Отход от трапа корабля

Для отхода от трапа корабля или пирса последовательно подаются четыре команды «Протянуться», «Оттолкнуть нос», «Уключины вставить», «Вёсла разобрать» или одна команда «Отваливай». После отваливания шлюпки от борта корабля подается команда «Весла» и затем — «На воду».

Если с корабля на шлюпку был заведен конец, то он отдается по команде «Отдать конец». Если при стоянке у пирса на него были поданы фалини, то предварительно подается команда «Отдать фалини».

В свежую погоду после выполнения задания шлюпка должна немедленно отойти от трапа. С этой целью конец, поданный с корабля, по команде «Перенести конец на загребную банку» переносится гребцами внешнего борта с баковой на загребную банку и крепится шлюпочным узлом. Во время переноса конца шлюпка удерживается у трапа с помощью отпорных крюков гребцами внутреннего борта. После переноса конца нос шлюпки удерживается у борта корабля руками или серьгой из носового фалиня, заведенной за этот конец.

Для отхода шлюпки от трапа корабля подается команда «Уключины вставить», а затем — «Протянуться». Выполнив первую команду, гребцы внутреннего борта берут конец и с силой протягивают шлюпку вперед. Когда корма шлюпки пройдет трап, старшина командует «Оттолкнуть нос, отдать конец» и кладет руль в сторону от борта корабля. Баковые отдают серьгу и крюком сильно отталкивают нос. Средний гребец убирает кранец. Загребные отдают конец, бросают его в воду и отпорным крюком отталкивают шлюпку от борта корабля. Далее подаются команды «Вёсла разобрать», «Вёсла» и т. д.

Если гребцам трудно или невозможно протянуться самим, то по приказанию вахтенного офицера шлюпку протягивают с помощью конца матросы с корабля.

При очень свежей погоде рекомендуется подходить не к трапу, а к корме корабля (на бакштов), где всегда значительно тише, чем у бортов.

Поход к идущему кораблю

В практике бывают случаи, когда шлюпке необходимо подойти к кораблю, имеющему ход. Для этого шлюпка выходит на острый курсовой угол корабля с подветренной стороны и ложится на параллельный курс.

Для выхода с наветренной стороны на подветренную шлюпке разрешается пересекать курс корабля не ближе 10 кабельтовых от корабля. Маневрировать и пересекать курс под носом корабля категорически запрещается.

С подходом корабля шлюпка приближается к нему на расстояние, позволяющее принять с него конец, и движется параллельно до принятия конца. Для приемки конца баковые по приказанию шабашат или ставят весла по борту. Приняв конец, они крепят его за баковую банку шлюпочным узлом. После крепления конца старшина командует «Шабаш» и, управляя рулем, подводит шлюпку к борту корабля.

При отходе шлюпку, если необходимо, протягивают с помощью конца.

Приложение

Корабельные склянки

Выражение склянка обозначает на флоте получасовой промежуток времени, причем количество склянок показывает время. Счет их начинается после полудня, а именно: в 12 часов 30 минут бьют в колокол один раз (что означает 1 склянка), в 1 час (13 часов) – 2 раза, в 01 час 30 минут – 3 раза и так далее до 8 склянок в 4 часа дня; потом начинается новый счет от 1 до 8 склянок. В старое время, кроме того, в полдень били рынду (особый звон в колокол - три троекратных удара). Такой счет времени на флоте установился вследствие того, что вся корабельная жизнь и служба регулируются четырехчасовыми промежутками времени – вахтами.



Которая склянка? – сколько времени.
Бей четыре склянки – ударь в колокол 4 раза; это указывает, что в данный момент времени 2, 6, 10, 14, 18 или 22 часа.
Сдать под склянку – сдать на хранение часовому.

 






Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: