Общая характеристика основных теорий происхождения государства

Теологическая теория

Эта теория возникла в Древнем мире в самых различных регионах, а в Европе в средние века. Представителями этой теории можно считать известных мыслителей, философов и государственных деятелей (Платон, Сократ, Аристотель и др.). В период раннего христианства ее основателями считались Блаженный Августин, Василий Великий, Григорий Богослов, Иоанн Златоуст и другие представители христианства. Например, Августин Блаженный (354 – 430 гг.) – отец Церкви. В своем знаменитом сочинении «Град Божий» Августин представил историю человечества, государства и права, подчиненную установленному плану Бога. Социально-правовые и государственные институты составляют «Град земной», результат свободной (греховной) воли человека. Человечество не способно создать совершенное общество, идеальное царство на земле. Надежда человека должна быть связана с Церковью, которая является вратами в «Град Божий». Хотя Августин и являлся сторонником предопределения, однако также разделял взгляды античных ученых и философов о естественной эволюции. Однако эта эволюция также рассматривается подчиненной Божественной воле. Не отвергая природы человека, он подчеркивал, что она предопределяет человека быть членом социума: семьи и государства.

Не отвергая основ общественного договора, Августин связывает права субъектов общественного договора с предопределением, с делегированием каждому народу исключительных свойств, которые вызывают необходимость особенных норм и особенных условий для общественного договора у разных народов. Но короли не являются самостоятельным источником власти (сувереном), их власть носит делегированный характер, Бог предопределяет правителей и соответственно ход событий, объем их прав и их суверенность. Иногда действие Божественной воли проявляется (например, для народа Израиля) через действие норм позитивного права. Человеку предопределено подчинение политической власти («нет власти не от Бога»), формы которой устанавливаются людьми, но являются также сущностью Божественного предопределения. Августин также как и Аристотель подразделяет формы правления на правильные и неправильные, но главное в его теории состояло в разработке теории разделения властей на светскую и духовную, которые являются суверенными и взаимодействующими.

В средние века идеологом данной концепции генезиса государства выступил Ф.Аквинский (13 в.). Его учение в более позднее время получило наименование томизма. Томизм являлся символом религиозного освящения существующего порядка, который основывается на естественном праве и соответствует вечному закону. Таким образом, религия по Ф.Аквинскому должна обосновывать необходимость возникновения и существования государства по воле Бога, а государство обязано охранять Церковь и защищать религию (в том числе с помощью законов, на вершине системы законодательства находится «вечный закон»).

Освящение власти придавало ей авторитет и общеобязательность. Законы позитивные при этом должны были соответствовать законам естественным и нравственным. Ф.Аквинский не исключает общественного договора как инструмента создания конкретной формы государства, цель которого – общее благо (государство должно стремиться к обеспечению минимума материального благосостояния). Придерживаясь концепции верховенства духовной власти над светской, Ф.Аквинский указывает на монархию как лучшую форму правления, согласующуюся с представлениями Церкви о власти.

Томизм стал официальной доктриной католицизма в новое время (неотомизм). И на современном этапе официальная доктрина Ватикана приспосабливает данную теологическую концепцию к политической реальности. В современных условиях эту парадигму сформулировали идеологи католической церкви (Маритен, Мерсье и др.). В настоящее время теологическая концепция реализуется в теократических или клерикальных государствах; ее вариантами являются христианско-демократическая, христианско-догматическая, ортодоксально-исламская и иные модели государственной власти (теократия, имамат, халифат и др.) Кроме того, идеи данной концепции находят отражение в сохранении отдельных институтов государства, соединенных с элементами теократии. Например, королева Великобритании является одновременно главой англиканской Церкви, а в некоторых случаях – и пресвитерианской шотландской. В некоторых странах, особенно исламских, духовные лидеры или являются частью государственного механизма, или оказывают заметное влияние на содержание деятельности государственной власти.

Идея Божественного происхождения государства и власти характерна практически для большинства мировых религий. Теологическое обоснование генезиса и сущности государства характерны для ислама, конфуцианства, буддизма, индуизма и др. Практически все теологические, религиозные концепции обосновывают сущность или формы (например, в исламе идеальные формы правления – имамат и халифат) теократии, теократической власти. Необходимо отметить, что и в современный период ряд государств используют теологическую концепцию в практике государственного строительства, инкорпорируя всевозможные религиозные советы, палаты и другие институты в практику, например, консультативного правления (Саудовская Аравия, ОАЭ, Иран, Ватикан, Греция и др.).

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: