Самооценка психических состояний (по Г. Айзенку)
(В.А. Семиченко «Психические состояния». – С.78).
Вводные замечания
Психические состояния – целостная характеристика психической деятельности личности, показывающая своеобразие психических процессов,
предшествующего состояния и психических свойств личности.
Данная методика даёт возможность исследовать некоторые психические состояния: тревожность, фрустрацию, агрессивность, ригидность.
Тревожность – проявляется как сильное душевное волнение, беспокойство, встревоженность.
Фрустрация – характеризуется дезорганизацией сознания и деятельности личности, вызванной препятствиями к достижению цели.
Фрустрация – переживание неудачи. Сопровождается раздражительностью, отчаянием, разочарованием, досадой, депрессией («жизнь безнадёжна», впереди нет ничего хорошего).
Агрессивность – выражается враждебностью, стремлением причинить неприятность, нанести вред.
Ригидность – обусловленна неподатливостью, трудностью приспособления к меняющимся условиям, заторможенностью, негибкостью мышления.
|
|
Цель: исследовать психические состояния методом самооценки.
Оборудование: ряд суждений.
Ход работы:
1. Работа группой.
2. Э. Зачитывает суждение, И. в цифровом бланке оценивает его в соответствии с эмоциональным состоянием по 3-ёх бальной системе:
3- полностью согласен;
2 – частично согласен;
1 – сомневаюсь;
0 – не согласен.
3. Определяется доминирующее психическое состояние.
Выполнение работы
1 11 21 31
2 12 22 32
3 13 23 33
4 14 24 34
5 15 25 35
6 16 26 36
7 17 27 37
8 18 28 38
9 19 29 39
10 20 30 40
сумма баллов сумма баллов сумма баллов сумма баллов
1 группа 2 группа 3 группа 4 группа
тревожность фрустрация агрессивность ригидность
Обработка результатов
1. Подсчитывается сумма баллов по каждой из 4 групп вопросов.
2. Наибольшая сумма баллов по группам выражает доминирующее
состояние.
Критерии оценок ( см. наглядность)
ТЕМА 6
ЛИЧНОСТЬ
План.
1. Понятие о личности. Человек, индивид, индивидуальность.
|
|
- Основные подходы к изучению личности.
- Психологическая структура личности.
Реальность, которая описывается понятием "личность", проявляется уже в этимологии этого термина. Слово "личность" (регsоnа) первоначально относилось к актерским маскам (в римском театре маска актера называлась "личина" — лицо, обращенное к аудитории), которые были закреплены за определенными типами действующих лиц. Затем это слово стало означать самого актера и его роль. У римлян слово "регsоnа" употреблялось обязательно с указанием определенной социальной функции роли (личность отца, личность царя, личность судьи). Таким образом, личность по первоначальному значению — это определенная социальная роль или функция человека.
Сегодня психология трактует личность как социально-психологическое образование, которое формируется благодаря жизни человека в обществе. Человек как общественное существо приобретает новые (личностные) качества, когда вступает в отношения с другими людьми и эти отношения становятся "образующими" его личность. У индивида в момент рождения еще нет этих приобретаемых (личностных) качеств.
Поскольку личность чаще всего определяют как человека в совокупности его социальных, приобретенных качеств, это значит, что к числу личностных не относятся такие особенности человека, которые природно обусловлены и не зависят от его жизни в обществе. К числу личностных не относятся психологические качества человека, характеризующие его познавательные процессы или индивидуальный стиль деятельности, за исключением тех, которые проявляются в отношениях к людям в обществе. В понятие "личность" обычно включают такие свойства, которые являются более или менее устойчивыми и свидетельствуют об индивидуальности человека, определяя его значимые для людей черты и поступки.
По определению Р.С.Немова, личность— это человек, взятый в системе таких его психологических характеристик, которые социально обусловлены, проявляются в общественных по природе связях и отношениях, являются устойчивыми и определяют нравственные поступки человека, имеющие существенное значение для него самого» окружающих.
Наряду с понятием "личность" употребляются термины "человек", "индивид", "индивидуальность". Содержательно эти понятия переплетены между собой. Именно поэтому анализ каждого из этих понятий, их соотношение с понятием "личность" позволит более полно раскрыть последнее
Человек | |||
| Индивид |
| |
Личность | |||
Индивидуальность | |||
|
| ||
|
. Соотношение объемов понятий "человек", "индивид" и "индивидуальность" с понятием "личность"
Человек — это родовое понятие, указывающее на отнесенность существа к высшей ступени развития живой природы — к человеческому роду. В понятии "человек" утверждается генетическая предопределенность развития собственно человеческих признаков и | качеств.
Специфические человеческие способности и свойства (речь, сознание, трудовая деятельность и пр.) не передаются людям в порядке биологической наследственности, а формируются прижизненно, в процессе усвоения культуры, созданной предшествующими поколениями. Никакой личный опыт человека не может привести к тому, чтобы у него самостоятельно сформировались логическое мышление и системы понятий. Участвуя в труде и различных формам общественной деятельности, люди развивают в себе те специфические человеческие способности, которые уже сформировались у человечества. Как живое существо человек подчиняется основным биологическим и физиологическим законам, как социальное — законам развития общества.
|
|
Индивид — это единичный представитель вида "homo sapiens". Как индивиды люди отличаются друг от друга не только морфологическими особенностями (такими, как рост, телесная конституция и цвет глаз), по и психологическими свойствами (способностями, темпераментом, эмоциональностью).
Индивидуальность — это единство неповторимых личностных свойств конкретного человека. Это своеобразие его психофизиологической структуры (тип темперамента, физические и психические особенности, интеллект, мировоззрение, жизненный опыт).
При всей многогранности понятия "индивидуальность" оно в первую очередь обозначает духовные качества человека. Сущностное определение индивидуальности связано не столько с понятиями "особенность", "неповторимость", сколько с понятиями "целостность", "единство", "самобытность", "авторство", "собственный способ жизни". Сущность индивидуальности связана с самобытностью индивида, его способностью быть самим собой, быть независимым и самостоятельным.
Соотношение индивидуальности и личности определяется тем, что это два способа бытия человека, два его различных определения. Несовпадение же этих понятий проявляется, в частности, в том, что существуют два отличающихся процесса становления личности и индивидуальности.
Становление личности есть процесс социализации человека, который состоит в освоении им своей родовой, общественной сущности. Это освоение всегда осуществляется в конкретно-исторических обстоятельствах жизни человека. Становление личности связано с принятием индивидом выработанных в обществе социальных функций и ролей, социальных норм и правил поведения, с формированием умений строить отношения с другими людьми. Сформированная личность есть субъект свободного, самостоятельного и ответственного поведения в социуме.
Становление идивидуальности есть процесс индивидуализации объекта. Индивидуализация — это процесс самоопределения и обособления личности, ее выделенность из сообщества, оформление ее отдельности, уникальности и неповторимости. Ставшая индивидуальностью личность — это самобытный, активно и творчески проявляющий себя в жизни человек.
|
|
В понятиях "личность" и "индивидуальность" зафиксированы различные стороны, разные измерения духовной сущности человека. Суть этого различия хорошо выражена в языке. Со словом "личность" обычно употребляют такие эпитеты, как "сильная", "энергичная", "независимая", подчеркивая тем самым ее деятельностную представленность в глазах других. Об индивидуальности мы чаще говорим: "яркая", "неповторимая", "творческая", имея в виду качества самостоятельной сущности.
-2-
С конца 30-х гг. нашего столетия в психологии личности началась активная дифференциация направлений исследований. В результате ко второй половине нашего века сложилось много различных теорий личности: бихевиористская, гештальт-психологическая, психоаналитическая, когнитивная и гуманистическая.
В соответствии с бихевиористской теорией личности (основоположником которой является американский ученый Д.Уотсон; 1878—1958) психология должна заниматься не душевными явлениями, недоступными научному наблюдению, а поведением. Задачу психологии Д.Уотсон видел в том, чтобы научиться "просчитывать" и программировать поведение личности.
Основоположники гештальт-психологической теории личности Т.Вертгеймер, В.Келер и К.Левин выдвинули идею изучения психики с точки зрения целостных структур — гсштальтов (нем. gestalt — образ). Построение психического образа происходит как мгновенное "схватывание" его структуры.
Психоаналитическая теория личности (З.Фрейд) анализирует поступки личности исходя не только из сферы сознания, но и глубинной структуры подсознания, выделяя потребности в качестве движущего ее поступками фактора.
Когнитивная теория личности (У.Найссер, А.Пайвио) главную роль в объяснении поведения личности отводит знаниям (лат. cognito — знания). Гуманистическая теория личности (Г.Олпорт, К.Роджерс, A.Maлоу) объясняет поведение личности исходя из стремления человека к самоактуализации, реализации всех своих возможностей.
Среди рассмотренных теорий можно выделить три практически не пересекающиеся ориентации: биогенетическую, социогенетическую и персонологическую.
1. Биогенетическая ориентация исходит из того, что развитие человека, как и всякого другого организма, есть онтогенез (процесс индивидуального развития организма) с заложенной в нем филогенетической (исторически обусловленной) программой, а следовательно, его основные закономерности, стадии и свойства одинаковы. Социокультурные и ситуативные факторы лишь накладывают свой отпечаток на форму их протекания.
Наибольшую известность среди концепций этой ориентации (причем не только в психологии) получила теория, разработанная З.Фрейдом. Самосознание человека З.Фрейд сравнивал с вершиной айсберга. Он считал, что лишь незначительная часть того, что на самом деле происходит в душе человека и характеризует его как личность, осознается им актуально. Только небольшую часть своих поступков человек в состоянии правильно понять и объяснить. Основная же часть его опыта и личности находится вне сферы сознания, и только специальные процедуры, разработанные в психоанализе, позволяют проникнуть в нее.
Структура личности, по З.Фрейду, состоит из трех компонентов, или уровней: "Оно", "Я", "Сверх-Я". "Оно" — бессознательная часть психики, бурлящий котел биологических врожденных инстинктивных влечений. "Оно" насыщено сексуальной энергией — либидо. Человек есть замкнутая энергетическая система, причем количество энергии у каждого человека — постоянная величина. Будучи бессознательным и иррациональным, "Оно" подчиняется принципу удовольствия, т.е. удовольствие и счастье есть главные цели в жизни человека (первый принцип поведения). Второй принцип поведения — гомеостаз — тенденция к сохранению
внутреннего равновесия.
"Я" представлено сознанием. Это, как правило, самосознание человека, восприятие и оценка им самим собственной личности и поведения. "Я" ориентируется на реальность.
"Сверх-Я" представлено как на сознательном, так и на подсознательном уровнях. "Сверх-Я" руководствуется идеальными представлениями — принятыми в обществе нормами морали и ценностями. Несознаваемые влечения, идущие от "Оно", чаще всего находятся в состоянии конфликта с тем, что содержится в "Сверх-Я", т.е. с социальными и нравственными нормами поведения. Конфликт разрешается с помощью "Я", т.е. сознания, которое, действуя в соответствии с принципами реальности и рациональности, стремится разумно примирить обе стороны таким образом, чтобы влечения "Оно" были в максимальной степени удовлетворены и при этом не были нарушены нормы морали.
2. Социогенетическая ориентация ставит во главу угла процессы социализации и научения в широком смысле слова, утверждая, что психологические возрастные изменения зависят прежде всего от сдвигов в общественном положении, системы социальных ролей, прав и обязанностей, короче — от структуры социальной деятельности индивида.
По мнению теоретиков-бихсвиористов, социальные роли людей и большинство форм социального поведения личности складываются в результате наблюдений над такими социальными моделями, которые задают родители, учителя, товарищи и другие члены социума. Индивидуальные различия в поведении людей являются, согласно теории социального научения, результатом взаимодействия и взаимоотношений с разными людьми. Личность при таком подходе — это результат взаимодействия между индивидом с его способностями, прошлым опытом, ожиданиями и т.д. и окружающего его средой.
3. Персонологическая (личностно-центрированная) ориентация выдвигает на первый план сознание и самосознание субъекта, исходя из того, что основу развития личности составляет творческий процесс формирования и реализации ее собственных жизненных целей и ценностей. Это направление определяется как гуманистическое и ассоциируется с такими именами, как К.Роджерс, А. Маслоу и др. Суть гуманистической ориентации в изучении личности состоит в отказе от манипулятивного подхода и выделении личности в качестве высшей социальной ценности. Гуманистический подход помогает раскрыть возможности личности путем соответствующей организации межличностных отношений. Согласно этому подходу, человек может проявить своеобразие и неповторимость собственного "я" лишь при полной открытости в выражении своих чувств, отказе от психологической защиты.
Поскольку каждая из этих моделей отражает реальные стороны развития личности, спор по принципу "или-или" не имеет смысла. В качестве основания для интеграции ранее названных подходов к пониманию личности в отечественной психологии предлагается историко-эколюционный подход, в котором антропологические свойства человека и социально-исторический образ жизни выступают как предпосылки и результат развития личности. В контексте данного подхода подлинным основанием и движущей силой развития личности является совместная деятельность, благодаря которой происходит индивидуализация личности. Формирование и развитие этого направления — заслуга Л.С.Выготского (1836-1904) и А.Н.Леонтьева (1903-1979). Эта теория в отечественной психологии носит название теории деятельности.
В отечественной психологии можно выделить и ряд других теорий.
Основоположники теории отношений — А.Ф.Лазурский (1874— 1917), В.Н.Мясищев (1892—1973) — считали, что "ядро" личности составляет система ее отношений к внешнему миру и к самому себе, которая формируется под воздействием отражения сознанием человека окружающей действительности.
Согласно теории общения — Б.Ф.Ломов (1927—1989), А.А.Бодалев, К.А.Абульханова-Славская — личность формируется и развивается в процессе общения в системе существующих социальных связей и отношений.
Теория установки — Д.Н.Узнадзе (1886—1950), А.С.Прангишвили — развивает представление об установке как готовности личности к восприятию будущих событий в определенном направлении действий, что является основой ее целесообразной избирательной активности.
Структура личности.
Различают статистическую и динамическую структуры личности. Под статистической структурой понимается отвлеченная от реально функционирующей личности абстрактная модель, характеризующая основные компоненты психики индивида. Основанием для выделения параметров личности в ее статистической модели является различие всех компонентов психики человека «о степени их представленности в структуре личности. Выделяют следующие составляющие:
всеобщие свойства психики, т.е. общие для всех людей (ощущения, восприятие, мышление, эмоции);
социально-специфические особенности, т.е. присущие только тем, или иным группам людей или общностям (социальные установки, ценностные ориентации); индивидуально-неповторимые свойства психики, т.е. характеризующие индивидуально-типологические особенности, свойственные только той или иной конкретной личности (темперамент, характер, способности).
В отличие от статистической модели структуры личности модель динамической структуры фиксирует основные компоненты в психике индивида уже не отвлеченно от каждодневного существования человека, а наоборот, лишь в непосредственном контексте человеческой жизнедеятельности. В каждый конкретный момент своей жизни человек предстает не как набор тех или иных образований, а как личность, пребывающая в определенном психическом состоянии, которое так или иначе отражается на сиюминутном поведении индивида. Если мы начинаем рассматривать основные компоненты статистической структуры личности в их движении изменении, взаимодействии и живой циркуляции, то тем самым совершаем переход от статистической к динамической структуре личности.
Наиболее распространенной является предложенная К.Платоновым концепция динамической функциональной структуры личности, которая выделяет детерминанты, определяющие тс или иные свойства и особенности психики человека, обусловленные социальным, биологическим и индивидуальным жизненным опытом (табл.).