Тема 3.4. Тропы и фигуры как средства образной речи

Вопросы для рассмотрения:

1. Тропы, их виды: метафора, метонимия, синекдоха, олицетворение, эпитет,  сравнение, гипербола,  антономасия.

2. Фигуры речи: антитеза, перифраза,  градация,  эллипсис, зевгма, анафора,  эпифора,  симплока, оксюморон,  период.

 

Цель занятия: повышение орфографической, пунктуационной, культурно-речевой грамотности в ходе изучения теоретического материала и его закрепления в процессе выполнения практических заданий.

Оснащение: методические рекомендации для проведения семинарских занятий по учебной дисциплине «Русский язык и культура речи»;   учебные пособия; тезисы докладов студентов;карточки с практическими заданиями (дидактический материал).

Контрольные вопросы:

1. Что представляют собой тропы?

2. Какие виды тропов Вам известны?

3. Дайте определение понятия метафора, приведите примеры.

4. Что называется метонимией? Приведите примеры.

5. Охарактеризуйте синекдоху, олицетворение, эпитет, сравнение, гиперболу. Приведите примеры.

6. Что обозначает термин фигуры речи?

7. Перечислите виды фигур речи, коротко охарактеризуйте их, приведите примеры.

Литература

1. Розенталь Д. Э. Секреты стилистики. Правила хорошей речи /

Д. Э. Розенталь, И. Б. Голуб. – М.: ООО «Изд-во АСТ-ЛТД», 1998. – 384 с.

2. Вербицкая Л. А. Давайте говорить правильно: пособ. по русскому языку: учеб. пособ. для вузов, рек. МО РФ / Л. А. Вербицкая. – 2-е изд., испр., доп. – М.: Высшая школа, 2001. – 238 с.

3. Голуб И. Б. Русский язык и практическая стилистика: справочник /

И. Б. Голуб. – М.: Юрайт, 2012.

4. Плещенко Т. П. Основы стилистики и культуры речи: учеб. пособ. для студентов вузов / Т. П. Плещенко / Под общ. ред. П. П. Шубы. – М.: ТетраСистемс, 1999. – 239 с.

Практические задания

Задание 1. Найдите тропы и фигуры речи в следующих примерах:

Улыбкой ясною природа сквозь сон встречает утро года (А. Пушкин). Белей, чем горы снеговые, плывут на запад облака (М. Лермонтов). Огонь пулемётный площадь остриг (В. Маяковский). Теплый бархат ночи богато расшит, украшен голубым серебром огней (М. Горький). Берёт как гремучую в двадцать жал змею двухметроворостую (В. Маяковский). Мужики – за топоры! (А. Толстой). Смотрите на жизнь без очков и шор, глазами жадными цапайте всё то, что у нашей земли хорошо и что хорошо на западе (В. Маяковский). На берег большими шагами он смело и прямо идёт, соратников громко он кличет и маршалов грозно зовет (М. Лермонтов). Только слышно, на улице где-то одинокая бродит гармонь (М. Исаковский). Весенний ветер лезет вон из кожи, калиткой щёлкает,       кусты  тревожит,     сырой забор подталкивает в бок

(Э. Багрицкий). Вдетая во мглу, как нить в иглу, стоит береза (Н. Матвеева). Возьмём передышку похабного Бреста: потеря – пространство, выигрыш – время (В. Маяковский). Я навек любовью ранен! (В. Маяковский). Мокрые тащил две дровинки чуть потолще средней бровинки (В. Маяковский). Мрачнее ночи посмотрела она на мужчин, и Петр Горбидонович незамедлительно улетучился восвояси (Л. Леонов). Напрасно ждал Наполеон, военным счастьем упоенный, Москвы коленопреклоненной с ключами старого Кремля! Нет, не пошла Москва моя к нему с повинной головою (А. Пушкин). И слышит шепот гордый вода и под,  и   над:     «Через четыре года здесь будет город-сад!»

(В. Маяковский). Не придется ехать четырнадцатым номером: опоздали сильно (А. Чехов). Мне было только семнадцать лет, поэтому эта ночь клубилась во мне и дышала мной, шагала плечом к плечу (Э. Багрицкий). Сливеют губы с холода (В. Маяковский). Я пол-отечества мог бы снести, а пол – отстроить, умыв (В. Маяковский). Ни звука русского,  ни      русского  лица  не встретил

(А. Грибоедов). Ну, а класс-то заливает жажду квасом? Класс – он тоже выпить не дурак. (В. Маяковский). Сегодня на лестнице грязной и тусклой копались обывательские слухи-свиньи (В. Маяковский). Среди зеленой тишины нахлынувшего лета не все вопросы решены, не все даны ответы (Н. Асеев).

 

Задание 2. Объясните неоправданность тропов в примерах, взятых из российской периодической печати.

Степь цвела: словно факелы стояли красные и желтые тюльпаны, голубые колокольчики, степные маки. Судья был такой же простой и скромный, как и его кабинет. В среде хоккейных поединков, которыми в эти дни обильно одаривает нас стремительно разбежавшийся по стране чемпионат, сердце болельщика выделяет те, которые в концентрированном виде доказывают несомненную истину, что «в хоккей играют настоящие мужчины». Захватывающая дуэль шахматных амазонок продлится завтра. Монтажники пересекли экватор монтажных работ. Депутат пришел на встречу с народными мстителями [бывшими партизанами]. Работник милиции имеет оружие и владеет приемами самбо, однако основная сила Анискиных – в другом. Мы испытываем острый дефицит рабочих рук: их у нас двадцать пять, а требуется еще столько же. Молодая поросль наших фигуристов вышла на лёд. Сегодня выясняют отношения столичные бойцы клинка. Человек – чистая доска, на которой внешнее окружение вышивает самые неожиданные узоры. Вернувшись домой, Логачева вместе с односельчанами начала залечивать шрамы войны: зарывала траншеи, блиндажи, воронки от бомб. Почему-то домой всегда корабль идёт быстрее, словно хочет поскорее прижаться к родной земле. Моторы, получаемые после капремонта, имеют очень короткую жизнь. Мэрия проявляет постоянную заботу о благоустройстве жилых кварталов – три четверти города занято зелёными друзьями. За стеклом стоят, прижавшись, Скотт, Горький, Бальзак, Моруа... Двое, имя которым – команды, вышли на ледяную сцену, чтобы в стремительном диалоге, на языке хоккея поспорить, кто из них сильнее, умнее, мужественнее, благороднее.

Семинарское занятие


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: