ[Кобщ * Удi * (Ц - V)] - Н. (2)
Используя данные табл. 31, рассчитаем влияние факторов на изменение суммы прибыли в целом по предприятию с помощью приема цепной подстановки:
Пб = Σ[Кi б * (Цi б – Vi б)] - Нб =
Пусл1 = Σ[Кi б * (Цi б – Vi б)] * Iрп - Нб =
Пусл2 = Σ[Кi о * (Цi б – Vi б)] - Нб =
Пусл3 = Σ[Кi о * (Цi о – Vi б)] - Нб =
Пусл4 = Σ[Кi о * (Цi о – Vi о)] - Нб =
Пф = Σ[Кi о * (Цi о – Vi о)] - Но =
Общее изменение прибыли составит:
в том числе:
∆Пк = Пусл1 - Пб =
∆Пстр = Пусл2 - Пусл1 =
∆Пц = Пусл3 - Пусл2 =
∆Пv = Пусл4 - Пусл3 =
∆Пн = По - Пусл4 =
В маржинальном анализе расчет влияния факторов на изменение уровня рентабельности отдельных видов продукции производится по следующей модели:
, (3)
По данным табл. 51 проведем факторный анализ рентабельности по отдельным видам продукции:
|
|
=
=
=
=
=
Общее изменение рентабельности составляет:
=
в том числе за счет изменения:
а) количества реализованной продукции
=
б) цены реализации
=
в) удельных переменных затрат
=
г) суммы постоянных затрат
=
Для анализа рентабельности издержек в целом по предприятию используем следующую факторную модель:
. (4)
Последовательно заменяя плановый (базисный) уровень каждого факторного показателя на фактический и сравнивая результат расчета до и после замены каждого фактора, можно определить изменение уровня рентабельности за счет объема реализованной продукции (Кобщ), ее структуры (Удi), цены (Ц), удельных переменных расходов (V) и суммы постоянных затрат (Н).
Прибыль (числитель дроби) в формуле (4) при разных значениях факторов уже нами рассчитана выше. Издержки по реализованной продукции приведены в табл. 17.
Используя данные факторного анализа прибыли по модели (2) и табл. 17, произведем расчет влияния факторов на уровень рентабельности:
Изменение уровня рентабельности за счет:
а) объема продаж ∆Rк = Rусл1 – Rб =
б) структуры продаж ∆RУд = Rусл2 – Rусл1 =
в) цен ∆Rц = Rусл3 – Rусл2 =
г) переменных затрат ∆Rv = Rусл4 – Rусл3 =
д) постоянных затрат ∆Rн = Rо – Rусл4 =
Итого
Таблица 32 – Исходные данные для определения безубыточного объема продаж и зоны
безопасности предприятия
Показатели | Базисный год | Отчетный год |
1. Производственная мощность предприятия, т | ||
2. Цена изделия (р), тыс. р. | ||
3. Выручка (нетто) (В), тыс. р. | ||
4. Постоянные затраты (А), тыс. р. | ||
5. Переменные расходы на единицу продукции (b), тыс. р. | ||
6. Переменные расходы на весь выпуск продукции (Зпер), тыс. р. | ||
7. Прибыль от реализации продукции (П), тыс. р. | ||
8. Маржа покрытия (МП = В - Зпер), тыс. р. | ||
9. Доля маржи покрытия (Дмп) | ||
10. Ставка маржи покрытия (Смп), тыс. р. |
Для определения безубыточного объема продаж в стоимостном выражении необходимо сумму постоянных затрат разделить на долю маржи покрытия в выручке:
Для одного вида продукции безубыточный объем продаж можно определить в натуральном выражении:
Для расчета точки критического объема реализации в процентах к максимальному объему, который принимается за 100%, может быть использована формула:
Т = А: МП * 100%,
Если ставится задача определить объем реализации продукции для получения определенной суммы прибыли, тогда формула будет иметь вид:
При многопродуктовом производстве этот показатель определяется в стоимостном выражении:
Для определения зоны безопасности аналитическим методом по стоимостным показателям используется следующая формула:
Для одного вида продукции зону безопасности можно найти по количественным показателям:
Способом цепной подстановки можно определить влияние каждого фактора на изменение безубыточного объема продаж:
Изменение точки окупаемости за счет:
суммы постоянных затрат
цены реализации продукции
удельных переменных затрат
Итого
Зона безопасности при этом увеличится (уменьшится) и составит ______%
Для факторного анализа зоны безопасности предприятия можно использовать следующую модель:
Последовательно заменяя базовый уровень каждой составляющей данной формулы на фактический, способом цепной подстановки определим изменение зоны безопасности за счет объема продаж, суммы постоянных затрат, цены изделия, удельных переменных затрат:
|
|
ЗБб =
ЗБусл1 =
ЗБусл2 =
ЗБусл3 =
ЗБо =
В целом зона безопасности предприятия увеличилась (уменьшилась) на ______%, том числе за счет изменения:
объема продаж
постоянных затрат
цены продукции
удельных переменных затрат