Исследовать особенности избирательности внимания.
|
Эмоции и чувства – взаимосвязанные, но различающиеся явления эмоциональной сферы личности.
Эмоции – психические процессы, состояния, протекающие в форме переживаний в данный момент, связанные с удовлетворением или неудовлетворением потребностей.
Эмоции – первоначальное впечатление, душевное волнение, реакция на предметы окружающей обстановки, например, радость, гнев, страх.
Эмоцией называют не само чувство любви к музыке, а состояние наслаждения, восхищения, которое переживает, испытывает человек.
Чувства – более длительное психическое состояние, более сложная форма отражения, свойственная только человеку. Устоявшееся, постоянное отношение личности к объекту своих потребностей. Характеризуется устойчивостью и длительностью, измеряемой месяцами и годами жизни. Например, чувство долга, собственного достоинства, гордость, стыд.
Физиологической основой эмоций являются процессы возбуждения и торможения в коре головного мозга, регулирующие силу и устойчивость этого явления.
|
|
Эмоции характеризуются:
- сдвигами вегетативных функций организма (частота сердечных сокращений, изменения артериального давления, сужение и расширение сосудов – происходит побледнение, покраснение лица).
- гуморальными системами - в соответствии с интенсивностью эмоций,
нарушается функционирование желез внутренней секреции (слезы от горя, пот от волнения.
Эмоции бывают:
1) по модальности переживаний:
- положительные - связаны с подъемом жизненного тонуса организма, удовлетворение физиологических, духовных, интеллектуальных потребностей человека.
- отрицательные (неудовлетворительные переживания) - снижают психическую активность человека, ведут к ухудшению деятельности, к падению трудоспособности.
По степени осознанности
- осознанные – управляемые эмоциональные состояния, сознательно передаваемые окружающим. Дают возможность осознавать взаимосвязанные эмоции, т. е. одновременное переживание противоположных эмоций. Например, оканчивая институт, студент испытывает и радость, и грусть, оттого что безвозвратно уходят студенческие годы
- неосознанные – происходят в нервной, эндокринной, пищеварительной и других системах организма.
По возможности регуляции
- регулируемые - эмоции, связанные с ломкой старого образа жизни, деятельности, завершение которых переживается как эмоция разрешения, облегчения.
- нерегулируемые – статические эмоции, переживание какого - либо состояния (радости, интереса, гнева, страха, удивления).
|
|
По активности
- стеничекие эмоции (греч. «стенос» – сила) – повышают энергию, побуждают к деятельности, к активности, к поступкам, вызывают подъем возбуждения, бодрость, радость, гнев, ненависть.
Человеку трудно молчать, не действовать активно. От радости человек готов «горы перевернуть». Переживая сочувствие к товарищу, человек ищет способ помочь ему.
- астенические эмоции (греч. «астенос» – слабость, бессилие) –
уменьшают активность, энергию человека, сокращают жизнедеятельность (печаль, тоска, уныние, подавленность). Характеризуется пассивностью, созерцательностью. Иногда, переживая сильное чувство, человек уходит в себя,
замыкается. Сочувствие тогда остается бесплодным, эмоциональным переживанием.
Опыт№29 (страница 212, Крылов).
Школа эмоциональных состояний Е.А. Зинченко
- Сильная отрицательная – сильное неудовлетворение, ярость, отчаяние, ужас.
- Слабое отрицательное – слабое неудовлетворение, гнев, огорчение, обида, тревога, страх.
- Нейтральное – спокойствие, уверенность.
- Слабое положительное – слабая удовлетворенность, удовольствие.
- Сильное положительное – сильное удовлетворение, радость, восторг.