Обработка результатов

  1.  Э. значком * обозначает обратные вопросы: 3, 4, 9, 10, 13, 15, 21, 22, 27, 28.
  2.  Расшифровуется заполненная карта:

 перекодируются оценки в ряду

Ø от 1 до 7 - в обратных вопросах.

Ø  от 7 до 1 - в прямых вопросах, т.е. позитивные состояния всегда имеют высокий балл, негативные - низкий.

3.  Подсчитывается сумма балов отдельно для:

самочувствия:  пары № 1, 4, 7, 10, 13, 16, 19, 22, 25, 28 и определяется среднее арифметическое полученных баллов (сумму баллов делим на количество вопросов – 10).

активности:   2, 5, 8, 11, 14, 17, 20, 23, 26, 29

настроения:   3, 6, 9, 12, 15, 18, 21, 24, 27, 30

                                   Критерий оценок

Нормы: Самочувствие -  5,4

        Активность - 5,0

        Настроение - 5,1

Вывод

Методом самооценки мы выявили уровень активности испытуемого:

- самочувствие ниже нормы (4,8 баллов), что говорит о плохом чувствии И., слабости, разбитости;

- активность - показатели движения, скорости, темпа психических процессов

соответствуют норме (5,0 баллов);

- настроение - выше нормы (5,5баллов), что говорит о повышенном эмоциональном состоянии.

В общем, все эти показатели свидетельствуют о среднем уровне активности И.

 

Опыт № 32(а)

ВЫЯВЛЕНИЕ УРОВНЯ ТРЕВОЖНОСТИ

(В.А. Семиченко «Психические состояния». - С. 60; 

О.П. Елисеев «Практикум по психологии личности». - С. 214;

Д.Я. Райгородский «Практическая диагностика. Методы и тесты». - С. 59).

Вводные замечания.

  Тревожность – свойство личности, сильное душевное волнение, беспокойство, озабоченность, нервозность (тревога – психическое состояние).

Личностная тревожность – одна из черт личности. Формируется и закрепляется в детстве, проявляется в ситуациях состояния беспокойства. Показатели личностной тревожности характеризуют устойчивую склонность воспринимать ситуации как угрожающие, реагировать на них состоянием тревоги.

Ситуативная (реактивная) тревожность – проявляется только в определённых ситуациях, по своим проявлениям похожа на личностную.

При частых повторениях может перерасти в личностную, т. е. стать стабильным, личностным качеством. Показатели ситуативной тревожности характеризуют напряжение, беспокойство, нервозность. Очень высокая ситуативная тревожность вызывает нарушение внимания, тонкой координации.

 

Цель: выявить уровень ситуационной (реактивной) тревожности.

Оборудование: ряд суждений, характеризующих различные эмоциональные состояния.      

                                       Ход работы.

1. Работа группой.

  1. Э. зачитывает предложение, И. ставит оценку в зависимости от самочувствия в данный момент по 4 -ёх бальной системе:

4 - совершено верно;   3 – верно;

      2 - пожалуй, так;          1 – вовсе нет.

3.Определяется уровень реактивной тревожности.    

 

Выполнение работы (см. наглядность).

Обработка результатов.

1.  Подсчитывается количество баллов по вопросам 3, 4, 6, 7, 9, 12, 13, 14, 17, 18 - (∑1).

2.  Подсчитывается количество баллов по вопросам 1, 2, 5, 8, 12, 11, 15, 16, 19, 20 - (∑2).

3. Из первой суммы вычитается вторая, к полученной разнице прибавляется 50.                 РТ = ∑1 - ∑2 + 50 

Критерий оценок.

0 – 30 - низкий уровень тревожности

31 – 45 - средний уровень тревожности

46 и более - высокий уровень тревожности.

Вывод

У И. высокий уровень ситуативной (реактивной) тревожности. Необходимо снизить субъективную значимость ситуации и задач, перенести акцент на осмысление деятельности и формирование чувства уверенности в успех.

У И. низкий уровень тревожности. Необходимо повысить внимание к мотивам деятельности и к чувству ответственности.

Иногда очень низкая тревожность является результатом активного вытеснения личностью высокой тревоги с целью показать себя в «лучшем свете».

 

Существует сокращённый вариант ситуативной (реактивной) тревожности (предложен Ю.Л. Ханиным) для динамических наблюдений за состоянием человека, включённого в деятельность или для оценки динамики состояния тревоги. Например, до занятий аутотренингом и после него – продолжительность 10 – 15 секунд (см. страницы указанных выше авторов).

 

 

Опыт 32 (б).

Цель: выявление уровня личностной тревожности.

Оборудование: ряд суждений

Ход работы:

1. Работа группой.

2. Э. зачитывает суждения, И. в зависимости от обычного самочувствия ставит соответствующую цифру:

1 – почти никогда

2 – иногда

3 – часто

4 – почти всегда

3. Определяется уровень личностной тревожности.

Выполнение работы.

Обработка результатов.

      1.Подсчитывается сумма баллов по вопросам 22, 23, 24, 25, 28, 29, 31, 32, 34, 35, 37, 38, 40 - ∑1.         

2.Подсчитывается сумма баллов по вопросам 21, 26, 27, 30, 34, 36, 39 - ∑2.

3. Из первой суммы вычитается вторая, к полученной разности прибавляется число 35: ЛТ = ∑1 - ∑2 + 35

 

Критерий оценок.

 0 – 30 низкий уровень тревожности

31 – 45 средний уровень тревожности

46 и более высокий уровень тревожности

 



Опыт №33.

    САМООЦЕНКА ЭМОЦИОНАЛЬНОГО СОСТОЯНИЯ ПО ШКАЛЕ ДИФФЕРЕНЦИАЛЬНЫХ ЭМОЦИЙ К. ИЗАРДА

(О.П. Елисеев «Практикум по психологии личности». - С. 226)

Цель: определить доминирующие эмоциональные состояния.

Оборудование: 30 определений по шкале эмоций К. Изарда.

Ход работы

  1. Э. зачитывает инструкцию.
  2. И. читает определения и зачеркивает соответствующую цифру справа в зависимости от состояния в настоящее время (чем больше цифра, тем более точно данное определение отражает состояние И)

Выполнение работы (см. нагл.)

Обработка результатов

  1.  Согласно с ключом найти среднее значение каждой фундаментальной эмоции:

Ø 1, 2, 3 – интерес

Ø 4, 5, 6 – радость

Ø 7, 8, 9 – удивление

Ø 10, 11, 12 - горе

Ø 13, 14, 15 - гнев

Ø 16, 17, 18 - отвращение

Ø 19, 20, 21 – презрение

Ø 22, 23, 24 – страх

Ø 25, 26, 27 – стыд

Ø 28, 29, 30 – вина

  1. Сравнить уровень выраженности фундаментальных эмоций.
  2. Определить доминирующие эмоции и наименее выраженные.
  3. Проанализировать тенденцию динамики модальностей в различных условиях деятельности.

Вывод: 

  У И. доминирующей эмоцией является вина (13 баллов), которая представлена градацией состояний, возрастающий по степени выраженности: виноватый, раскаивающийся (по 4 балла); сожалеющий (5 баллов), наименее выраженной – страх.

     Уровень выраженности фундаментальных эмоций (по убыванию):

вина (13 баллов), горе (12баллов), интерес (7 баллов), отвращение (5 баллов), стыд (4 балла), радость (3 балла), удивление (3балла), страх (3 балла), презрение (3 балла).

Переживание чувств не всегда имеет однозначных характер. Эмоциональное состояние может вмещать в себя, в своеобразном сочетании, два противоположных чувства, например, любовь и ненависть совмещаются при переживании ревности (явление амбивалентности чувств).

  Иногда человек старается выразить иные, противоположные чувства, чтобы сдержать или скрыть действительные: улыбается в момент огорчения или сильной боли, делает серьёзное лицо, когда хочется смеяться.

        

                 

Опыт № 34


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: