КРФ – правовая основа регулирования социально-трудовых отношений. Трудовое законодательство РФ и нормы международного трудового права

Тема № 3. Формы регулирования труда работников. Система и особенности источники трудового права

 

1. Формы правового регулирования труда. Общая характеристика системы источников трудового права.

2. КРФ – правовая основа регулирования социально-трудовых отношений. Трудовое законодательство РФ и нормы международного трудового права.

3. Трудовой кодекс РФ – основной источник отрасли трудового права: общая характеристика.

4. Подзаконное нормативное регулирование труда.

5. Особенности источников трудового права: общее и специальное законодательство о труде, нормативное и договорное регулирование труда и др.

 

1.   Формы правового регулирования труда. Общая характеристика системы источников трудового права

В отрасли трудового права используется несколько форм правовой регламентации трудовых и непосредственно связанных с ними отношений: нормативное регулирование (нормативные правовые акты, нормы права), договорное регулирование (коллективно-договорное и индивидуально-договорное) и регулирование посредством издания работодателем или иными уполномоченными им органами, должностными лицами приказов, распоряжений по вопросам организации и (или) применения труда работников.

Совокупность источников (нормативных актов, коллективных договоров и соглашений в сфере труда) образует отрасль трудового права.

Согласно со ст. 5 ТК РФ регулирование трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений в соответствии с КРФ, ФКЗ осуществляется следующими нормативными правовыми актами:

трудовым законодательством (включая законодательство об охране труда), состоящим из ТК РФ, иных федеральных законов и законов субъектов РФ, содержащих нормы трудового права;

иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права:

- указами Президента РФ;

- постановлениями Правительства РФ и нормативными правовыми актами федеральных органов исполнительной власти;

- нормативными правовыми актами органов исполнительной власти субъектов РФ;

- нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

Трудовые отношения и иные непосредственно связанные с ними отношения регулируются также коллективными договорами, соглашениями и локальными нормативными актами, содержащими нормы трудового права.

Под источниками трудового права понимаются результаты нормотворческой деятельности органов государства, а также совместного правотворчества работодателей и работников (их представителей) в сфере регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений.

Источники трудового права достаточно разнообразны. Система источников трудового права имеет вертикальную и горизонтальную структуру.

Вертикальная структура обусловлена иерархической соподчиненностью источников трудового права в зависимости от своей юридической силы:

1) Конституция РФ;

2) акты международного трудового права

3) федеральные конституционные законы;

4) федеральные законы;

5) указы Президента РФ;

6) постановления Правительства РФ;

7) нормативно-правовые акты федеральных органов исполнительной власти;

8) законы и иные нормативно-правовые акты субъектов РФ;

9) нормативно-правовые акты органов местного самоуправления;

10) коллективные договоры и соглашения;

11) локальные нормативные акты.

Горизонтальная структура системы источников трудового права обусловлена принципом единства и дифференциации правового регулирования трудовых и связанных с ними отношений. В этом смысле в системе трудового права выделяют общие и специальные нормы. Общие нормы трудового права распространяют свое действие на всех работников, а специальные закрепляют особенности регулирования труда некоторых категорий работников в зависимости от различных факторов. Таким образом, принято говорить об общем и специальном законодательстве, регулирующем трудовые и связанные с ними отношения. Примером специального законодательства является «Кодекс торгового мореплавания Российской Федерации» от 30.04.1999 N 81-ФЗ, который закрепляет, в том числе, особенности правового регулирования труда членов экипажа морских судов.

Вертикальная структура имеет решающее значение в других отраслях права. Однако при применении норм трудового права может быть использован акт, имеющий меньшую юридическую силу, но создающий для работников более благоприятные условия труда по сравнению с вышестоящим по юр. силе законодательством.

В ст. 5 ТК определено соотношение нпа, регулирующих труд.

Так, нормы трудового права, содержащиеся в иных федеральных законах, должны соответствовать ТК.

В случае противоречий между ТК и иным федеральным законом, содержащим нормы трудового права, применяется ТК.

Если вновь принятый федеральный закон, содержащий нормы трудового права, противоречит ТК, то этот федеральный закон применяется при условии внесения соответствующих изменений в ТК.

Однако при применении данного правила следует помнить о вышеназванной особенности. Противоречащими ТК м.б. признаны лишь ФЗ, ограничивающие гарантированные ТК права и свободы человека и гражданина. В этом случае применению подлежит ТК. Но если ФЗ создает дополнительные в сравнении с ТК льготы для работников, именно он и подлежит применению.

Указы Президента не должны противоречить…..(всем вышестоящим по юр. силе источникам).

Постановления Правит. не должны противоречить…..(всем вышестоящим по юр. силе источникам).

При выявлении противоречий между перечисленными актами так же будет действовать рассмотренное нами правило. В случае, когда нпа меньшей юр. силы имеет в своем содержании дополнительные льготы, его нельзя признать противоречащим нпа большей юр. силы. При возникновении подобных коллизий применению подлежит нпа, создающий более благоприятные условия труда для работников.

КРФ – правовая основа регулирования социально-трудовых отношений. Трудовое законодательство РФ и нормы международного трудового права

Правовое регулирование труда осуществляется на основе базовых положений Конституции РФ. Многие права и свободы, предусмотренные Конституцией РФ (ст. 17, 18, 19, 27, 30, 32, 34, 37, 41, 42, 43, 45, 46, ч. 1 ст. 48, 53, 55, ч. 3 ст. 62), реализуются в сфере трудовых отношений. Конституция РФ имеет высшую юридическую силу, прямое действие (ст. 15 Конституции РФ), является источником трудового права и основой построения в целом всей системы права России.

Международные правовые акты в сфере труда являются частью российской правовой системы (ст. 15 Конституции РФ, ст. 5, 10 ТК РФ). Особую роль играют конвенции и рекомендации МОТ.

В специальной литературе иногда говорят о существовании Международного трудового кодекса, который образуют конвенции и рекомендации МОТ. В настоящий момент Российской Федерацией ратифицировано более пятидесяти конвенций МОТ. Часть из них ратифицирована СССР, часть РФ.

Нормативные положения в сфере труда принимаются и другими международными организациями. Так, в Европе источниками международно-правового регулирования труда являются акты, принятые Советом Европы (СЕ) и Европейским союзом (ЕС).

В число этих документов входит, например, Европейская социальная хартия (СЕ), принятая в 1961 г. и пересмотренная в 1996 г. (вступила в силу в 1999 г.). Европейская социальная хартия (пересмотренная) ратифицирована Федеральным законом от 03.06.2009 N 101-ФЗ.

Среди других международных соглашений, регулирующих трудовые и иные связанные с ними отношения, можно отметить международные договоры регионального значения, прежде всего акты Содружества Независимых Государств (СНГ), например Хартия социальных прав и гарантий граждан независимых государств, которая утверждена Межпарламентской Ассамблеей государств – участников СНГ 29 октября 1994 г.

Кроме того, социально-трудовые отношения (в числе прочих) являются предметом двусторонних соглашений между Российской Федерацией и другими странами. В таких соглашениях могут решаться вопросы взаимного признания образования, стажа и другие. В качестве примера можно привести Договор между РФ и Республикой Беларусь от 08.12.1999 г. «О создании Союзного государства».

Роль международных норм в отрасли трудового права раскрывается в постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 10 октября 2003 г. № 5 «О применении судами общей юрисдикции общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров Российской Федерации».


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: