Вопросы к зачету на допуск к самостоятельному

Осипов А. Н.

Шлюпка - парта моряка: Часть 1. Учебник для морских училищ. – СПб.: 2014. – 77 с.

 

Учебное издание

Александр Николаевич Осипов

Преподаватель НВМУ, капитан второго ранга запаса, яхтсмен

 

В выпуске и разработке материалов учебника участвовал нахимовец Бабенко Александр

 

Художественный оформитель – Т. Ю. Бабенко

 

 

Юнга! Знай наверняка –

Шлюпка – парта моряка!

 

 

Аннотация

 

Шлюпка является прекрасным средством физического воспитания. Хождение на веслах вырабатывает ловкость, настойчивость и выносливость. Управление шлюпкой под парусами развивает смелость, наблюдательность, глазомер. Участие в дальних шлюпочных походах способствует формированию волевых и командных качеств, необходимых моряку.

 

 

Оглавление

 

Аннотация                                                                                      2

Раздел 1. Общие сведения                                                        

1.1. Назначение шлюпки                                                          6
1.2. Основные ТТХ                                                                    9
1.3. Устройство корпуса шлюпки                                            11
1.4. Предметы снабжения шлюпки                                         17

Раздел 2. Гребля и управление шлюпкой на веслах              

2.1. Нормы эксплуатации                                                24

2.2. Техника гребли                                                          27

2.3. Командные слова при движении шлюпки на веслах     30

2.4. Маневры                                                                         35

 

Приложения:
Корабельные склянки                                                               38

Пословицы и поговорки о погоде                                                      41
Азбука Морзе для РФ                                                                43

Флажная азбука                                                                         44

Свод сигналов ВМФ и ШСК                                                   45

Значение некоторых флагов                                                    48

Морские узлы                                                                            51

Направление ветра                                                                    54

Словарь морских терминов                                                                 55

 






Вопросы к зачету на допуск к самостоятельному

 управлению шлюпкой в качестве гребца

парусно – весёльной спасательной шлюпки.                      77

 

Заключение                                                                               78

Список литературы                                                                             79                                                             

Раздел 1. ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ

Шлюпки — беспалубные плавсредства, способные передвигаться по воде с помощью весел, паруса или подвесного мотора. В зависимости от размеров, конструкции корпуса, парусного вооружения и весел, а также количества гребцов, шлюпки делятся на баркасы, катера, вельботы, ялы, тузики и спасательные шлюпки.

Ялы — легкие шлюпки с вальковыми веслами, имеющие кормовой срез — транец. По количеству весел ялы разделяются на шести-, четырех- и двухвесельные. Поэтому их называют соответственно «шестерка» (ЯЛ-6), «четверка» (ЯЛ-4) и «двойка» (ЯЛ-2). Шестерки и четверки — гребно-парусные шлюпки, иногда они снабжаются подвесными моторами; двойки — гребные. Все шлюпки имеют кормовой срез — транец, и вальковые весла (на каждой банке сидят по два гребца).

       В Военно-Морском Флоте используются следующие типы гребных и гребно-парусных шлюпок.
       Баркасы двадцати- и шестнадцативесельные. Используются, как правило, для учебно-спортивных целей, реже — для завоза якорей и транспортировки грузов. Корпус деревянный с транцевой кормой. Имеют двухмачтовое рейковое парусное вооружение.
       Катера десятивесельные. Используются для учебно-спортивных целей. Корпус деревянный с транцевой кормой. Имеют двухмачтовое рейковое парусное вооружение.
       Ялы шести-, четырех- и двухвесельные. Имеют многоцелевое назначение. Корпус деревянный (или пластмассовый) с транцевой кормой. Шести- и четырехвесельные ялы имеют одномачтовое рейково-разрезное парусное вооружение, иногда подвесной мотор.
          Тузики — самые малые гребные шлюпки с транцевой кормой, весла парные. Имеются на малых кораблях, используются на закрытых рейдах.
        Транцевые шлюпки часто заливает попутная волна. Вельботы и спасательные шлюпки, имеющие острую корму, свободны от этого недостатка.
       Надувные шлюпки резинотканевые. Используются на подводных лодках и в морской авиации. Снабжаются веслами и иногда парусным вооружением.
       Пассажирские и транспортные суда, а также вспомогательные плавучие средства ВМФ снабжаются вельботами и спасательными шлюпками.
       Вельботы шестивесельные. Бывают разъездные и спасательные. Корпус деревянный с острым образо-ванием кормы. Имеют распашные весла и одномачтовое парусное вооружение. Могут быть также гребно-парусно-моторными.
       Спасательные шлюпки — бестранцевые, вельботного типа. Расположенные вдоль бортов и в носовой части корпуса водонепроницаемые воздушные ящики обеспечивают шлюпке непотопляемость. Снаружи на скулах корпуса имеются киль-поручни, за которые могут держаться находящиеся в воде люди. Этой же цели служат расположенные по бортам спасательные леера с поплавками. Весла распашные. Парусное вооружение одномачтовое люгерное. Спасательные шлюпки вместимостью до 60 человек бывают гребными, от 60 до 100—моторными или оборудованными средствами механического движения (приводными), свыше 100 человек—только моторными.
        Морские корабельные шлюпки классифицируются по следующим основным признакам:
по роду движения — на гребные, гребно-парусные, гребно-парусно-моторные;
по материалу корпуса —на деревянные, металлические, пластмассовые, резиновые и композитные (набор и обшивка из разных материалов);
по кормовому образованию корпуса — на транцевые, имеющие тупую срезанную корму (транец), и вельботного типа с острым образованием кормы;
по роду движителя — на весельные, парусные и винтовые.
      Одни движители можно использовать в качестве основных (например, весла или паруса на гребно-парусных шлюпках), А другие — в качестве вспомогательных или аварийных (например, весла на некоторых типах моторных спасательных шлюпок).

1.1. НАЗНАЧЕНИЕ ШЛЮПОК

1. Спасение людей!!!

2. Спасение грузов.

3. Оказание помощи терпящим бедствие судам.

4. Перевоз людей.

5. Транспортировка различных грузов;

6. Сообщение с берегом и другими кораблями.

7. Помывка или покраска борта.

8. Промерные, водолазные и другие работы на воде.

9. Завоз швартовов, становых и вспомогательных якорей.

10. Подрыв плавающих мин.

11. Своз десанта.

12. Доставка разведывательных групп.

 
















Нормы эксплуатации

Для шестивесельных ялов в районах закрытых рейдов и гаваней определены следующие нормы вместимости:

· при ветре силой до 5 баллов и движении на веслах13 человек,

· при движении под парусами8 человек,

· при движении под мотором7 человек,

· при ветре силой до 3 баллов под мотором — не более 13 человек.

Эксплуатация яла под мотором при ветре свыше 5 баллов запрещается.

Предельная нагрузка шлюпок при перевозках компактных и малоемких грузов определяется из расчета 80 кг груза вместо одного гребца (пассажира). На шестивесельных ялах разрешается перевозить не более 2,5 т жидких и сыпучих грузов (вода, песок).

При ветре более 5 баллов и зыби, а также при перевозках на открытых рейдах и в море, приводимые нормы снижаются сообразно обстановке. Ответственность за соблюдение норм эксплуатации несет старший из присутствующих на шлюпке офицеров, а при отсутствии офицеров — старшина шлюпки.

Деталировка

На следующем рисунке показаны детали набора и дельные вещи шлюпки ЯЛ-6:

1 — киль; 2 — резен-киль; 3 — шпунт; 4- форштевень; 5 — килевая полоса (оковка, подкильная полоса); 6 — фал-стем; 7 — кноп (носовая кница); 8 — ахтерштевень; 9 — транцевая доска (транец); 10 — кормовая металлическая кница; 11 — деревянная прокладка под кницу; 12 — болты крепления; 13 — кильсон; 14 — степс мачты; 15 — степс фонарной стойки; 16 — башмак пиллерса; 17 — застёжка башмака пиллерса; 18 — пиллерс; 19 — рым носового цепного подъёма; 20 — носовой цепной подъём; 21 — скоба цепного подъёма; 22 — обух цепного подъёма; 23 — болт крепления кильсона; 24 — кильсонная шайба; 25 — кильсонная гайка; 26 — кормовой цепной подъём; 27 — обойма носового цепного подъёма; 28 — обойма кормового цепного подъёма; 29 — планка с гнездом для фонарной стойки; 30 — носовой решётчатый люк; 31 — галсовый гак; 32 — рыбина; 33 — упор (упорка) для ног; 34 — вынимающаяся передняя часть кормового решётчатого люка; 35 — кормовой решётчатый люк; 36 — упор (упорка) для ног; 37 — баковая банка; 38 — ширстрек (верхний пояс обшивки); 39 — шпангоут; 40 — привальный брус; 41 — планширь; 42 — буртик; 43 — подлегарс; 44 — мачтовая банка; 45 — междубаночная чака; 46 -- металлическая кница; 47—нагели; 48 — планка с гнездом для нагеля; 49 — планки мачтовой намётки; 50 — мачтовая намётка; 51 — подуключина; 52 — уключина; 53 — обушок для штерта; 54 — штерт для уключины; 55 — вант-путенс; 56 — тросовый талреп; 57 — коуш ванты; 58 — ванта; 59 — спускная пробка; 60 — гнездо для спускной пробки; 61 — кожаная прокладка; 62 — заспинная доска; 63 — направляющая планка; 64 — фасонный обушок для фока-шкота; 65 — сиденье для рулевого (кормовая кница); 66 — обвязка транцевой доски; 67 — рым для кормового фалиня; 68 — кормовой фалинь; 69 — кормовое сиденье; 70 — обойма флагштока; 71 — степс флагштока; 72 — шлюпочный гвоздь с шайбой; 73 — фигурный брус.

 

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: