ОПЫТ 28 (стр.128 Крылов)

Исследовать особенности избирательности внимания.

 

 

ТЕМА №5
Эмоции и чувства.

   Эмоции и чувства – взаимосвязанные, но различающиеся явления эмоциональной сферы личности.

   Эмоции – психические процессы, состояния, протекающие в форме переживаний в данный момент, связанные с удовлетворением или неудовлетворением потребностей.

  Эмоции – первоначальное впечатление, душевное волнение, реакция на предметы окружающей обстановки, например, радость, гнев, страх.

 Эмоцией называют не само чувство любви к музыке, а состояние наслаждения, восхищения, которое переживает, испытывает человек.

Чувства – более длительное психическое состояние, более сложная форма отражения, свойственная только человеку. Устоявшееся, постоянное отношение личности к объекту своих потребностей. Характеризуется устойчивостью и длительностью, измеряемой месяцами и годами жизни. Например, чувство долга, собственного достоинства, гордость, стыд.

Физиологической основой эмоций являются процессы возбуждения и торможения в коре головного мозга, регулирующие силу и устойчивость этого явления.

Эмоции характеризуются:

- сдвигами вегетативных функций организма (частота сердечных сокращений, изменения артериального давления, сужение и расширение сосудов – происходит побледнение, покраснение лица).

- гуморальными системами - в соответствии с интенсивностью эмоций,

 нарушается функционирование желез внутренней секреции (слезы от горя, пот от волнения.

Эмоции бывают:

1) по модальности переживаний:

- положительные - связаны с подъемом жизненного тонуса организма, удовлетворение физиологических, духовных, интеллектуальных потребностей человека.

- отрицательные (неудовлетворительные переживания) - снижают психическую активность человека, ведут к ухудшению деятельности, к падению трудоспособности.

По степени осознанности

- осознанные – управляемые эмоциональные состояния, сознательно передаваемые окружающим. Дают возможность осознавать взаимосвязанные эмоции, т. е. одновременное переживание противоположных эмоций. Например, оканчивая институт, студент испытывает и радость, и грусть, оттого что безвозвратно уходят студенческие годы

- неосознанные – происходят в нервной, эндокринной, пищеварительной и других системах организма.

По возможности регуляции

- регулируемые - эмоции, связанные с ломкой старого образа жизни, деятельности, завершение которых переживается как эмоция разрешения, облегчения.

- нерегулируемые – статические эмоции, переживание какого - либо состояния (радости, интереса, гнева, страха, удивления).

По активности

- стеничекие эмоции (греч. «стенос» – сила) – повышают энергию, побуждают к деятельности, к активности, к поступкам, вызывают подъем возбуждения, бодрость, радость, гнев, ненависть.

Человеку трудно молчать, не действовать активно. От радости человек готов «горы перевернуть». Переживая сочувствие к товарищу, человек ищет способ помочь ему.

- астенические эмоции (греч. «астенос» – слабость, бессилие) –

уменьшают активность, энергию человека, сокращают жизнедеятельность (печаль, тоска, уныние, подавленность). Характеризуется пассивностью, созерцательностью. Иногда, переживая сильное чувство, человек уходит в себя,

замыкается. Сочувствие тогда остается бесплодным, эмоциональным переживанием.

 

Опыт№29 (страница 212, Крылов).

Школа эмоциональных состояний Е.А. Зинченко

  1. Сильная отрицательная – сильное неудовлетворение, ярость, отчаяние, ужас.
  2. Слабое отрицательное – слабое неудовлетворение, гнев, огорчение, обида, тревога, страх.
  3. Нейтральное – спокойствие, уверенность.
  4. Слабое положительное – слабая удовлетворенность, удовольствие.
  5. Сильное положительное – сильное удовлетворение, радость, восторг.

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: