Период – переход к признанию права на образования. Становление системы специального образования (конец 18 – начало 20 века)

Специальная педагогика как наука

Объект – специальное образование.

Субъект – лица с ОВЗ и инвалидностью.

Предмет - теория и практика специального обучения и воспитания.

Цель: создание условий для достижения максимально возможной самостоятельной и независимой жизни в обществе лиц с ОВЗ (необходимого качества социализации и предпосылок для самореализации).

Задачи:

  1. Определение и обоснование педагогической классификации лиц с ОВЗ.
  2. Обоснование и разработка принципов, методов, средств специального обучения и воспитания, совершенствование и развитие методологии специального образования.
  3. Совершенствование методов диагностики нарушений в развитии.
  4. Разработка системы профилактических мероприятий по предупреждению отклонений в развитии.
  5. Разработка и реализация разноуровневых программ коррекционного (специального) обучения и воспитания для разных категорий лиц с ОВЗ.
  6. Совершенствование процессов адаптации и реабилитации лиц с ОВЗ.
  7. Разработка и реализация программ профессиональной и трудовой подготовки лиц с ОВЗ.
  8. Изучение педагогических систем специального образования и разработка инновационных (альтернативных систем).

 

Классификации.

 

Разные подходы к классификации:

1) с учетом причин нарушений (врожденное нарушение развития, несчастный случай, производственная травма, профессиональное заболевание, ДТП, болезнь и др),

2) по группировке нарушений в определенной системе организма (телесные (соматические) – хронические заболевания, нарушения ОДА; сенсорные (слух, зрение), нарушения деятельности мозга (УО, психические и речевые нарушения, некоторые виды нарушений ОДА, связанные с поражением ЦНС);

3) с учетом степени и характера нарушений: глухие, слабослышащие, позднооглохшие,

незрячие, слабовидящие,

лица с нарушением ОДА,

с нарушением эмоционально – волевой сферы,

с нарушением интеллекта, с ЗПР,

со сложными нарушениями в развитии,

с тяжелыми нарушениями речи

Сейчас добавляется лица с нарушением поведения (девиантным и делинквентным)

 

Отрасли специальной педагогики:

 

Тифлопедагогика (изучает вопросы обучения и воспитания лиц с нарушением зрения),

Сурдопедагогика (с нарушением слуха).

Олигофренопедагогика (с умственной отсталостью).

Логопедия (логопатов),

Отрасль специальной педагогики применительно к лицам с нарушением ОДА,

Отрасль специальной педагогики применительно к лицам с нарушением поведения

Отрасль специальной педагогики применительно к лицам со сложной структурой нарушения, сТМНР

Отрасль специальной педагогики применительно к лицам с ЗПР,

 

 

История развития специального образования.

Период – 8 век до нашей эры – 12 век нашей эры. Переход от агрессии и нетерпимости к осознанию необходимости заботы о лицах с ОВЗ.

До этого времени законы Ликурга - отразившие агрессию, их уничтожали или изолировали от общества. Древний Рим и Спарта – культ здорового тела, физически и умственно неполноценных сбрасывали со скалы, убивали, более гуманны к лицам с нарушенным зрением (Эзоп – баснописец), ценили за большой вклад, были поэты, мыслители. Средневековье – в Англии лишали прав на имущество тупоумных, отдавали королю. Если признавали помешанным, то предавали наследникам после смерти. Охота на ведьм – физические дефекты и умственная отсталость, психические заболевания – признак нечистой силы. Приговаривали к казни. Эпоха Реформации – церковной революции привела к том, что церковные подвижники проявляют милосердие к убогим, в Византии в 4 веке н.э, в Западной Римской империи – в 7 веке появились хосписы и приюты, где могли получить кров и пищу лица с ОВЗ. Создаются первые светские приюты, которые опекает верховная светская или городская власть (Убежища для ослепших воинов во Франции – 12 век)

В России не было агрессии, гуманное отношение, в 10 веке время христианизации и появления монастырских приютов (князь Владимир вменил призрение инвалидов церкви в 996 году, Киево – Печерский монастырь – первая больница – богадельня, преподобный Феолосий, но по аналогу Европы привнесенная система монастырской благотворительности). В России феодальные усобицы 11 – 15 века, столетия ига (13-15 век), смутное время (16-17 век) привели к оскудению доброй традиции. На путь создания светской системы призрения встанет в силу европеизации страны, предпринятой Петром 1. Окончанием этого периода в России можно считать указы Петра 1, запрещающие умерщвлять детей с дефектами и повсеместно открывать церковные приюты и госпитали (1704 – 1715 годы).

Период -переход к осознанию возможности обучения глухих и слепых. С 12 века по 18 век.

Культура Ренессанса, Возрождения, Декларация прав человека и гражданина, зарождение идей гуманизма привели к появлению первых учебных заведений для лиц с ОВЗ. Первые попытки обучения глухих инициировались родителями и священниками. Итальянский монах Педро Понсо де Леону создает оригинальный метод обучения глухих с использованием письменной, жестовой и дактильной азбуки. Появляются учебные заведения в Испании, Англии, Германии. Подвижническая деятельность Шарля Эппе, Роже Сикара способствует открытию института глухонемых в Париже (1770 год), В. Гаюи –в 1784 – школу для слепых, американский сурдопедагог С.Гоу первое государственное учебное заведение для УО в США. Крепнет светская благотворительность, появляются университеты, книгопечатание

В России начало 19 века этот период. 1806 год – в Павловске По указанию Марии Федоровны первое учреждение для глухонемых, первая школа для слепых – 1807 год (Гаюи) по инициативе Александра 1.

 

период – переход к признанию права на образования. Становление системы специального образования (конец 18 – начало 20 века)

В каждой стране принят закон об обязательном начальном образовании детей с сенсорными и интеллектуальными нарушениями. Развитие науки – 1937 – система Брайля, Система обучения глубоко умственно отсталых Эдуарда Сегена в 70 годы 19 века. Жан Эскироль – разрабатывает новые подходы к классификации лечению слабоумия. Итар - попытка обучения одичавшего мальчика. Введение всеобщего начального обучения США – 1852, Англия – 1880, Франция – 1882, Германия – 1800-1815. К концу 19 века во всех европейских странах появляются классы и школы для умственно отсталых. Признали права на обучение и распространили действия Закона об обязательном начальном образовании на детей с нарушением слуха, зрения и интеллекта. К первой четверти 20 века оформились основные направлении изучения, обучения и лечения аномальных детей и подростков: лечебно – клиническое, педагогическое, психологическое. Создается минимальная нормативно – правовая база, регулирующая систему специального образования (государственный базовый план, принципы комплектования учебных заведений, региональный учебный план и т.д) Определены источники финансирования специального образования (государственная, негосударственная, светская и монастырская благотворительность).

Для России период прерван двумя революциями, развиваются три направления помощи – христианско – благотворительное, (приют, богадельня, дом призрения), лечебно – педагогическое (специальное отделение при больнице, школа – санаторий), педагогическое (школа, д/сад и колония). В 1908 – курс на всеобщее начальное образование, но не введено обязательное обучение дефективных. Возникает значительное число специальных учебных заведений, но нет системы, единичные случаи. После революции 17 года церковь отделена от государства, светская благотворительность упраздняется. Специальные заведения передаются Наркомпросу и Наркомздраву. Детей замкнули в особый социум, изолировали от общества, ведущий тип – школа – интернат круглогодичного содержания. Оформление системы произошло в конце 20 годов 20 века. 1927-1927 – законодательное оформление систем образования трех категорий.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: