Оценка психических состояний

Самооценка психических состояний (по Г. Айзенку)

                (В.А. Семиченко «Психические состояния». – С.78).

Вводные замечания

Психические состояния – целостная характеристика психической деятельности личности, показывающая своеобразие психических процессов,

предшествующего состояния и психических свойств личности.

Данная методика даёт возможность исследовать некоторые психические состояния: тревожность, фрустрацию, агрессивность, ригидность.

Тревожность – проявляется как сильное душевное волнение, беспокойство, встревоженность.

Фрустрация – характеризуется дезорганизацией сознания и деятельности личности, вызванной препятствиями к достижению цели.

Фрустрация – переживание неудачи. Сопровождается раздражительностью, отчаянием, разочарованием, досадой, депрессией («жизнь безнадёжна», впереди нет ничего хорошего).

Агрессивность – выражается враждебностью, стремлением причинить неприятность, нанести вред.

Ригидность – обусловленна неподатливостью, трудностью приспособления к меняющимся условиям, заторможенностью, негибкостью мышления. 

 

Цель: исследовать психические состояния методом самооценки.

Оборудование: ряд суждений.

Ход работы:

1. Работа группой.

2. Э. Зачитывает суждение, И. в цифровом бланке оценивает его в соответствии с эмоциональным состоянием по 3-ёх бальной системе:

 

3- полностью согласен;

2 – частично согласен;

1 – сомневаюсь;

0 – не согласен.

3. Определяется доминирующее психическое состояние.

Выполнение работы

 

1 11                    21               31

2 12                    22               32

3 13                    23               33

4 14                    24               34

5 15                    25               35

6 16                    26               36

7 17                    27               37

8 18                    28               38

          9                          19                    29               39

          10                         20                     30                40                             

сумма баллов             сумма баллов        сумма баллов  сумма баллов                             

1 группа                        2 группа                3 группа            4 группа
тревожность             фрустрация         агрессивность  ригидность

 


Обработка результатов

1. Подсчитывается сумма баллов по каждой из 4 групп вопросов.

2. Наибольшая сумма баллов по группам выражает доминирующее

состояние.

Критерии оценок ( см. наглядность)

ТЕМА 6

ЛИЧНОСТЬ

План.

1. Понятие о личности. Человек, индивид, индивидуальность.

  1. Основные подходы к изучению личности.
  2. Психологическая структура личности.

Реальность, которая описывается понятием "личность", про­является уже в этимологии этого термина. Слово "личность" (регsоnа) первоначально относилось к актерским маскам (в рим­ском театре маска актера называлась "личина" — лицо, обращен­ное к аудитории), которые были закреплены за определенными типами действующих лиц. Затем это слово стало означать самого актера и его роль. У римлян слово "регsоnа" употреблялось обяза­тельно с указанием определенной социальной функции роли (лич­ность отца, личность царя, личность судьи). Таким образом, лич­ность по первоначальному значению — это определенная соци­альная роль или функция человека.

Сегодня психология трактует личность как социально-психо­логическое образование, которое формируется благодаря жизни человека в обществе. Человек как общественное существо приоб­ретает новые (личностные) качества, когда вступает в отношения с другими людьми и эти отношения становятся "образующими" его личность. У индивида в момент рождения еще нет этих приоб­ретаемых (личностных) качеств.

Поскольку личность чаще всего определяют как человека в сово­купности его социальных, приобретенных качеств, это значит, что к числу личностных не относятся такие особенности человека, ко­торые природно обусловлены и не зависят от его жизни в обще­стве. К числу личностных не относятся психологические качества человека, характеризующие его познавательные процессы или индивидуальный стиль деятельности, за исключением тех, которые проявляются в отношениях к людям в обществе. В понятие "личность" обычно включают такие свойства, которые являются более или менее устойчивыми и свидетельствуют об индивиду­альности человека, определяя его значимые для людей черты и поступки.

По определению Р.С.Немова, личность— это человек, взятый в системе таких его психологических характеристик, которые социально обусловлены, проявляются в общественных по природе связях и отношениях, являются устойчивыми и определяют нравственные поступки человека, имеющие существенное значение для него самого» окружающих.

Наряду с понятием "личность" употребляются термины "че­ловек", "индивид", "индивидуальность". Содержательно эти по­нятия переплетены между собой. Именно поэтому анализ каждого из этих понятий, их соотношение с понятием "личность" позволит более полно раскрыть последнее                              

 

 

 

 

 

Человек

 

 

Индивид  

 

Личность  

Индивидуальность

 

   

 

   
 

 

 

. Соотношение объемов понятий "человек", "индивид" и "индивидуальность" с понятием "личность"

Человек — это родовое понятие, указывающее на отнесенность существа к высшей ступени развития живой природы — к челове­ческому роду. В понятии "человек" утверждается генетическая предопределенность развития собственно человеческих признаков и | качеств.

Специфические человеческие способности и свойства (речь, сознание, трудовая деятельность и пр.) не передаются людям в порядке биологической наследственности, а формируются при­жизненно, в процессе усвоения культуры, созданной предшеству­ющими поколениями. Никакой личный опыт человека не может привести к тому, чтобы у него самостоятельно сформировались ло­гическое мышление и системы понятий. Участвуя в труде и раз­личных формам общественной деятельности, люди развивают в себе те специфические человеческие способности, которые уже сформировались у человечества. Как живое существо человек под­чиняется основным биологическим и физиологическим законам, как социальное — законам развития общества.

Индивид — это единичный представитель вида "homo sapiens". Как индивиды люди отличаются друг от друга не только морфо­логическими особенностями (такими, как рост, телесная консти­туция и цвет глаз), по и психологическими свойствами (способ­ностями, темпераментом, эмоциональностью).

Индивидуальность — это единство неповторимых личностных свойств конкретного человека. Это своеобразие его психофизио­логической структуры (тип темперамента, физические и психические особенности, интеллект, мировоззрение, жизненный опыт).

При всей многогранности понятия "индивидуальность" оно в первую очередь обозначает духовные качества человека. Сущност­ное определение индивидуальности связано не столько с поняти­ями "особенность", "неповторимость", сколько с понятиями "целостность", "единство", "самобытность", "авторство", "соб­ственный способ жизни". Сущность индивидуальности связана с самобытностью индивида, его способностью быть самим собой, быть независимым и самостоятельным.

Соотношение индивидуальности и личности определяется тем, что это два способа бытия человека, два его различных определе­ния. Несовпадение же этих понятий проявляется, в частности, в том, что существуют два отличающихся процесса становления личности и индивидуальности.

Становление личности есть процесс социализации человека, который состоит в освоении им своей родовой, общественной сущности. Это освоение всегда осуществляется в конкретно-исто­рических обстоятельствах жизни человека. Становление личности связано с принятием индивидом выработанных в обществе социальных функций и ролей, социальных норм и правил поведения, с формированием умений строить отношения с другими людьми. Сформированная личность есть субъект свободного, самостоятель­ного и ответственного поведения в социуме.

Становление идивидуальности есть процесс индивидуализа­ции объекта. Индивидуализация — это процесс самоопределения и обособления личности, ее выделенность из сообщества, оформление ее отдельности, уникальности и неповторимости. Ставшая индивидуальностью личность — это самобытный, активно и твор­чески проявляющий себя в жизни человек.

В понятиях "личность" и "индивидуальность" зафиксированы различные стороны, разные измерения духовной сущности чело­века. Суть этого различия хорошо выражена в языке. Со словом "личность" обычно употребляют такие эпитеты, как "сильная", "энергичная", "независимая", подчеркивая тем самым ее деятельностную представленность в глазах других. Об индивидуальности мы чаще говорим: "яркая", "неповторимая", "творческая", имея в виду качества самостоятельной сущности.

 

-2-

С конца 30-х гг. нашего столетия в психологии личности нача­лась активная дифференциация направлений исследований. В ре­зультате ко второй половине нашего века сложилось много раз­личных теорий личности: бихевиористская, гештальт-психологическая, психоаналитическая, когнитивная и гуманистическая.

В соответствии с бихевиористской теорией личности (основопо­ложником которой является американский ученый Д.Уотсон; 1878—1958) психология должна заниматься не душевными явле­ниями, недоступными научному наблюдению, а поведением. За­дачу психологии Д.Уотсон видел в том, чтобы научиться "про­считывать" и программировать поведение личности.

Основоположники гештальт-психологической теории личнос­ти Т.Вертгеймер, В.Келер и К.Левин выдвинули идею изучения психики с точки зрения целостных структур — гсштальтов (нем. gestalt — образ). Построение психического образа происходит как мгновенное "схватывание" его структуры.

Психоаналитическая теория личности (З.Фрейд) анализирует поступки личности исходя не только из сферы сознания, но и глубинной структуры подсознания, выделяя потребности в каче­стве движущего ее поступками фактора.

Когнитивная теория личности (У.Найссер, А.Пайвио) главную роль в объяснении поведения личности отводит знаниям (лат. cognito — знания). Гуманистическая теория личности (Г.Олпорт, К.Роджерс, A.Maлоу) объясняет поведение личности исходя из стремления человека к самоактуализации, реализации всех своих возможностей.

Среди рассмотренных теорий можно выделить три практичес­ки не пересекающиеся ориентации: биогенетическую, социогенетическую и персонологическую.

1. Биогенетическая ориентация исходит из того, что развитие человека, как и всякого другого организма, есть онтогенез (про­цесс индивидуального развития организма) с заложенной в нем филогенетической (исторически обусловленной) программой, а следовательно, его основные закономерности, стадии и свойства одинаковы. Социокультурные и ситуативные факторы лишь на­кладывают свой отпечаток на форму их протекания.

Наибольшую известность среди концепций этой ориентации (причем не только в психологии) получила теория, разработан­ная З.Фрейдом. Самосознание человека З.Фрейд сравнивал с вер­шиной айсберга. Он считал, что лишь незначительная часть того, что на самом деле происходит в душе человека и характеризует его как личность, осознается им актуально. Только небольшую часть своих поступков человек в состоянии правильно понять и объяснить. Основная же часть его опыта и личности находится вне сферы сознания, и только специальные процедуры, разработан­ные в психоанализе, позволяют проникнуть в нее.

Структура личности, по З.Фрейду, состоит из трех компонен­тов, или уровней: "Оно", "Я", "Сверх-Я". "Оно" — бессозна­тельная часть психики, бурлящий котел биологических врожден­ных инстинктивных влечений. "Оно" насыщено сексуальной энер­гией — либидо. Человек есть замкнутая энергетическая система, причем количество энергии у каждого человека — постоянная ве­личина. Будучи бессознательным и иррациональным, "Оно" под­чиняется принципу удовольствия, т.е. удовольствие и счастье есть главные цели в жизни человека (первый принцип поведения). Вто­рой принцип поведения — гомеостаз — тенденция к сохранению

внутреннего равновесия.

"Я" представлено сознанием. Это, как правило, самосознание человека, восприятие и оценка им самим собственной личности и поведения. "Я" ориентируется на реальность.

"Сверх-Я" представлено как на сознательном, так и на под­сознательном уровнях. "Сверх-Я" руководствуется идеальными представлениями — принятыми в обществе нормами морали и ценностями. Несознаваемые влечения, идущие от "Оно", чаще всего нахо­дятся в состоянии конфликта с тем, что содержится в "Сверх-Я", т.е. с социальными и нравственными нормами поведения. Конф­ликт разрешается с помощью "Я", т.е. сознания, которое, дей­ствуя в соответствии с принципами реальности и рациональнос­ти, стремится разумно примирить обе стороны таким образом, чтобы влечения "Оно" были в максимальной степени удовлетво­рены и при этом не были нарушены нормы морали.

2. Социогенетическая ориентация ставит во главу угла процессы социализации и научения в широком смысле слова, утверждая, что психологические возрастные изменения зависят прежде всего от сдвигов в общественном положении, системы социальных ро­лей, прав и обязанностей, короче — от структуры социальной деятельности индивида.

По мнению теоретиков-бихсвиористов, социальные роли лю­дей и большинство форм социального поведения личности скла­дываются в результате наблюдений над такими социальными мо­делями, которые задают родители, учителя, товарищи и другие члены социума. Индивидуальные различия в поведении людей яв­ляются, согласно теории социального научения, результатом взаимодействия и взаимоотношений с разными людьми. Личность при таком подходе — это результат взаимодействия между инди­видом с его способностями, прошлым опытом, ожиданиями и т.д. и окружающего его средой.

3. Персонологическая (личностно-центрированная) ориентация выдвигает на первый план сознание и самосознание субъекта, исходя из того, что основу развития личности составляет творчес­кий процесс формирования и реализации ее собственных жиз­ненных целей и ценностей. Это направление определяется как гу­манистическое и ассоциируется с такими именами, как К.Род­жерс, А. Маслоу и др. Суть гуманистической ориентации в изуче­нии личности состоит в отказе от манипулятивного подхода и выделении личности в качестве высшей социальной ценности. Гу­манистический подход помогает раскрыть возможности личности путем соответствующей организации межличностных отношений. Согласно этому подходу, человек может проявить своеобразие и неповторимость собственного "я" лишь при полной открытости в выражении своих чувств, отказе от психологической защиты.

Поскольку каждая из этих моделей отражает реальные стороны развития личности, спор по принципу "или-или" не имеет смыс­ла. В качестве основания для интеграции ранее названных подходов к пониманию личности в отечественной психологии предла­гается историко-эколюционный подход, в котором антропологи­ческие свойства человека и социально-исторический образ жизни выступают как предпосылки и результат развития личности. В кон­тексте данного подхода подлинным основанием и движущей си­лой развития личности является совместная деятельность, благо­даря которой происходит индивидуализация личности. Формиро­вание и развитие этого направления — заслуга Л.С.Выготского (1836-1904) и А.Н.Леонтьева (1903-1979). Эта теория в отече­ственной психологии носит название теории деятельности.

В отечественной психологии можно выделить и ряд других теорий.

Основоположники теории отношений — А.Ф.Лазурский (1874— 1917), В.Н.Мясищев (1892—1973) — считали, что "ядро" лично­сти составляет система ее отношений к внешнему миру и к само­му себе, которая формируется под воздействием отражения со­знанием человека окружающей действительности.

Согласно теории общения — Б.Ф.Ломов (1927—1989), А.А.Бодалев, К.А.Абульханова-Славская — личность формируется и разви­вается в процессе общения в системе существующих социальных связей и отношений.

Теория установки — Д.Н.Узнадзе (1886—1950), А.С.Прангишвили — развивает представление об установке как готовности лич­ности к восприятию будущих событий в определенном направле­нии действий, что является основой ее целесообразной избира­тельной активности.

Структура личности.

Различают статистическую и динамическую структуры лично­сти. Под статистической структурой понимается отвлеченная от реально функционирующей личности абстрактная модель, харак­теризующая основные компоненты психики индивида. Основанием для выделения параметров личности в ее статистической моде­ли является различие всех компонентов психики человека «о сте­пени их представленности в структуре личности. Выделяют следу­ющие составляющие:

всеобщие свойства психики, т.е. общие для всех людей (ощущения, восприятие, мышление, эмоции);

социально-специфические особенности, т.е. присущие только тем, или иным группам людей или общностям (социальные установки, ценностные ориентации); индивидуально-неповторимые свойства психики, т.е. характери­зующие индивидуально-типологические особенности, свойствен­ные только той или иной конкретной личности (темперамент, характер, способности).

В отличие от статистической модели структуры личности мо­дель динамической структуры фиксирует основные компоненты в психике индивида уже не отвлеченно от каждодневного существо­вания человека, а наоборот, лишь в непосредственном контексте человеческой жизнедеятельности. В каждый конкретный момент своей жизни человек предстает не как набор тех или иных образо­ваний, а как личность, пребывающая в определенном психичес­ком состоянии, которое так или иначе отражается на сиюминут­ном поведении индивида. Если мы начинаем рассматривать ос­новные компоненты статистической структуры личности в их движении изменении, взаимодействии и живой циркуляции, то тем самым совершаем переход от статистической к динамической структуре личности.

Наиболее распространенной является предложенная К.Плато­новым концепция динамической функциональной структуры лич­ности, которая выделяет детерминанты, определяющие тс или иные свойства и особенности психики человека, обусловленные социальным, биологическим и индивидуальным жизненным опы­том (табл.).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: