Рисунок 2.22 – Схемы нарезания зубьев: а) фрезой; б) инструментальной рейкой; в)долбяком; г) червячной фрезой

 

Впадина профрезеровывается по всей ширине колеса, затем поворачивается на угловой шаг и фрезеруется следующая впадина. При нарезании зубьев методом обкатки (инструментальной рейкой – гребенкой, долбяком, червячной фрезой) инструменту и нарезаемому колесу сообщается такое относительное движение (обкатка), как если бы они находились в действительном зацеплении (рисунки: 2.22,б; 2.22,в; 2.22,г). Профиль нарезаемого зуба получается как огибающая всех положений режущей кромки инструмента, т.е. инструмент как бы обкатывает нарезаемое колесо. Процесс изготовления зубчатых колес способом огибания можно рассматривать как зацепление исходного производящего контура инструмента с заготовкой.

Нарезание зубьев колеса может производится без смещения исходного контура и со смещением. При нарезании колеса начальная прямая обкатывается без скольжения по делительной окружности, поэтому шаг делительной окружности колеса равен шагу инструмента. На станке режущий инструмент можно расположить с разным смещением m ×x относительно заготовки.

Взаимное положение профилей зубьев при нарезании контролируется путем измерения постоянной хорды, длины общей нормали или размеров по роликам (шарикам). Эти размеры проставляются на рабочих чертежах колес.

Постоянная хорда равна расстоянию между точками касания профилей зубьев и боковых сторон рейки при их симметричном расположении относительно оси симметрии зуба (рисунок 2.23).

Рисунок 2.23 – Схема замера постоянной хорды:

а) для зубчатых колес с внешними зубьями;

б) для колес с внутренними зубьями

 

Величина постоянной хорды равна

                                                =(0,5×p× cos 2a+x× sin 2a)× m.                               (2.70)

Расстояние от постоянной хорды до окружности вершин

                                                 =0,5×(d a1d 1– × tg a).                                  (2.71)

Отрезок касательной к окружности db между разноименными профилями, нормальными к этой касательной и расположенными по разные стороны от точки касания называют общей нормалью (рисунок 2.24).

Длина W общей нормали

                                       W =[p×(z n–0,5)+2х× tg a+ z × inv atm × cos a,                      (2.72)

где z n –расчетное число зубьев (впадин) в длине общей нормали для зубчатых колес с внешним (внутренним) зацеплением, округленное до целого числа

                                   z n =(z /p)×[(tg ax/ cos 2 bb) – (2x× tg a/ z) – inv at]+0,5.                     (2.73)

 

Рисунок 2.24 – Схема замера длины общей нормали зубьев цилиндрических колес: а) наружные зубья; б) с внутренние зубья; в) косозубое колесе (сечение зубьев колеса плоскостью, касательной к основному цилиндру).

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: