Вернемся к заключительной части используемого нами примера. Мы выяснили, что моя боязнь змей мотивационно релевантна как моему желанию исследовать и определить этот странный объект в углу моей комнаты, так и набору мотивов-для, управляющих моими действиями, посредством которых может быть принято решение, разрешающее мои возможные сомнения. Но не означает ли это, что моя боязнь змей становится мотивом-потому-что моих текущих восприятий? До того как я вошел в комнату, и даже до того как меня осенила идея, что предмет в углу может быть змеей, я вовсе не думал о змеях или о том, что их боюсь. До этого момента мой страх был совершенно нерелевантен данной ситуации. И тем не менее, верно, что я боязлив. Я боюсь многого, и особенно змей. И этот страх не присущ моему сознанию постоянно, мои нервы не страдают от настороженности в отношении змей. Но этот страх присущ мне потенциально, так сказать, нейтрально, он может быть актуализирован в любой момент, когда обстоятельства таковы, что появление змей вероятно. И в этом смысле страх является моим привычным достоянием; это потенциальный набор типичных ожиданий, которые могут быть реализованы в типичных обстоятельствах, ведущих к типичным реакциям или (в нашей терминологии) к построению главного проекта возможного действия, включая всю цепочку мотивов-для, относя-
|
|
щихся к выполнению проекта как такового, если и когда он востребован. При определенных обстоятельствах я готов претворить этот проект в жизнь, аналогично тому, как командующий армией в мирное время готов немедленно привести в действие хорошо подготовленный стратегический план, если враг нападет на его страну. Психологи и социальные ученые склонны называть такое привычное обладание определенными мотивами латентным для данного времени, но всегда готовым к претворению в жизнь, – «установкой». Мою установку в отношении змей можно назвать страхом. Да, будучи боязлив, я боюсь не только змей, но и многого другого, например, привидений, покойников, болезней и т.д. Не является ли страх моей всеобщей установкой по отношению к миру, а присущая мне боязнь змей – лишь ее частным проявлением?
Не знаю, могу ли я объяснить, почему стал боязлив, но при обычных обстоятельствах этот факт не является тематически релевантным. Случись такое, я, вероятно, обратился бы к психиатру или психоаналитику, чтобы преодолеть такую установку. Но в том, что касается моего страха перед змеями, я уверен, что это «привычное ожидание» имеет свою историю и детерминировано обстоятельствами моей биографии. Предположим, что в детском возрасте у меня произошел инцидент со змеей, и мне сказали, сколь опасны могут быть некоторые из этих созданий. С тех пор типичная форма, цвет и поведение змей, до этого бывших не только нерелевантными, но даже и не знакомыми мне, стали тематически релевантны. Я научился распознавать появление новой проблемы, а также типичные пути ее решения (т.е. уклониться от встречи, убежать, ударить палкой и т.д.). Будучи решенной, проблема теряет для меня тематический интерес. И если эта проблема более не является тематической, я обращаюсь к другим, а это восприятие вытесняется из моего поля сознания. Она, если и не забыта, то, по крайней мере, вне моего поля зрения. Тем не менее, инцидент с конкретной змеей привел к обретению определенного типа знания типичного облика змей, их поведения, опасности и типичных путей избежать этой опасности. От полученных мною разъяснений и опыта зависит, какую из перечисленных ниже форм обретет это знание: «Все змеи опасны и их надо избегать», «Некоторые змеи опасны, и я должен узнать, какие типы опасны и избегать их» или «При определенных обстоятельствах некоторые змеи могут стать опасными, и я должен избегать встречи с теми из них, которые в данных условиях
|
|
278
279
опасны». Таким способом, обретенное знание также включает типичные, более или менее подробные предписания, говорящие мне, как избежать таких опасностей, и типичные эмоции, сопутствующие моему разглядыванию змей или размышлению о них, а именно, страх.
Выражаясь в более общей форме, мои мотивационные релевантности являются осадком «(sedimentation) прошлых тематически и интерпретативно релевантных восприятий («опасные змеи имеют такие-то и такие-то признаки»), приводящих к постоянному привычному обладанию знанием – остающимся скрытым до тех пор, пока вышеупомянутые тематические релевантности не возникнут вновь. Оно актуализируется, если «та же самая» ситуация или типично сходная с ней («та же самая, но слегка измененная», «подобная ситуация», «сходная ситуация» и т.д.) повторяется. Именно благодаря этому знанию я думаю, что осведомлен (familiar) о том, как выглядят змеи и каково их типичное поведение. Если в будущем я встречусь (скажем, в другой стране и при других обстоятельствах) с рептилией такого типа, которого «я никогда не видел ранее», т.е. отличающейся по цвету, размеру и т.д. ото всех ранее виденных мною змей, я, тем не менее, узнаю в ней «змею, и, возможно, опасную», а поскольку я боюсь змей, эта, возможно безвредная, рептилия и ее отличительные черты станут для меня тематически релевантными. Мое привычное обладание ранее полученным знанием дает мне возможность распознать в объекте змею и связанную с нею возможную опасность.