Гуманистическая теория

А. Маслоу рассматривал творчество как универсальную функцию человека, которая помогает ему в самовыражении. По его мнению, способность к творчеству является врожденной и не требует специальных талантов. К. Роджерс рассматривал творчество как универсальное явление, он считал, что сама жизнь и восприятие мира есть творческий акт. Он определял творчество как создание нового продукта с помощью действий.

Теория развития творческой личности

Автором теории является Г. С. Альтшуллер. Он полагал, что способность к творчеству не талант, а природа человека. Творчество реализуется в интеллектуальной и духовной деятельности. Творческие способности есть у каждого человека, для того, чтобы они открылись необходимы условия для их реализации. Главное — создать мотивацию на творчество и овладеть технологией творческого труда. Основным способом развития творческой личности является самосовершенствование.

Концепция творчества Я. А. Пономарева

Яков Александрович Пономарёв

Согласно определению Я. А. Пономарёва творчество в широком смысле слова есть всякое взаимодействие, ведущее к развитию; это механизм развития. «Творчество — необходимое условие развития материи, образования её новых форм, вместе с возникновением которых меняются и сами формы творчества. Творчество человека лишь одна из таких форм».

Работы Я. А. Пономарева имеют не только общепсихологическое значение, но и общенаучное. Изучение научного наследия Я. А. Пономарева позволяют выделить основные «краеугольные камни» его теории:

· открытие факта неоднородности результата действия человека: выделение в нём прямого (осознаваемого) и побочного (неосознаваемого) продуктов деятельности, выявление психологического механизма интуиции;

· учение о психологическом механизме творчества (и поведения) и его центральном звене — внутреннем плане действий (ВПД), или, что то же самое — способность действовать в уме (СПУ). Формирует ВПД сознание;

· открытие сначала принципа, а затем универсального общепсихологического закона ЭУС («этапы-уровни-ступени») — закона преобразования этапов развития системы в структурные уровни её организации и ступени дальнейших развивающих взаимодействий;

· теория этапов (типов) развития психологического (научного) знания.

Феномен неоднородности результата действия |

В студенческие годы Я. А. Пономарев сделал первое открытие, изучив влияние подсказки на решение задач («Четыре точки»), он обнаружил феномен неоднородности результата действия человека. Согласно мнению ученого, основой творческого процесса является интуитивный механизм, который определяется двойственностью результата деятельности. Одна часть результата деятельности соответствует сознательно поставленной цели и называется прямым продуктом, а другая, полученная помимо сознательного намерения, — побочным. Неосознаваемый, побочный продукт деятельности может приводить к неосознанному решению, которое называется интуитивным. Особенностями этого решения являются наличие чувственного образа, целостность и неосознанность способа получения. Факт неоднородности результата действия человека, то есть наличие в нём осознаваемого (связанного с работой логики) и неосознаваемого (связанного с работой интуиции) продуктов деятельности, позволяет говорить о роли взаимодействия логического и интуитивного опыта в едином процессе творческого мышления. Этот факт натолкнул Я. А. Пономарева на разработку представлений о логическом механизме взаимоотношения взаимодействия и развития

Я. А. Пономарев проводит различие между логическим и интуитивным опытом. На основе проведенных экспериментов учёный сделал следующие выводы:

· есть определённый пласт человеческого опыта, который недоступен для произвольного запроса со стороны субъекта, однако он реально существует, в чём можно убедиться, если найти к нему адекватный ключ;

· ключ к интуитивному опыту находится на уровне действия, то есть человек может проявить свою интуицию, попытавшись проделать какое-либо действие. Тогда интуитивный опыт может проявиться, ведя за собой субъекта, направляя его руку;

· формирование логического и интуитивного опыта происходит в действии. То, что относится к цели действия, образует сознательный, логический опыт. Интуитивный же опыт формируется помимо сознательной цели действия

Исследования внутреннего плана действий

На протяжении многих лет Я. А. Пономарев занимался исследованием умственного развития детей. В основу разработанной им теории умственного развития была положена идея, согласно которой сущность мышления заключается в создании умственных моделей и действия с ними. Успешность выполнения таких действий, по мнению Я. А. Пономарева, зависит от уровня развития внутреннего плана действий. Позднее использовался термин «способность действовать в уме». По мнению ученого, эта способность является центральным звеном психологического механизма творчества и поведения человека в целом.

«Внутренний план действий, или способность действовать в уме, — несомненно, ключевое условие развития специфических для человека умственных способностей..»


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: