История развития статистических методов менеджмента качества

Современная история использования статистических методов контроля качества берет свое началос 1924 года, когда в США на фирме Bell Telephone Laboratories группа молодых ученых – Х.Д.Додж, Х.Г.Ромиг, У.А.Шухарт, Д.М.Муран и другие – под руководством доктора Р.П.Джонсона разработала первые принципы статистического контроля качества. Однако наибольшую популярность статистические методы контроля качества получили в Японии. Именно там, в 50-е годы ХХ века, нашли широкое распространение так называемые «семь японских инструментов контроля качества», в число которых вошли:

– расслоение;

– графики;

– диаграмма Парето;

– причинно-следственная диаграмма;

– гистограмма;

– диаграмма разброса;

– контрольные карты.

Эти семь простейших статистических методов, доступных для использования каждым рабочим сборочного конвейера, были в дальнейшем углублены и доработаны и стали основой для комплекса графических статистических методов, о которых будет сказано ниже. Позже (в 80-е годы) там же, в Японии, стали использовать еще семь новых инструментов, которые назвали «методами планирования и управления качеством», в число которых вошли:

– диаграмма сродства;

– диаграмма отношений;

– древовидная диаграмма;

– матричная диаграмма;

– стрелочная диаграмма;

– диаграмма планирования и оценки;

– анализ матричных данных.

Эти методы нельзя считать статистическими в полной мере, так как они служат в основном для обработки описательных данных, однако в настоящее время они находят все большее применение при планировании и анализе результатов выполнения планов на основе системного подхода.

Важное место имеют статистические методы в функционировании современных систем менеджмента качества. В соответствии с положениями стандартов ИСО серии 9000 статистические методы рассматриваются как одно из высокоэффективных средств обеспечения качества. Стандарты ориентируют на разработку сквозного механизма применения статистических методов на всех этапах жизненного цикла продукции, начиная с исследования требований рынка к качеству продукции и заканчивая ее утилизацией после использования. Это означает, что работа по внедрению статистических методов должна быть направлена на создание гарантий непрерывности процесса обеспечения качества в соответствии с требованиями потребителя. Меняется и характер данной работы: отлокального, случайного, к общему, системному. По существу, статистические методы становятся основой для использования информационных технологий в менеджменте качества.

Классификация статистических методов

К настоящему времени в мировой практике накоплен поистине огромный арсенал статистических методов, многие из которых могут быть достаточно эффективно использованы для решения конкретных вопросов, связанных с административным управлением качеством и обеспечением качества продукции. Условно все методы можно классифицировать по признаку общности на три основные группы:

– графические методы,

– методы анализа статистических совокупностей, и

– экономико-статистические методы.

Предложенная классификация дает наглядное представление о разнообразии статистических методов и о тех потенциальных возможностях, которыми располагают сегодня специалисты предприятий при реализации требований стандарта ИСО 9001:2015 по части и спользования статистических методов в системе качества. Охарактеризуем особенности каждой из классификационных групп методов.

Графические методы основаны на применении графических средств анализа статистических данных. В эту группу могут быть включены такие методы, как контрольный листок, диаграмма Парето, схема Исикавы, гистограмма, диаграмма разброса, расслоение, контрольная карта, график временного ряда и др. Данные методы не требуют сложных вычислений, могут использоваться как самостоятельно, так и в комплексе с другими методами. Овладение ими не представляет особого труда не только для нженерно-технических работников, но и для рабочих. Вместе с тем это весьма эффективные методы. Недаром они находят самое широкое применение в промышленности, особенно в работе групп качества.

Методы анализа статистических совокупностей служат для исследования информации, когда изменение анализируемого параметра носит случайный характер. Основными методами, включаемыми в данную группу, являются регрессивный, дисперсионный и факторный виды анализа, методы статистической оценки качества и приемки продукции и др. Эти методы позволяют устанавливать зависимость изучаемых явлений от случайных факторов; исследовать связи между случайными и не случайными величинами; выявить роль отдельных факторов в изменении анализируемого параметра и т.д.

Экономико-статистические методы включают в себя обширный арсеннал различных количественных средств. Центральным понятием этих методов является оптимизация, то есть процесс нахождения наилучшего варианта из множества возможных с учетом принятого критерия (критерия оптимальности). Для целей, связанных с обеспечением качества, из достаточно обширной группы экономико-статистических методов следует выделить в первую очередь следующие:

 –математическое программирование (линейное, нелинейное, динамическое);

– планирование эксперимента;

– имитационное моделирование;

– теорию игр;

– теорию массового обслуживания;

– теории расписаний;

– функционально-стоимостный анализ и др.

В данную группу могут быть включены и методы Тагути.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: