Основные идеологии современного мира

Чтобы разобраться в идеологиях современного мира, рассмотрим существующие типы и виды идеологий.

Типы идеологий:

1) групповая идеология является одним из исторически первых типов идеологии и представляет собой процесс отбора наиболее характерных для бытия конкретной группы психологических элементов и тенденций из всей совокупности случайных и противоречивых, носящих индивидуальный характер компонентов психики. Он также включает их переработку и самоорганизацию в стройную систему социально-типичных представлений и ценностей, управляющих сознательным, целеустремленным политическим поведением наиболее опытных и образованных представителей данной социальной группы. В ходе этого процесса групповая идеология получает свой надындивидуальный статус и обретает особую форму существования – обладающие ей в большей или меньшей степени члены группы являются всего лишь носителями и выразителями свойственного только группе в целом универсума групповой идеологии;

2) религиозная идеология – это идеология, которая благодаря обращению к потустороннему связывает общество и личность в концепции единого существования и создает интеграционные, связующие силы между различными социальными группами. Возникновение религиозной идеологии часто связано с тем, что в силу своей оппозиционности религиозная конфессия начинает играть значимую политическую роль в обществе;

3) идеология исламизма  – одна из наиболее радикальных идеологий, выступающая значительной угрозой для многонационального и многоконфессионального российского общества. Она представляет собой политическую идеологию, создатели и участники которой ставят перед собой политические цели изменения общественного и социально-политического устройства путем ускоренного внедрения в него норм шариата (ускоренная исламизация) и готовы для этого применять любые средства, включая социальное и вооруженное насилие, экстремизм и террор. Исламисты отвергают светские правовые системы, нормы, правила, готовы блокироваться с любыми социально-политическими силами;

4) нацистская идеология. Немецкий теоретик публицистики А. Дофифат сформулировал принципы распространения нацистской идеологии средствами пропаганды, указанные практики характерны для любой формы экстремистской идеологии. К числу такого рода принципов он отнес: отказ от гуманности и красоты, адресовывание примитивных постулатов толпе, методичное внедрение заранее отработанных лозунгов, изложенных в трудах Гитлера и Геббельса, в сознание масс, использование «законов» манипуляции в журналистике. «Законы» манипуляции – это:

· закон умственного упрощения означает, что любая сложная мысль, объясняющая то или иное явление должна сводится до простой схемы, понятной любому человеку;

· закон ограничения материала состоит в том, чтобы не допустить запутывания индивида в большом потоке информации и не давать ему слишком широкого выбора в этом массиве данных;

· закон вдалбливающего повторения требует многочисленных систематических повторов одной и той же информации;

· закон субъективности предполагает учет образования, профессии, качеств аудитории;

· закон эмоционального нагнетания необходим для того, чтобы поддерживать у человека постоянный интерес к информации, эмоциональная возбужденность очень сильно изменяет поведение человека, происходит мобилизация организма, всплеск сил;

5) партийная идеология выступает неким системообразующим фактором, соотносимым со стереотипами массового сознания, который побуждает социально активных граждан присоединиться к партии и участвовать в ее деятельности, оказывать партии помощь во время выборов. Если партия не имеет внятной идеологии, ложащейся на доминирующие стереотипы значительной части граждан, то, невзирая ни на какие усилия и денежные вливания, вместо работоспособной партии обществу будет предъявлена ее имитация;

6) государственная идеология, обогащенная историческим опытом народа призвана обеспечить объединение общества, стать важнейшим источником согласия различных социальных и политических сил для динамичного и устойчивого развития страны.

Идеология государства дает детальное обоснование стратегии развития общества, и наоборот, в условиях демократизации общества выразителем и основным орудием реализации конкретных интересов может и должно стать государство. Принцип согласования индивидуальных, групповых и общих интересов становится доминирующим в ее формировании и представляет собой выражение национальных интересов большинства граждан. Государственная идеология, позволяет объединить народ или народы во имя будущего, во имя цели.

В настоящее время государственная идеология в Российской Федерации отсутствует. Конституция РФ 1993 г. в ст. 13 утвердила принцип идеологического плюрализма, который означает, что в России признается идеологическое многообразие, никакая идеология не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной. С одной стороны – это означает свободу в выборе граждан любого идеологического ориентира (исключая идеологии, направленные на насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности Российской Федерации, подрыв безопасности государства, создание вооруженных формирований, разжигание социальной, расовой, национальной и религиозной розни). Но, с другой стороны – это не позволяет создать государственнообразующий стержень для консолидации усилий всего общества для борьбы с экстремизмом и терроризмом, а также способствует и распространению духовно чуждых идеологий в Российской Федерации.

Отказ от государственной идеологии многие исследователи связывают с принятием либерально-западной идеологемы, согласно которой государство выступает «ночным сторожем» и является, по словам Т. Гоббса, страшным библейским чудовищем – Левиафаном, которое чтобы пресечь изначальную «войну всех против всех» на основе общественного договора отнимает у людей их основные права и свободы.

К видам идеологий, связанным с мировоззрением людей, мы относим следующие:

1) коммунистическая идеология (от лат. communis – общий, всеобщий) у истоков создания которой стояли К. Маркс и Ф. Энгельс, позиционирует себя как единственно научно-материалистический взгляд на общественное развитие, выявление его закономерностей, связанных с изменениями в способе экономического производства.

В основе коммунистической идеологии лежит представление о том, что в ходе человеческой истории на разных этапах формируются антагонистические классовые отношения, связанные с присвоением одним эксплуататорским классом (рабовладельцами, феодалами, капиталистами) продукта труда другого эксплуатируемого класса (рабов, крестьян, пролетариата) и ожесточенной борьбой между ними.

Коммунизм выступает в роли мировоззрения пролетариата и его организованного авангарда – коммунистической партии, которая в результате революции должна привести к власти диктатуру пролетариата и трансформировать капиталистическую общественно-экономическую формацию в коммунистическую (первой ее фазой выступает социализм), где будет отсутствовать частная собственность, а следовательно исчезнет классовый конфликт, будет установлено справедливое распределение продуктов труда, возникнут условия для реализации творческого потенциала широких масс трудящихся.

К основным чертам коммунистической идеологии следует отнести:

· упразднение частной собственности как средства самоотчуждения человека от продуктов своего труда;

· передача управления производством от предпринимателей к государству (обществу), которое будет вести плановое хозяйство.

· руководство революционной партией политическим регулированием общественного развития;

· направленность на коренное преобразование мира, утверждение идеалов справедливости, свободы и равенства, братства людей и наций;

· научно-материалистическое осмысление прошлого, основанное на живой общественной практике в целях глубокого анализа настоящего и предвидения будущего.

Попытка реализации указанных идей в социальной действительности была предпринята в нашей стране в ходе Октябрьской революции 1917 г. и строительства первого в мире социалистического государства Советского Союза (30 декабря 1922 г. – 26 декабря 1991 г.). Данный социальный эксперимент характеризовался, с одной стороны, высокими достижениями в промышленности (господство общественной собственности и индустриализация), в политической сфере (создание возможности благодаря социальным лифтам, представителям низших слоев общества занимать самые высшие посты в государстве), социальной сфере (ликвидация классовой борьбы, утверждение коллективистских отношений), в духовной жизни (формирование нового человека коммунистической формации). С другой – огосударствлением общественной собственности, бюрократизацией власти, высоким уровнем контроля за всеми сферами общественной жизни, крайним неприятием оппозиционных взглядов и преследованием, вплоть до физического уничтожения их носителей, застоем в развитии.

В настоящее время в России коммунистическая идеология сохраняется в качестве ядра политических программ таких партий, как Коммунистическая партия РФ, Справедливая Россия, Родина;

2) идеология либерализма (от лат. liberalis – свободный) базируется на принципе главенства свободы человека в повседневной деятельности. По мысли основателей либерализма Д. Локка, Д.Ст. Милля, человек по самой своей природе ориентирован на прогрессивные изменения и поэтому не следует ставить ему какие-либо преграды на пути самосовершенствования.

В отличие от классического либерализма XVIII в. современная доктрина минимального государства сводит к минимуму моральные основы человеческого общежития. Современный либерализм стремится к достижению свободы человека от любых ограничений, понимаемых не как упорядочивающие социальный процесс рамки, а как обременения: моральные, социальные, духовные. При этом высшей ценностью провозглашается экономическая свобода, свобода предпринимательства и частной собственности главным фактором социального бытия вместо морали полагается материальное благосостояние индивидов.

Основания идеологии либерализма включают в себя следующие черты:

· права человека вытекают не из факта рождения, а обусловлены обладанием индивидами чертами личности и способностями;

· создание государства благосостояния, призванное обеспечить всех людей всеми благами, но это выполняется только в отношении средних классов;

· индивиды могут создавать союзы для осуществления любой социальной, экономической и интеллектуальной деятельности;

· государство не обладает собственными ресурсами и средствами и потому не имеет права вмешиваться в их перераспределение;

· люди обязаны постоянно менять привычки и взгляды в рамках прогресса относительно всех действительных и мыслимых объектов;

· защита прав разного рода социальных меньшинств и автономий (национальных, культурных, сексуальных) иногда даже в ущерб интересам большинства;

3) идеология консерватизма (от лат. conservo – сохраняю) базируется на неприятии радикальных реформ во всех сферах общественной жизни, как это присуще коммунистической и либеральной идеологиям, желании отстоять традиционный уклад и политический порядок, сохранить имеющиеся ценностные и мировоззренческие ориентиры, осуществляя преемственность между прошлым и настоящим. Несмотря на то, что сходные мысли высказывал еще Конфуций, создателем консерватизма как идеологии считается английский политик и журналист Э. Берк, который высмеивал в своих памфлетах результаты Великой французской революции, которые сводил к созданию государства страха и разрушению морально-нравственных устоев.

Основные принципы консерватизма заключаются в следующем:

· сохранение религиозных, морально-нравственных и коллективистских устоев общества;

· охранение общественного сознания от принятия радикальных идей экономического, политического, социального и духовного переустройства;

· защита он навязываемых ценностей индивидуализма, утилитаризма, материализма, эгалитаризма и прагматизма;

· отказ от идей Просвещения и отрицания достижений прошлого во имя будущего;

· запрещение непродуманных и неоднозначных по своим последствиям реформ в любых сферах человеческой жизнедеятельности;

· стремление закрепить, стабилизировать действующий, основанный на исторической преемственности социальный порядок как привычную для людей среду их обитания.

В начале 1980-х гг. премьер Великобритании М. Тетчер и Президент США Р. Рейган провозгласили курс на усиление роли государства в политических и экономических процессах, выступили против политики «разрядки» и настаивали на усилении конфронтации с СССР. Разрушение Советского Союза и двуполярной системы международных отношений, развязывание «войны с терроризмом» после террористической атаки 11 сентября 2001 г., вызвало к жизни движение неоконсерваторов («неоконов»), которые в лице их идеологов У. Кристола и Р. Кагана провозгласили мессианскую роль США в распространении демократической модели властных отношений по всему миру и их праве в осуществлении «гуманной глобальной гегемонии» (англ. benevolent global hegemony) во всем мире на основе своего международного влияния и авторитета. Неоконсерватизм призывает к увеличению военного бюджета, пропаганде патриотизма и милитаристских ценностей среди гражданского населения и «моральной ясности», активному распространению за рубежом американских политических принципов: демократии, рыночной экономики и уважения к свободе.

Современных представителей консервативных взглядов несправедливо считать противниками прогресса, ретроградами, стремящимися к запрещению любых нововведений, они одинаково негативно относятся как к коммунистическим идеям, отрицая утверждение в общественных и экономических отношениях принципа социального равенства, так и к либеральным, требующим полной экономической свободы и невмешательства государства в рыночные отношения.

Если в Российской империи к числу сторонников консерватизма следует отнести в основном представителей интеллектуальных движений славянофилов (А.С. Хомякова, И.В. Киреевского, К.С. Аксакова) и почвенников (Н.Я. Данилевского, Ф.М. Достоевского), то в современной России подобной позиции придерживаются политические движения самых разных частей политического спектра, например, партия власти – Единая Россия. Современный российский консерватизм тяготеет к сохранению достоинства человеческой личности, отстаиванию вечных духовных оснований общественного бытия, ценности исторического опыта в контексте современности и решения задач общественного развития.

Представляют особый интерес идеологии этнонационализма и феминизма, не связанные напрямую с политическими ценностями, но последовательно отстаивающие узкогрупповые и в определенной мере даже искусственно созданные интересы, основанные на приоритете и исключительности определенной социальной общности;

4) этнонационализм (от др.-греч. – народ) как идеология имеет в своей основе национализм (от лат. natio – племя, народ) – комплекс идей, направленный на этническую идентификацию личности, строительство единой народности, нации.

При этом в наиболее радикальном выражении национализм является обоснованием культа этнической исключительности и государственного обособления и приобретает форму этнонационализма, проявлениями которого являются фашизм, нацизм, ксенофобия, шовинизм, расизм, трайбализм и др.

Идеология этнонационализма основана:

· на приукрашивании повседневного этнического быта и уклада;

· повышенном интересе к влиянию на людей географического ландшафта и климата;

· желании придать национальному менталитету исключительный характер;

· преувеличении исключительности этнического языка;

· желании всячески подчеркнуть особенности этнических традиций;

· выделении самобытности художественной культуры этноса;

· признании исключительности мифов о предках и героях;

· поиске конфликтов в исторической памяти и их раздувании;

· стремлении найти особенные гены или группу крови.

Одним из способов создания этнонационализма является использование для этой цели мифологического мировоззрения. Картина мира в мифе обладает статусом абсолютной истинности, не подлежит критическому переосмыслению, допуская лишь позитивное принятие сложившегося положения дел. Символичность мифа позволяет взывать к коллективному сознанию и побуждать к определенным действиям. Миф сплачивает этнос (общность судьбы), формирует его общее самосознание. Миф конструирует глубокое «изначальное» прошлое этноса, откуда «народ ведет свое начало»;

5) феминизм (от лат. femina – женщина) – одна из новых идеологий. Это идеология и общественно-политическое движение целью которого является предоставление женщинам всей полноты гражданских прав. В широком смысле – стремление к равноправию женщин с мужчинами во всех сферах общества. В узком смысле – женское движение, целью которого является устранение дискриминации женщин и уравнение их в правах с мужчинами.

В основании идеологии феминизма выделяются:

· придание личной (приватной) жизни публичного политического значения: «личное – это политическое!»;

· провозглашение абсолютного равенства мужчин и женщин;

· превращение феминизма в своеобразную интеллектуальную и политическую моду;

· преобладание риторики над строгим следованием логическим правилам доказательства и вывода;

· бессистемность и интеллектуальная неопределенность феминизма (представляющего зачастую конгломерат политических идеологий – от либерализма до коммунизма);

· стремление к ниспровержению авторитета мужчин во всех сферах деятельности.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: