Основные направления организации учебного процесса

С открытием института одной из важнейших задач преподавателей и сотрудников становится налаживание учебного процесса.

Ее решение связано с выполнением большого объема работ, тем более, что прихо­дилось все начинать «с нуля».

 

Учебный процесс традиционно складывался

из лекций,

практических и лабораторных занятий,

курсовых проектов,

расчетно-графических работ,

консультаций,

зачетов и экзаменов,

 учебной и производственной практики,

дипломного проек­тирования.

Лекции читались высококвалифицирован­ными специалистами, имеющими ученые степени и звания, и наиболее подготовленными старшими преподавателями.

 На практических занятиях обращалось внимание на решение задач, перечень которых в обязательном порядке утверждался на всех кафедрах. Акцент делался на практическом применении теоретических положений лекционного материала. Многие лабораторные работы содержали научно-иссле­довательские элементы. При их проведении студентам предостав­лялась максимальная самостоя­тельность.

Лабораторные занятия по большинству дисциплин проходили в лабораториях института,

 на полигоне,

 а по специальным дисциплинам в 60-е гг. – в производственных условиях.

На заводе «Строммашина», ТЭЦ и ЗИВ.

 

 Таким образом, важнейшая задача руководства и ППС - это ПРИБЛИЗИТЬ содержание учебного процесса к производственным условиям.

 УСПЕВАЕМОСТЬ СТУДЕНТОВ.

В разные годы по всем формам обучения конкурс составлял около 2-х человек на одно место.

На снижение успеваемости влияло в определенной степени и привле­чение студентов на сельскохозяйственные работы, вследствие чего срок обучения в каждом учебном году фактически сокращался на 1 месяц и приходилось за меньший проме­жуток времени осваивать необходимый программный материал. Весьма ответственно стали относиться к отчислению студентов. В институте внедряется практика предварительного обсуждения отчисляе­мых студентов на комиссиях с привлечением кураторов и представителей общественных организаций. Окончательное решение об отчислении сту­дентов принималось на заседаниях ректората с приглашением в необхо­димых случаях самих студентов.

Для обеспечения наглядности по текущей успеваемости студентов на каждой кафедре вывешивался экран, где отражались конкретные резуль­таты учебы каждого студента по всем изучаемым дисциплинам.

Работа с неуспевающими организовывалась учебно-воспитательными комиссиями факультетов. На каждом факультете прово­дилась аттестация отстающих студентов с целью оказания им помощи в правильной организации самостоятельной работы.

Для улучшения работы со студентами первого курса:

1. В вузе создается методическая комиссия по работе со студен­тами 1 курсов».

2. Назначаются для работы со студентами 1 курса наиболее опытных и квалифицированных преподавателей.

3. Усиливается индивидуальная работа со студентами.

В результате проделанной работы отсев студентов уменьшился на 25%.

 Организуются и проводятся в институте смотры-конкурсы на лучшую учебную группу. Группа-победитель награждалась грамотой комитета комсомола и туристической поездкой. Среди победи­телей были и 3 группы института, награжденные туристическими поезд­ками в г. Ленинград и г. Ригу.

Интересным новшеством в организации учебного процесса в соответствии с приказом Министерства высшего и среднего специального образования СССР от 22.09.1986 г. № 660 явилось установление отдель­ным студентам старших курсов по представлению выпускающих кафедр и советов факультетов индивидуальных планов подготовки (в пределах сроков обучения).

Такими планами предусматривалось углубленное изуче­ние курсов или разделов учебных дисциплин, знание которых диктовалось особенностями характера деятельности студентов на конкретном месте их будущей работы.

Принято постановление Совета института о разрешении студентам 3–5 курсов свободного посещения лекций, за исключением дисциплин военной подготовки.

Большое внимание уделяется организации учебного процесса для студентов – заочников. Для оказания помощи студентам, которые обучались на заочном факультете, в институте создан межвузовский УЧЕБНО-КОНСУЛЬТАТИВНЫЙ ПУНКТ, к которому прикреплялись студенты-заочники и из других вузов. Студентам читались лекции,

 для них проводились практи­ческие и лабораторные занятия.

Они могли получить консультацию препо­давателей по любому вопросу учебной программы. По изучаемым дисцип­линам студенты могли до начала сессии сдать через систему УКП зачеты и экзамены, которые принимались ведущими преподавателями в последнюю неделю каждого месяца.

С целью совершенствования подготовки высококвалифицированных специа­листов организуются УНПО, УНПК и филиалы кафедр на предприятиях. В 1975 г. орга­низованы 2 учебно-научно-производственных объеди­нения:

-Могилев­ский автомобильный завод им. С. М. Кирова – ММИ; - Могилевский лифто­строительный завод – ММИ.

 В 1979 г. еще одно – дорожно-строительный трест № 3 – ММИ.

В 1987–1988 учебном году созданы 2 учебно-научно-производственных комп­лекса (УНПК):

ММИ – ПО «Хим­волокно»;

 ММИ – завод «Могилевсельмаш».


С 1987 г. организован филиал кафедры «Обору­дование и технология сварочного производства» в Могилевском научно-производственном объединении ПКТИАМ. Филиал размещался на терри­тории объединения и использовалась материально-техническая база НПО.

В 1988 г. на базе Моги­левского производственного объединения «Химво­локно» им. В. И. Ленина создан филиал кафедры «Технология машино­строения».

Во второй половине 80-х гг. создаются и другие филиалы кафедр:на базе МоАЗ им. С. М. Кирова − филиал кафедры «Автома­тизированное про­ектирование машин»;

 на базе ГПО «Маш­удобрения» Министерства сельскохозяйст-венного и трак­торного маши­ностроения СССР − филиал кафедры «Металлорежущие станки и инстру­менты»; на базе НПО ПКТИАМ − филиал кафедры «Подъемно-транс­портные ма­шины»;

 на базе Могилевского отделения института физики Академии наук БССР − филиал кафедры «Физические методы контроля»;

 с 1.01.1989 г. организован на Могилевском предприятии вычислительной техники и информатики филиал
кафедры АСУ.

Происходитразработка и использование в учебном процессе ТСО и компьютерных технологий.

В 60-е гг. в институте широко применялись технические средства обучения:

эпидиаскопы,

магнитофоны,

приборы «ЛЭТИ»,

 машины «Ласточка», «Минчанка».

Значительное место в этот период отводится учеб­ным кинофильмам. Для этих целей в институте были созданы 4 специально оборудованные киноаудитории.

Даже с позиций технических достижений и их использования на современном этапе уровень оснащения учебного процесса ТСО в 70-е гг. был достаточно высоким.

 

В 1979–1980 учебном году продемонстриро­ваны 1476 учебных фильмов и кинофрагментов, 3745 диафильмов и проведено 1980 показов диапозитивов (ГА Могилевской обл., ф. 2793, о. 1, д. 478, с. 9).

Новым в использовании ТСО стало внедрение в учебный процесс с 1975–1976 учеб­ного года телевидения. Первой в этом важном начинании являлась кафедра «Физика». В 1983 г. 3 кафедры института использовали учебное телевидение.

С самого начала становления института в учебном процессе исполь­зовалась вычислительная техника и программированное обучение. С этой целью в 1964–1965 учеб­ном году в институте создается кабинет на 15 машин типа «Минчанка». В 1966–1967 учебном году класс по программированному обучению пополнился 10 машинами «Ласточка».

  В 70-е гг. в учебном и научном процессе находит применение компьютерная и вычислительная техника. В 1974–1975 учеб­ном году на кафедре «Автоматика и вычислительная техника» были организованы курсы по обучению преподавателей для работы на ЭВМ. Создается постоянно функционирующий кружок по изучению студентами програм­мирования для ЭВМ. В конце 70-х гг. был достигнут значительный уровень в исполь­зовании вычислительной техники. В институте имелись ЭВМ «Минск-32», три ЭВМ «Наири», две ЭВМ «Проминь-2».

Уже в 1977–1978 учебном году 18 кафедр института широко применяли вычисли­тельную технику при выполнении курсовых и дипломных проек­тов и проведении лабораторных работ.

26.12.1979 г. при поддержке и спонсорской помощи комбината «Белшина» институтом была получена ЭВМ ЕС-1022 и 15.03.1980 г. введена в эксплуатацию (ГА Могилевской обл., ф. 2793, о. 1, д. 519, с. 29).

Важным событием для института стало открытие в 1980–1981 учеб­ном году информационно-вычислительного центра (ИВЦ) на базе ЭВМ «ЕС-1022» и «Минск-32». В 1982 г. был организован класс терминальных устройств на базе двух комплексов «ЕС-7906».

 

В связи с возросшим объемом вычислительных работ по учебному процессу приказом ректора от 8.04.1985 г. № 126 ИВЦ переводится на 3-сменную работу.

 К концу 80-х гг. применение ЭВМ в учебном процессе организа­ционно представлено двумя направлениями:

1. Создание компьютерных классов.

Цель: обучение навыкам программирования студентов.

 

2. Применение ЭВМ в лабораториях, где ЭВМ являлась или инстру­ментом для расчетов при выполнении лабораторных и других видов учебных заданий.

 ЭВМ используется как база для САПР.

О высокой подготовке студентов по вычислительной технике и программи­рованию свидетельствовала:

- хорошая успеваемость в процессе обучения,

- участие студентов ММИ в различных конкурсах и олимпиадах, проводимых на областном, республиканском и всесоюзном уровнях.

Например, в 1989–1990 учебном году во 2-м туре Всесоюзной олимпиады по программированию «Студент и научно-технический прогресс» команда автомобильного факультета заняла 1 место (ГА Моги­левской обл., ф. 2793, о. 1, д. 979, с. 9).

 В 1997 г. институт получил доступ к всемирной глобальной компью­терной сети Интернет.

В 1999–2000 учебном году в институте 4 аудитории оборудованы видеоаппаратурой,

в 3-х аудиториях имелась кинопроекционная аппара­тура,

в 15 установлены стационарные экраны для использования в учебном процессе кодоскопов.

На кафедре «Белорусский, русский и иностранные языки» одна аудитория использовалась для просмотра программ спутнико­вого телевидения.

Институт располагал 352 персо­нальными компью­терами. Из них 201 компьютер установлен в 20 учебных классах.
(заключение комиссии по итогам аттестации и аккредитации на статус высшего учебного заведения университетского типа Могилевского машинострои­тельного института. Минск, 2000. С. 23–30).

 





Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: