Задание 6. Напишите данные в скобках существительные в нужном падеже. Числительные напишите словами

 

1. В читальном зале около окна сидели (5) _________ (студентка) _____________________.

2. В субботу (26) __________________________ (студент) ______________________ ходили на экскурсию в Кремль

3. В холле нашего клуба висели (2) _________ (картина) _________________ известного художника.

4. Прошло (2) _________ (год) _____________ с тех пор, как мы познакомились.

5. В этом году мы уже (6) ____________ (раз) _____________ были в музыкальных театрах.

6. Два года назад эта книга стоила (47) _______________________ (рубль) ______________, а сегодня она стоит (69) ______________________ (рубль) __________ (90) ____________ (копейка) ___________________.

7. А автопарке стояло (22) _______________________ (автобус) _____________________ (13) ________________ (такси) ______________________ и (10) _________________ (троллейбус) ____________________.

8. В воскресенье на экскурсию ездило (32) ________________ (студент) ________________ и (4) ________________ (преподаватель) ______________________.

9. В этом кинотеатре вчера фильм смотрело (543) ____________________________________ (зритель) _________________________.

10. В маленькой аудитории обычно стоит (4) _________________ (стол) ________________.

 

 

2.4.  Сочетания числительных с существительными человек,год и лет

 

       & ГРАММАТИЧЕСКИЙ КОММЕНТАРИЙ.

1. Существительное человек в сочетании с числительными: пять, шесть – двадцать, тридцать стоит в форме именительного падежа ед. ч.: пять человек, двадцать семь человек, тридцать девять человек. ( Так же, как и в сочетании с числительным один: В комнате сидел один человек и читал; в сочетании же с числительными два, три, четыре существительное человек стоит в форме родительного падежа ед.ч.: В парке сидели два человека ).

Если в таком сочетании есть прилагательное или причастие, то существительное человек ставится в форме родительного падежа мн. ч.: Среди приехавших было пять молодых людей.

       2. Существительное год в сочетании с числительными пять, шесть – двадцать, тридцать обычно стоит в старой форме родительного падежа мн. ч. – словоформе лет: пять лет, десять лет, двадцать лет сыну.

 

ЗАДАНИЕ 7. Напишите сочетания числительных с существительным человек. Числительные напишите словами.

1. В нашей группе (6) _________ (человек) _____________________.

2. В моей семье (3) _________ (высокий человек) зык _____________________.

3. Эти (30) ___________ (молодой человек) _____________________ приехали в Москву изучать русский язык.

4. Открылась дверь, и в комнату вошли (3) ___________ (молодой человек) _____________________.

5. На нашем празднике присутствовало (44) ___________________ (приглашённый человек) ____________________________ и отсутствовало (6) _____________________ (человек).

6. В зрительном зале этого кинотеатра могут смотреть фильм сразу (570) ________________________ (человек) _____________________.

7. Из машины вышло (5) _________ (молодой человек) _____________________.

2.5.  Обозначение возраста(кому / чему сколько лет?)

Таблица

Кому?

Чему?

Сколько лет?

год года лет
Моему другу Этому городу 1 2, 3, 4 5, 11, 20
Моей подруге Нашему музею 21 22, 23, 24 35, 47
Его дочери Этому зданию 71 52, 53, 54 111, 259
Их матери Это деревне 101 102, 103, 104 850, 2000

 

Запомните: Брат старший / моложе сестры на один год / на два года / на пять лет.

 

ЗАДАНИЕ 8.  Напишите вместо точек слова год, года, лет.  

       У моего друга Джона большая семья. Его отцу 64 ……………………………… (год), он старше матери на 8 ……………………. (год). Матери сейчас 56 ………………………….. (год).

У Джона один брат и две сестры. Его старшей сестре 36 …………………………… (год), младшей сестре 21 ………………………… (год), а брату 32 …………………………….. (год). Джону 25 …………………. (год). Старшая сестра Джона замужем. Её муж старше своей жены на 3 ………………….. (год). У них трое детей. Старшему сыну 14 …………………… (год), средний сын моложе старшего на 3 ………………….. (год), а младшему сыну 7 …………………….. (год).

 

 

 

 

Тема 3: Склонение количественных числительных
3.1.  Склонение числительных один,одна, одно, одни

       & ГРАММАТИЧЕСКИЙ КОММЕНТАРИЙ.

Таблица

Падеж Мужской род Средний род Женский род Множественное число
Им.  один одно одна одни
Род.

 одного

одной одних
Дат.

 одному

одной одним
Вин. как Им. или как  Род. одну как Им. или как Род.
Тв.

одним

одной одними
Пр.

 (об) одном

 (об) одной  (об) одних

ЗАДАНИЕ 1. Напишите числительные один, одна, одно, одни  в нужной форме.

Им. п.: (1) _______ студент, (1) _______ студентка, (1) _______ упражнение.

Род. п.: нет / не было / не будет 

(1) ________ студента, (1) _________ студентки, (1) _________ упражнения.

 

Дат. п.: помочь

(1) ________ студенту, (1) _______ студентке; идти к (1) _________ преподавателю.

 

Вин. п.: видеть

(1) ________ студента, (1) _________ письмо,  (1) ________ студентку.

 

Тв. п.: говорить с

(1) _________ студентом, с (1) __________ студенткой; прийти с (1) ___________ письмом.  

 

Пр.п.: говорить

об (1) ____________ студенте, об (1) ___________ студентке, об (1) _________ письме.

 

(1) _________ брюки, (1) ________ ножницы, (1) _______ очки,

нет / не было, не будет (1)_______ брюк/ (1)_______ ножниц/ (1)_______ очков;

прийти с (1)__________ очками, с (1)________ ножницами;

равно / равняется (1)_________; получится/ будет (1)_______;

подходит к (1)________ студенту; пойдёт с (1)______ студенткой;

знает (1)_______ девушку; видит (1)__________ человека;

надеть  (1)______ботинки / (1)________ очки.

       & ГРАММАТИЧЕСКИЙ КОММЕНТАРИЙ.

Числительные один, одна, одно, одни в конструкциях с распределительным значением употребляются только с предлогом по в дат. п.: Детям выдали по одной книге, по одному карандашу, по одной ручке; послали детям по одному письму.

ЗАДАНИЕ 2. Напишите данные ниже словосочетании с предлогом по в дат.п.

Одна ручка – ______________________.

Одна книга – _______________________.

Один халат – _______________________.

Один телефон – _____________________.

Одно упражнение – ______________________.

Одно задание – __________________________.

3.2. Склонение числительных  два, две

Таблица

Падеж Мужской род Средний род Женский род
Им.

два

две
Род.

двух

Дат.

двум

Вин.

как Им. или Род.

Тв.

двумя

Пр.

(о) двух

ЗАДАНИЕ 3.  Напишите числительные два, две с существительными в нужной форме.

 

Им. п.:  

(2) _______ стола, (2) _______ окна, (2) _______ книги.

Род. п.: нет

(2) ________ столов, (2) _________ кресел и (2) _________ ламп.

 

Дат. п.: подошёл

к (2) ________ стола, к (2) _______ креслам и к (2)  _________ картинам.

 

Вин. п.: вижу

(2) ________ стола, (2) _________ студентов, (2) ________ кресла, (2) ________ картины, (2) ________ студенток.

 

Тв. п.: встретился

с (2) _________ студентами и с (2) __________ студентками.

 

Пр.п.: говорили

о (2) ____________ столах, о (2) ___________ креслах и о (2) _________ картинах; вспоминали о (2) ____________ студентах и о (2) ___________ студентках.

3.3. Склонение числительных три, четыре

                                                                                                         Таблица       

Им. три четыре
Род. трёх четырёх
Дат. трём четырём
Вин.

как Им. или как Род.

Тв. тремя четырьмя
Пр. (о) трёх (о) четырёх

ЗАДАНИЕ 4.  Напишите числительные три, четыре с существительными в нужной форме.

 

Им. п.:  

(3) _______ стола, (4) _______ кресла и (3) _______ картины.

Род. п.: нет

(3) ________ столов, (4) _________ кресел и (3) _________ картин.

 

Дат. п.: подошёл

к (3) ________ столам, к (4) _______ креслам и к (4)  _________ картинам.

 

Вин. п.: видим

(3) ________ студентов и (4) _________ студенток; купили (3) ________ стола, (4) ________ кресла и (3) ________ картины.

Тв. п.: остались

с (3) _________ столами, (4) __________ креслами и (3) __________ картинами.

 

Пр.п.: рассказали

о (3) ____________ студентах и (4) ___________ студентках.

ЗАДАНИЕ 5.  Произведите арифметические действия с числами (сло­жение, вычитание, умножение, деление) по образцу. Запишите предложения с простыми и сложными числительными.

а) Образец: 1 + 1 = 2. Один плюс один равно /равняется двум.

20 – 19 = 1. Двадцать минус девятнадцать равно / рав­няется единице / одному.

15: 3 = 5. Пятнадцать разделить на пять равно /рав­няется трём.

2 x 2 = 4. Два умножить на два равно / равняется четы­рём.

1 и 1 = 2 ________________________________________________________.

6 – 5 = 1 ________________________________________________________.  

2 x 1 = 2 ________________________________________________________.   

3 x 1 = 3 ________________________________________________________.

4 x 1 = 4 ________________________________________________________. 

5: 5 = 1_________________________________________________________.

8: 2 = 4_________________________________________________________.   

9: 3 = 3_________________________________________________________. 

3 – 1 = 2 _________________________________________________________. 

10: 10 = 1________________________________________________________.

1 – 1 = 0 ________________________________________________________. 

3 + 1 = 4_________________________________________________________.

 

б) Образец: 1 + 1 = 2. К единице / к одному прибавить единицу / один получится два.

           3 – 1 = 2. От трёх отнять единицу / один получится два.

4 + 3 = 7 __________________________________________________________________,

4 – 3 = 1 __________________________________________________________________,

2 + 4 = 6 __________________________________________________________________,

3 – 2 = 1 __________________________________________________________________,

3 + 2 = 5 __________________________________________________________________,

1 + 5 = 6 __________________________________________________________________,

4 – 1 = 3 __________________________________________________________________,

4 + 1 = 5 __________________________________________________________________,

1 – 1 = 0 __________________________________________________________________,

1 + 4 = 5 __________________________________________________________________,

2 – 2 = 0 __________________________________________________________________,

3 + 1 = 4 __________________________________________________________________.

Примечание. В конструкциях с распределительным значением используется предлог по с числительными два, две, три, четыре в вин. п.: подарили детям по два карандаша, по две ручки, по три игрушки, по четыре маленькие книжки.

ЗАДАНИЕ 6. Напишите данные ниже словосочетании с предлогом по в вин. п.

Три ручки – ______________________.

Две книги –_______________________.

Два халата –_______________________.

Два телефона – _____________________.

Четыре упражнения – ______________________.

Три задания – __________________________.

ЗАДАНИЕ 7.  Раскройте скобки. Числительные, существи­тельные и прилагательные поставьте в нужном падеже и числе. Числитель­ные запишите словами.

1. В нашей группе 3 (китайский студент)_________________________________________, а соседняя группа № 2 со­стоит из 4 (корейский студент)_____________________________.

2. Сегодня у Виктора день рождения. Он пригласил 1 (своя подруга) _________ _____________________________, 2 (свой младший брат) __________________________, 2 (свой луч­ший друг)___________________________________ и 4 (знакомая девушка)______________________________________.

3. В маленьком зоопарке мы увидели 1 (огромный белый медведь) _____________________ _____________________, 2 (маленький медвежонок) _______________________________, 3 (молодой тигр) __________________________________ и 4 (очень симпатичная рыжая лиса) _____________________________________________.

4. В Доме Книги на Новом Арбате мы купили 2 (русско-английский словарь) __________ _________________________________, 3 (большой путеводитель) ____________________ ____________________ по Москве и 4 (русский сувенир) ___________________________.

5. В автобус вошла молодая женщина с 3 (маленькие дети) ___________________________ __________________ и дала им по 2 (разные игрушки) _____________________________.

6. Вечером ко мне приходил мой друг и рассказал о 4 (новые студенты) _________________ __________________ нашей группы.

 

 

3.4.  Склонение числительных пять – двадцать, тридцать

 

       & ГРАММАТИЧЕСКИЙ КОММЕНТАРИЙ.

Числительные от 5 до 20 и 30 склоняются по образцу существи­тельных женского рода на -ь. Сравните склонение существительного тетрадь и числительного пять:

                                                                                                             Таблица

Им. тетрадь пять двенадцать тридцать
Род. тетради пяти двенадцати тридцати
Дат. тетради пяти двенадцати тридцати
Вин. тетрадь пять двенадцать тридцать
Тв. тетрадью пятью двенадцатью тридцатью
Пр. (о) тетради (о) пяти (о) двенадцати (о) тридцати

Примечание. Числительное восемь в творительном падеже имеет две формы: восемью и восьмью.

 

ЗАДАНИЕ 8.  Произведите арифметические действия (сложение, вы­читание, умножение, деление) с числами по образцу. Запишите предложения с простыми и сложными числительными.

 

Образец: 5 + 6 = 11. Пять плюс шесть равно / равняется одиннад­цати. К пяти прибавить шесть будет / получится один­надцать.

                       20 – 11 = 9. Двадцать минус одиннадцать равно / равня­ется девяти. Из двадцати вычесть одиннадцать будет / получится девять. От двадцати отнять одиннадцать будет / получится девять.

                       5 х 6 = 30. Пять умножить / умноженное на шесть бу­дет / получится тридцать. Пятью шесть (будет) трид­цать.

                      30: 6 = 5. Тридцать разделить / делённое на шесть бу­дет / получится пять. Тридцать разделить / делённое на шесть равно / равняется пяти.

7 + 8 = 15 ___________________________________________________________,

15 – 5 = 10 __________________________________________________________,

5 x 4 = 20 ___________________________________________________________,

18: 3 = 6 ____________________________________________________________,     

12 + 6 = 18 __________________________________________________________, 

19 – 12 = 7 __________________________________________________________,    

7 x 2 = 14 ___________________________________________________________,  

30: 2 = 15 ___________________________________________________________.

ЗАДАНИЕ 9.   Напишите числи­тельные словами в нужном падеже.

 

1. В этом году наша группа побывала уже на (5)_______________ экскурсиях.

2. В сле­дующем году я поеду на родину с (II)_______________________ своими товарищами. 3. Когда родился мой старший брат, нашей маме еще не было (25)________________________ лет.

3. Если к (13) __________________прибавить (7)_________________, получится (20)____________________, а если от (20) ________________отнять (13)___________________, будет (7)____________.

4. Мой друг побывал уже в (12) __________________странах.

5. К нам при­ехала группа студентов из (18) _______________________________человек.

6. К (6)_______________ часам вечера родители обычно уже возвращаются с работы. 

 

ЗАДАНИЕ 10.   Поставьте данные в скобках существительные и прила­гательные в нужном падеже и запишите их вместе с числительными. Числи­тельные запишите словами.

 

1. Вчера мы познакомились с 8_________________________________ (наши новые студенты).

2. Когда мы подошли к театру, там было не меньше 10 _________________________________(знакомые девушки).

3. На 9 __________________________ (большие столы) уже лежали чистые листы бумаги.

4. В 11____________________________ (час утра) в читальном зале все 14_______________________________ (наши любимые места) были заняты.

 

5. На книжной полке моего друга всегда стоит не меньше 10-15________________________ (но­вые книги).

6. Экскурсовод рассказал уже о 6_________________________ (лучшие картины) замечательного русского художника.

 

 

3.5. Склонение сложных числительных  50, 60, 70, 80

 

Таблица

Им. пятьдесят шестьдесят семьдесят восемьдесят
Род. пятидесяти шестидесяти семидесяти восьмидесяти
Дат. пятидесяти шестидесяти семидесяти восьмидесяти
Вин. пятьдесят шестьдесят семьдесят восемьдесят
Тв. пятьюдесятью шестьюдесятью семьюдесятью восемьюдесятью
Пр. (о) пятидесяти (о) шестидесяти (о) семидесяти (о) восьмидесяти

ЗАДАНИЕ 11. В данных словосочетаниях напишите числительные пятьдесят, шестьдесят, семьдесят, восемьдесят в нужном падеже.

 

Почти ________________ (пятьдесят) туристов, на расстоянии ______________ (шестьдесят) километ­ров, к _______________ (семьдесят) страницам, с ________________ (восемьдесят) студентами, от__________________ (шес­тьдесят) до___________________ (восемьдесят) рублей, из __________________(семьдесят) человек.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: