Человек не рождается способным к той или иной деятельности. Его способности формируются в деятельности под влиянием обучения и воспитания.
Способности – прижизненное, а не врождённое образование.
Способности - это индивидуально-психологические особенности человека, отвечающие требованиям деятельности и являются условием успешного её выполнения.
От способностей зависит скорость, глубина, лёгкость, и прочность процесса овладения знаниями, умениями и навыками, при благоприятных условиях в результате упорного труда.
Выделяют:
Общие способности – проявляются в различных видах человеческой деятельности. Например, уровень общего интеллектуального развития человека, его обучаемость, внимательность, память, воображение, речь, работоспособность.
Специальные – способность к определённым видам деятельности, таким, как музыкальные, лингвистические, математические, технические и др.
Групповые – способности, которые группируются и развиваются на базе задатков, общих и специальных.
Профессиональные – когда происходит выбор профессий.
«Конус способностей» (рис.1) формируется по направлению снизу вверх, а их разрушение идёт в противоположном направлении. По мере развития способностей суживается диапазон возможностей, но зато увеличивается специализация способностей.
«Конус способностей» рис.1
5.
Профес-
сиональные способности
4
Групповые способности
3
Специальные способности
2
Общие способности

1
Задатки
Также различают:
Теоретические – предопределяют склонность человека к обстрактно-теоретическим размышлениям.
Практические – предопределяют склонность к конкретным, практическим действиям.
Такие способности чаще не сочетаются друг с другом, вместе встречаются только у одарённых, разносторонне талантливых людей.
Учебные – определяют успешность обучения и воспитания, усвоения знаний, умений, навыков.
Творческие – связаны с созданием новых идей, открытий, изобретений в различных областях человеческой деятельности.
Предметные – способности к различным видам теоретической и практической деятельности.
Межличностные способности – приобретение необходимых форм общественного поведения. Например, без владения речью, без умения адаптироваться к людям, правильно оценивать их поступки, взаимодействовать с ними и. т. д., невозможными были бы нормальная жизнь и психическое развитие человека.
Структура профессиональных способностей:
Общечеловеческие способности – трудоспособность (и обеспечивающие её личностные свойства - ответственность, аккуратность); связанны с воспитанием человека как субъекта труда.
Общие способности – «родовые» разноуровневые возможности человека, результат жизнедеятельности в определённый исторический момент и в определённой культуре.
Специальные способности – развитие профессионально важных качеств в определённой деятельности.
С точки зрения развития в структуре способностей выделяют два вида: потенциальные – не реализуются в конкретном виде деятельности, возможности развития индивида проявляющие себя перед возникновением новых задач, требующих решения;
актуальные способности – зависят не только от психологических свойств индивида, но и от социальных условий, необходимы в данный момент, в конкретном виде деятельности, составляют только часть потенциальных способностей.
Опыт 49 стр. 186, А. Смирнов.
В науке чётко разделяют понятия «задатки» и «способности».






