В общей концепции маркетинга рекламно-информационная деятельность, направленная на стимулирование спроса на услуги, предоставляемые Российскими железными дорогами, занимает важное место. Рекламно-информационная поддержка транспортных услуг в части организации грузовых железнодорожных перевозок входит в систему фирменного транспортного обслуживания Российских железных дорог.
Рекламная деятельность является инструментом, с помощью которого СФТО активно воздействует на рынок и закрепляет на нем свою позицию. Главной задачей рекламной деятельности является максимальное проникновение на выбранные сегменты рынка, привлечение дополнительных клиентов, а также формирование позитивного имиджа Российских железных дорог в лице СФТО.
Общая координация рекламной деятельности СФТО входит в функции ЦФТО ОАО РЖД. Любые рекламные акции, проводимые ТЦФТО, должны быть обязательно согласованы с ЦФТО. Рекламную деятельность региональных и линейных агентств координируют ТЦФТО.
Основной целью и задачей рекламной деятельности СФТО является формирование:
— политики СФТО, направленной на эффективное развитие и повышение прибыльности Российских железных дорог;
— благоприятного имиджа Российских железных дорог и СФТО, способствующего формированию предпочтений выбора потенциальных клиентов;
— предпосылок для реализации стратегической задачи — увеличения числа заказов на железнодорожные перевозки и, соответственно, минимизации оттока клиентов Российских железных дорог на конкурирующие виды транспорта;
— фирменного (корпоративного) стиля СФТО, разработка норм и правил по его соблюдению на сети Российских железных дорог;
— базы для интенсивного развития маркетингового анализа деятельности СФТО в целях более четкого определения позиции СФТО на транспортном рынке;
— чувства гордости у каждого работника СФТО за принадлежность к своей организации с осознанием необходимости активно участвовать в программах СФТО, т. е. так называемой корпоративной психологии;
— потребительской привычки («повторного спроса») различными методами стимулирования сбыта;
— предпосылок для организации рекламы СФТО за рубежом.
В рекламной деятельности СФТО использует корпоративную рекламу и фирменный стиль.
Корпоративная реклама — это широкий спектр информационных материалов, направленных на повышение деловой репутации организации и рост степени ее известности.
Под фирменным стилем понимается набор постоянных цветовых и графических форм, обеспечивающих визуальное и смысловое единство. Корпоративная реклама использует следующие элементы фирменного стиля: наименование, логотип, товарный знак, цвет и слоган. Таким образом, фирменный стиль является основой всей коммуникативной политики СФТО, обеспечивает узнаваемость СФТО потребителями на рынке транспортных услуг, выделяет СФТО среди конкурентов.
Концепция фирменного стиля предусматривает следующие положения. Для деловой документации разрабатываются и используются единые для СФТО (с различиями по железным дорогам) формы бланков, конвертов, визитных карточек и т. д.
Элементы наружной рекламы предусматривают:
- использование при оформлении зданий и интерьеров служебных помещений на всех уровнях СФТО элементов фирменного стиля;
— оформление в едином стиле выставочных стендов, различных вывесок и указателей на всех уровнях СФТО;
— наличие у сотрудников СФТО единой формы одежды, а также выполненных в соответствии с фирменным стилем нагрудных табличек.
В рекламно-информационных печатных материалах, таких, как рекламные каталоги, проспекты, листовки, плакаты, рекламные объявления в прессе, используются единые для СФТО слоган, символика и элементы фирменного стиля — логотип, товарный знак, цвет, шрифт и т. д. В различных сувенирных изделиях присутствует единый логотип СФТО.
В работе с клиентурой используются различные виды и средства распространения рекламы.
Почтовая рассылка. Распространение рекламных писем по адресам потенциальных и реальных потребителей услуг СФТО является почтовой рассылкой. Этот процесс разделяется на несколько этапов. Сначала формируется база данных почтовых адресов — реальных и потенциальных клиентов (рассылочные списки).
Адресатами являются крупные промышленные, сельскохозяйственные, строительные и другие предприятия — пользователи услуг железнодорожного транспорта. Списки почтовых адресов клиентов СФТО формируют в ТЦФТО. Сбором информации об адресатах — представителях среднего и малого бизнеса занимаются в региональных и линейных агентствах СФТО. Вся полученная информация анализируется в ТЦФТО и направляется для оценки и систематизации в ЦФТО.
Для определения адресов потенциальных клиентов используется электронная версия справочника «Бизнес-карта», которая содержит информацию о промышленных, строительных, производственных, торговых и прочих предприятиях России и ближнего зарубежья. Эта база данных позволяет делать выборки адресов предприятий по региональному и/или отраслевому признаку. Возможно внесение поправок, изменений и дополнений в существующую базу данных.
После формирования базы данных почтовых адресов составляются рекламно-информационные письма в соответствии со следующими принципами. В тексте отмечаются конкретные проблемы адресата и рекомендуются пути их решения на базе предлагаемых услуг, подчеркиваются различные экономические и другие выгоды от взаимного сотрудничества.
Предпочтителен короткий текст послания, не более одной страницы, предложения излагаются ясно, короткими фразами. Письма адресуются конкретному лицу — директору, руководителю, начальнику отдела и печатаются на фирменных бланках СФТО; элементы оформления письма (шрифты, разбиение на абзацы, поля) остаются неизменными и при последующих рассылках. В состав корреспонденции
кроме самого письма включаются каталоги, проспекты и буклеты СФТО.
Наряду с первичной рассылкой писем проводится следующая работа с адресатами:
— организуются оперативные ответы на вопросы клиентов с необходимой дополнительной информацией;
— при возврате корреспонденции базы данных корректируются.
Рекомендуемое для воздействия на заказчика число обращений — не менее 3-4 раз в год.
Реклама в прессе. Задачей СФТО в этом направлении является формирование положительного общественного мнения путем размещения в средствах массовой информации статей имиджевого и обзорно-рекламного характера. Газетные и журнальные статьи должны отражать положительные процессы, которые происходят на Российских железных дорогах, информировать о введении льготных тарифов, новых услугах, благотворительных акциях. Пресс-конференции с первыми лицами и СФТО готовятся заранее, сопровождаются публикациями в прессе. Министерства транспорта России, ОАО РЖД
Реклама СФТО размещается на страницах основных российских газет и журналов, крупных региональных изданий, а также в специализированных изданиях. Необходимо полнее использовать возможности пресс-служб Министерства транспорта России, ОАО РЖД и железных дорог при размещении имиджевой рекламы в средствах массовой информации.
Также возможно размещение в прессе модульной рекламы. Рекомендуется при формате А2 занимать не менее 1/2 полосы, при формате А4 — не менее целой полосы.
При разработке макета рекламного модуля обязательно учитывается фирменный стиль. Художественное оформление рекламных объявлений в прессе (логотип, фирменный цвет, слоган, шрифт) должно быть неизменным.
Утвержденный СФТО макет рекламного модуля передается в ТЦФТО и агентства для размещения в региональной прессе. В период рекламной кампании модульную рекламу рекомендуется размещать не менее 4-5 раз в каждом выбранном издании. При выборе издания для размещения такой рекламы следует исходить из целевой аудитории данного издания и его рейтинга.
На уровне ЦФТО для размещения рекламы рекомендуются центральные газеты и журналы, на уровне ТЦФТО — крупнейшие региональные издания.
Наружная реклама. Основное назначение наружной рекламы — донести до реального и потенциального клиента и закрепить в его сознании название и товарный знак СФТО.
На всех уровнях СФТО при разработке наружной рекламы следует руководствоваться едиными элементами символики: товарный знак, фирменные блок и цвет, слоган. Фирменные вывески и указатели