С открытием института одной из важнейших задач преподавателей и сотрудников становится налаживание учебного процесса.
Ее решение связано с выполнением большого объема работ, тем более, что приходилось все начинать «с нуля».
Учебный процесс традиционно складывался
из лекций,
практических и лабораторных занятий,
курсовых проектов,
расчетно-графических работ,
консультаций,
зачетов и экзаменов,
учебной и производственной практики,
дипломного проектирования.
Лекции читались высококвалифицированными специалистами, имеющими ученые степени и звания, и наиболее подготовленными старшими преподавателями.
На практических занятиях обращалось внимание на решение задач, перечень которых в обязательном порядке утверждался на всех кафедрах. Акцент делался на практическом применении теоретических положений лекционного материала. Многие лабораторные работы содержали научно-исследовательские элементы. При их проведении студентам предоставлялась максимальная самостоятельность.
|
|
Лабораторные занятия по большинству дисциплин проходили в лабораториях института,
на полигоне,
а по специальным дисциплинам в 60-е гг. – в производственных условиях.
На заводе «Строммашина», ТЭЦ и ЗИВ.
Таким образом, важнейшая задача руководства и ППС - это ПРИБЛИЗИТЬ содержание учебного процесса к производственным условиям.
УСПЕВАЕМОСТЬ СТУДЕНТОВ.
В разные годы по всем формам обучения конкурс составлял около 2-х человек на одно место.
На снижение успеваемости влияло в определенной степени и привлечение студентов на сельскохозяйственные работы, вследствие чего срок обучения в каждом учебном году фактически сокращался на 1 месяц и приходилось за меньший промежуток времени осваивать необходимый программный материал. Весьма ответственно стали относиться к отчислению студентов. В институте внедряется практика предварительного обсуждения отчисляемых студентов на комиссиях с привлечением кураторов и представителей общественных организаций. Окончательное решение об отчислении студентов принималось на заседаниях ректората с приглашением в необходимых случаях самих студентов.
Для обеспечения наглядности по текущей успеваемости студентов на каждой кафедре вывешивался экран, где отражались конкретные результаты учебы каждого студента по всем изучаемым дисциплинам.
Работа с неуспевающими организовывалась учебно-воспитательными комиссиями факультетов. На каждом факультете проводилась аттестация отстающих студентов с целью оказания им помощи в правильной организации самостоятельной работы.
|
|
Для улучшения работы со студентами первого курса:
1. В вузе создается методическая комиссия по работе со студентами 1 курсов».
2. Назначаются для работы со студентами 1 курса наиболее опытных и квалифицированных преподавателей.
3. Усиливается индивидуальная работа со студентами.
В результате проделанной работы отсев студентов уменьшился на 25%.
Организуются и проводятся в институте смотры-конкурсы на лучшую учебную группу. Группа-победитель награждалась грамотой комитета комсомола и туристической поездкой. Среди победителей были и 3 группы института, награжденные туристическими поездками в г. Ленинград и г. Ригу.
Интересным новшеством в организации учебного процесса в соответствии с приказом Министерства высшего и среднего специального образования СССР от 22.09.1986 г. № 660 явилось установление отдельным студентам старших курсов по представлению выпускающих кафедр и советов факультетов индивидуальных планов подготовки (в пределах сроков обучения).
Такими планами предусматривалось углубленное изучение курсов или разделов учебных дисциплин, знание которых диктовалось особенностями характера деятельности студентов на конкретном месте их будущей работы.
Принято постановление Совета института о разрешении студентам 3–5 курсов свободного посещения лекций, за исключением дисциплин военной подготовки.
Большое внимание уделяется организации учебного процесса для студентов – заочников. Для оказания помощи студентам, которые обучались на заочном факультете, в институте создан межвузовский УЧЕБНО-КОНСУЛЬТАТИВНЫЙ ПУНКТ, к которому прикреплялись студенты-заочники и из других вузов. Студентам читались лекции,
для них проводились практические и лабораторные занятия.
Они могли получить консультацию преподавателей по любому вопросу учебной программы. По изучаемым дисциплинам студенты могли до начала сессии сдать через систему УКП зачеты и экзамены, которые принимались ведущими преподавателями в последнюю неделю каждого месяца.
С целью совершенствования подготовки высококвалифицированных специалистов организуются УНПО, УНПК и филиалы кафедр на предприятиях. В 1975 г. организованы 2 учебно-научно-производственных объединения:
-Могилевский автомобильный завод им. С. М. Кирова – ММИ; - Могилевский лифтостроительный завод – ММИ.
В 1979 г. еще одно – дорожно-строительный трест № 3 – ММИ.
В 1987–1988 учебном году созданы 2 учебно-научно-производственных комплекса (УНПК):
ММИ – ПО «Химволокно»;
ММИ – завод «Могилевсельмаш».
С 1987 г. организован филиал кафедры «Оборудование и технология сварочного производства» в Могилевском научно-производственном объединении ПКТИАМ. Филиал размещался на территории объединения и использовалась материально-техническая база НПО.
В 1988 г. на базе Могилевского производственного объединения «Химволокно» им. В. И. Ленина создан филиал кафедры «Технология машиностроения».
Во второй половине 80-х гг. создаются и другие филиалы кафедр:на базе МоАЗ им. С. М. Кирова − филиал кафедры «Автоматизированное проектирование машин»;
на базе ГПО «Машудобрения» Министерства сельскохозяйст-венного и тракторного машиностроения СССР − филиал кафедры «Металлорежущие станки и инструменты»; на базе НПО ПКТИАМ − филиал кафедры «Подъемно-транспортные машины»;
на базе Могилевского отделения института физики Академии наук БССР − филиал кафедры «Физические методы контроля»;
с 1.01.1989 г. организован на Могилевском предприятии вычислительной техники и информатики филиал
кафедры АСУ.
Происходитразработка и использование в учебном процессе ТСО и компьютерных технологий.
В 60-е гг. в институте широко применялись технические средства обучения:
|
|
эпидиаскопы,
магнитофоны,
приборы «ЛЭТИ»,
машины «Ласточка», «Минчанка».
Значительное место в этот период отводится учебным кинофильмам. Для этих целей в институте были созданы 4 специально оборудованные киноаудитории.
Даже с позиций технических достижений и их использования на современном этапе уровень оснащения учебного процесса ТСО в 70-е гг. был достаточно высоким.
В 1979–1980 учебном году продемонстрированы 1476 учебных фильмов и кинофрагментов, 3745 диафильмов и проведено 1980 показов диапозитивов (ГА Могилевской обл., ф. 2793, о. 1, д. 478, с. 9).
Новым в использовании ТСО стало внедрение в учебный процесс с 1975–1976 учебного года телевидения. Первой в этом важном начинании являлась кафедра «Физика». В 1983 г. 3 кафедры института использовали учебное телевидение.
С самого начала становления института в учебном процессе использовалась вычислительная техника и программированное обучение. С этой целью в 1964–1965 учебном году в институте создается кабинет на 15 машин типа «Минчанка». В 1966–1967 учебном году класс по программированному обучению пополнился 10 машинами «Ласточка».
В 70-е гг. в учебном и научном процессе находит применение компьютерная и вычислительная техника. В 1974–1975 учебном году на кафедре «Автоматика и вычислительная техника» были организованы курсы по обучению преподавателей для работы на ЭВМ. Создается постоянно функционирующий кружок по изучению студентами программирования для ЭВМ. В конце 70-х гг. был достигнут значительный уровень в использовании вычислительной техники. В институте имелись ЭВМ «Минск-32», три ЭВМ «Наири», две ЭВМ «Проминь-2».
Уже в 1977–1978 учебном году 18 кафедр института широко применяли вычислительную технику при выполнении курсовых и дипломных проектов и проведении лабораторных работ.
26.12.1979 г. при поддержке и спонсорской помощи комбината «Белшина» институтом была получена ЭВМ ЕС-1022 и 15.03.1980 г. введена в эксплуатацию (ГА Могилевской обл., ф. 2793, о. 1, д. 519, с. 29).
Важным событием для института стало открытие в 1980–1981 учебном году информационно-вычислительного центра (ИВЦ) на базе ЭВМ «ЕС-1022» и «Минск-32». В 1982 г. был организован класс терминальных устройств на базе двух комплексов «ЕС-7906».
|
|
В связи с возросшим объемом вычислительных работ по учебному процессу приказом ректора от 8.04.1985 г. № 126 ИВЦ переводится на 3-сменную работу.
К концу 80-х гг. применение ЭВМ в учебном процессе организационно представлено двумя направлениями:
1. Создание компьютерных классов.
Цель: обучение навыкам программирования студентов.
2. Применение ЭВМ в лабораториях, где ЭВМ являлась или инструментом для расчетов при выполнении лабораторных и других видов учебных заданий.
ЭВМ используется как база для САПР.
О высокой подготовке студентов по вычислительной технике и программированию свидетельствовала:
- хорошая успеваемость в процессе обучения,
- участие студентов ММИ в различных конкурсах и олимпиадах, проводимых на областном, республиканском и всесоюзном уровнях.
Например, в 1989–1990 учебном году во 2-м туре Всесоюзной олимпиады по программированию «Студент и научно-технический прогресс» команда автомобильного факультета заняла 1 место (ГА Могилевской обл., ф. 2793, о. 1, д. 979, с. 9).
В 1997 г. институт получил доступ к всемирной глобальной компьютерной сети Интернет.
В 1999–2000 учебном году в институте 4 аудитории оборудованы видеоаппаратурой,
в 3-х аудиториях имелась кинопроекционная аппаратура,
в 15 установлены стационарные экраны для использования в учебном процессе кодоскопов.
На кафедре «Белорусский, русский и иностранные языки» одна аудитория использовалась для просмотра программ спутникового телевидения.
Институт располагал 352 персональными компьютерами. Из них 201 компьютер установлен в 20 учебных классах.
(заключение комиссии по итогам аттестации и аккредитации на статус высшего учебного заведения университетского типа Могилевского машиностроительного института. Минск, 2000. С. 23–30).