Домашнее задание: устный опрос, понятия наизусть
Искусство – центральное звено эстетической культуры, особая форма общественного сознания.
| Теории происхождения искусства | |||
| Биологизаторская | Игровая | Магическая | Трудовая |
| Из потребности привлечения внимания противоположного пола. Возникло из душевного волнения, психики, находящейся в состоянии конфликта, в моменты преобразования и переключения энергии элементарных влечений на цели высокой творческой деятельности | В потребности расходования человеком нерастраченной в рудовой деятельности энергии, в необходимости тренировки для усвоения социальных ролей | Форма различных видов магии, внедрённой в повседневную деятельность ещё первобытного человека | Результат труда: полезные качества произведённых предметов становятся объектом художественного наслаждения |
Искусство – практическая деятельность человека, направленная на освоение и создание эстетических ценностей.
Искусство:
- выражает эстетическое отношение к миру;
- создаёт особую реальность – художественную, в которой эстетической отражение мира, как правило, мало связанно с утилитарными потребностями человека.
- подражание природе. «Природа- лучший мастер форм»
- творческое самовыражение личности или знаково – символическая концепция.
Предмет искусства – человек, его отношения с окружающим миром и другими индивидами, а также жизнь людей в определенных исторических условиях.
Жизнь людей отражается в искусстве во всём многообразии в форме художественных образов, которые будучи результатом вымысла, тем не менее являются отражением действительности и всегда несут на себе отпечаток реально существующих предметов, событий и явлений.
Художественный образ:
- обобщает
- выделяет существенные признаки познаваемых предметов
Форма бытия искусства – художественные произведения:
- вид
- жанр
- материальный предмет – знак, передающего людям соответствующую художественную концепцию, обладающую эстетической ценностью.
| Виды искусства | ||||
| · Архитектура (зодчество) · Живопись (жанры: портрет; натюрморт; пейзаж; анималистический; исторический) · Скульптура (станковая; декоративная; монументальная) · Декоративно- прикладное искусство · - Литература · - Музыка | · Театр · Цирк · Балет · Кино · Фотоискусство · Эстрада | |||
| Специфика искусства | |||||||
| Является образным и наглядным | Специфические способы воспроизведения окружающей действительности, средства, при помощи которых происходит создание художественных образов (слово, звук, цвет и т.д.) | Большая роль в процессе познания воображения и фантазии познающего субъекта | |||||
Функции искусства
| Общественно-преобразующая | оказывая идейно- эстетическое воздействие на людей, включает их направленную деятельность по преобразованию общества |
| Художественно-концептуальная | анализирует состояние окружающего мира |
| Воспитательная | формирует личность, чувства и мысли людей |
| Эстетическая | формирует эстетические вкусы и потребности человека |
| Утешительно-компенсаторная | восстанавливает в сфере духа гармонию, утраченную человеком в реальной действительности, способствует сохранению и восстановлению психического равновесия личности |
| Предвосхищения | предвосхищает будущее |
| Внушающая | воздействует на подсознание людей, на человеческую психику |
| Гедонистическая (наслаждение) | доставляет людям удовольствие |
| Познавательно-эврестическая | отражает и осваивает те стороны жизни, которые труднодоступны науке |






