Когнитивная теория творчества

Античность

Платон и Аристотель (изображены наоборот), XV в.

Для античных философов творчество выступало в двух формах: как божественное — акт рождения космоса и как человеческое — искусство, ремесло. Аристотель отрицал божественный акт творения, утверждая, что творчество есть создание нового и уникального. Платон говорил, что способность творить подчинена созерцанию.

XIX—XX вв

Психология творчества появилась на рубеже 19—20 столетий, не являясь ещё отдельной сферой знания, она рассматривала определённую сторону творчества. Источниками данных были биографии, автобиографии, литературные произведения. Ученые обобщали полученный материал и выделяли виды способностей к творчеству, качества творческой личности, фазы творческого процесса, описывали природу творчества. Развитие экспериментальной психологии повлияло на способы исследования психологии творчества. Стали использоваться активные методы получения исходных данных. Психологи использовали такие методы как анкетирование, интервьюирование, проводили экспериментальные исследования. Таким образом, творчество изучалось с разных сторон. Психология творчества превратилась в конгломерат знаний, она включала в себя психологические, философские, эстетические, технические и другие идеи.

Научно-техническая революция

Условия для нового этапа развития психологии научного творчества возникли в ситуации научно-технической революции, когда существенно выросла потребность в эффективном управлении творческой деятельностью, прежде всего: в науке и технике. В обществе появился запрос: было необходимо выращивать творческих работников, стимулировать их творческий успех, создавать условия мотивации, формировать творческие коллективы. В ответ на эту потребность выделилось отдельное направление, изучающее научное и техническое творчество. В 1950 г. американский психолог Д.Гилфорд предложил своим коллегам по ассоциации расширить исследования в области психологии творчества. Однако знания, которые появились в области психологии творчества, не смогли удовлетворить поставленную задачу. Появилось множество исследований, которые не являлись системными, что спровоцировало снижение эффективности деятельности. Изобилие работ вышли за рамки возможностей их обобщения.

Основания творчества в соответствии с направлениями глубинной психологии

Психология творчества психоанализа, изначального направления глубинной психологии, созданного З. Фрейдом, рассматривает два основных аспекта: мотивацию и бессознательные компоненты творчества. Согласно Фрейду мотивы творчества связаны с эросом (влечение к жизни) и являются производными от сексуальных влечений. Творчество — это результат сублимации сексуальной энергии в социально приемлемых формах деятельности, в том числе созидательной, творческой. По З. Фрейду бессознательное — «самая творческая часть психики».

К. Юнг основатель аналитической психологии, выделял в человеке два начала — личностное и творческое, которые могут находиться в антагонистических отношениях. Он утверждал, что зародышами будущих психических ситуаций, новых мыслей, творческих открытий полны архетипы коллективного бессознательного. Они являются источниками творческого вдохновения.

По Э. Нойманну творческой функцией обладает бессознательное, которое создает свои формы спонтанно, примерно так же, как это делает природа, которая — от атома и кристалла до органической жизни и планетных систем — спонтанно создает формы, способные производить впечатление на человека своей красотой.

Архетипы коллективного бессознательного являются изначально бесформенными структурами, приобретающими видимые очертания в искусстве.

По утверждению Э. Нойманна у огромного количества писателей и художников доминирующее положение занимает архетип матери, превалирование которого является символом определяющего значения архетипического мира, как целого, влияние, которого может доставать до биопсихического уровня. При этом определяющим фактором доминирования архетипа матери являются отношения с матерью, в котором находится эго ребёнка, а не взрослого человека.

Основатель индивидуальной психологии А. Адлер считал, что каждый человек изначально обладает творческой силой, благодаря которой может управлять собственной жизнью. Его компенсационная теория творчества рассматривает науку, искусство и другие области культуры как способ компенсации человеком своих недостатков.

Теория творчества гештальтпсихологии

С позиций гештальтпсихологии творчество — это «замыкание» в процессе мышления в единое целое разрозненных фактов, приведение во взаимодействие отдельных хранящихся в памяти фрагментов знания, что приводит к озарению. Представитель гештальпсихологии М. Вертгеймер занимался изучением творческого мышления. На основе разработанного метода «рассуждения вслух» в диалоге с экспериментатором он изучал стадии мышления. В контексте исследований гештальтпсихологии были введены в научный оборот следующие плодотворные понятия: «проблемная ситуация», «инсайт», «продуктивное мышление», «центрированная структура», «перецентрирование». М. Вертгеймер в беседах с А. Эйнштейном исследовал и интерпретировал роль ассоциаций в творческом мышлении физика, используя описание его теории относительности. Соотнести творческий процесс с творческим продуктом не удалось. По его мнению, творческая активность субъекта скрыта за возникновением новых идей не только в физике, но и в психологии.

Когнитивная теория творчества

Дж. Келли рассматривал творчество как альтернативу банальному. Он разработал теорию творчества и творческой личности, описав впервые альтернативное гипотетическое мышление. По мнению Дж. Келли, жизнь — это творческий исследовательский процесс. Согласно его позиции личность — это уникальная система конструктов, которую она использует для интерпретации жизненного опыта, созидания собственной модели мира.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: