Политическая идеология как система восприятия политической реальности

Идеология, являясь теоретическим обоснованием системы ценностей и интересов определенных политических субъектов и наиболее высокоорганизованным уровнем политического сознания, наделяет политическую реальность особым смыслом, приобщая человека как социальное существо к политической деятельности, предоставляя ему возможность участвовать в управлении обществом и государством.

Термин «идеология» ввел в политический и научный оборот французский ученый А. де Траси. Анализируя последствия Великой французской революции, он ввел термин «идеология» для характеристики политической самоидентификации классов в рамках особого учения об идеях.

Предназначение всякой идеологии – определенным образом описать мир исходя из особой ценностной позиции, дать его желаемый образ и показать средства для его реализации, разрушив конкурирующие идеологические системы.

Идеология (от др.-греч. – прообраз, идея и слово, разум, учение) – представляет собой совокупность системно упорядоченных и оформленных взглядов, суждений, концепций, которая базируется на определенных ценностях, защищает интересы различных социальных групп, выражает определенное видение ими политической реальности.

Явление идеологии многозначно и многослойно, поэтому существуют множество подходов к его рассмотрению.

Марксистский подход (К. Маркс, Ф. Энгельс, В.И. Ленин) утверждает первичность материальной основы бытия (способа производства как диалектического взаимодействия производительных сил и производственных отношений), на базисе которой в сознании человека происходит идеальное отражение действительности.

Идеология по Марксу – это надстройка над базисом, «превращенная форма» сознания, которая защищает интересы господствующего класса, выдаваемые за интересы всего общества. При этом подлинные глубинные мотивы поведения человеком не сознаются, они коренятся в организации самой социальной системы, которая направляет сознание человека в определенное русло, тогда как целый ряд фактов и явлений остается за пределами его сознания. Ф. Энгельс уделял внимание возможности идеологов конструировать «ложное сознание» и влиять тем самым на поведение широких масс.

Основоположники марксизма считали, что идеология выступает особым инструментом классовой борьбы: стоящие у власти классы навязывают свои интересы обществу с помощью транслируемой ими ложной идеологии.

Основные черты идеологии согласно Марксу включают в себя: стремление выглядеть абсолютной истиной, изменение формы при незыблемости содержательной стороны, желание использовать в своих интересах факты и аргументы ее разоблачающие, продвижение в качестве интеллектуальной моды и др.

В.И. Ленин расширил марксистское понимание идеологии, указав, что в отличие от предшествующих марксизму идеологических систем, лишь марксизм является в полном смысле научной идеологией. Марксизм соединяет воедино строгую научность, основанную на глубоком анализе законов общественного развития, и программу борьбы против капиталистического строя.

Еще одно отличие марксистской идеологии от идеологии господствующего эксплуататорского класса в буржуазном обществе, по Ленину, состоит в том, что овладение ей массами происходит не с помощью навязывания политико-идеологическим аппаратом, а на основе их практического опыта в политике, позволяющего им понять какая система идей выражает их собственные, а не властные интересы.

К. Мангейм обосновал рационалистический подход, согласно которому на каждом этапе развития общества имеются две конкурирующих между собой системы идей. С одной стороны – собственно идеология, защищающая ценности господствующей социальной группы, а с другой – утопии, представляющие интересы эксплуатируемых слоев общества. Мангейм призывал относиться к идеологии прагматично: «ложным в своей интерпретации сознание является тогда, когда по своей ориентации отстает от новой действительности и поэтому, по существу заслоняет ее с помощью устаревших категорий»[21].

Любая из указанных систем идей в своей основе имеет вненаучные основания, сторонник той или иной идеологии примыкает к ней неосознанно, руководствуясь необходимостью причисления себя к конкретной социальной группе (партии). По Мангейму, «человек не мыслит самостоятельно, а, попадая в определенный социальный контекст, присоединяется к конкретному социально-детерминированному стилю мышления»[22].

Социологический подход (П. Бергер, Т. Лукман) утверждает, что каждая личность и группа имеет возможность создавать с помощью своей повседневной деятельности часть социальной реальности. Не идеология привлекает людей, а сами люди конструируют и воспроизводят в своих обыденных поступках идеологическую привязанность к тем или иным ценностям. Чтобы стать причастным к этой идеологии, надо чувствовать себя демократом или пролетарием или патриотом и т.д. Бергер и Лукман считают, что «когда частное определение реальности соединяется с конкретным властным интересом, его можно назвать идеологией».

Обосновывая структуралистский подход к идеологии неомарксист Л. Альтюссер считает, что общество может развиваться лишь в результате взаимодействия трех его структур-практик (экономики, политики и идеологии) в рамках социальной формации. Рождаясь в обществе, каждый человек становится частью этого структурно-идеологического механизма, занимая свое место в нем под воздействием государственных, экономических, религиозных и даже семейных структур, использующих прямое насилие и идейное воздействие для реализации этой цели. «Наше ощущение свободы воли возникает из деятельности, уже подготовленной и ожидающей только, когда мы приступим к ее выполнению. Исполняя роли, приготовленные до нас, мы приходим к уверенности в «авторстве» своих действий».

К идеологии неприменимы критерии истинности или ложности и ее следует рассматривать как некую воображаемую структуру, отражающую в сознании людей их отношение к своим условиям социального бытия, в рамках которой воспроизводится широкий набор социальных практик, в которых участвуют все классы.

Лингвистический подход (Р. Барт) понимаетидеологию как языковую конструкцию, которая описывает действительность и придает ей определенный смысл. По мысли Барта, идеология есть особое построение из социальных смыслов. Барт утверждает, что власть – это и есть сама языковая деятельность: при выражении своих мыслей используется имеющийся в культуре словарный запас, говорящий подчиняет себе слушающего.

Под властью языка человек одновременно становится господином и рабом, авторитарно утверждая или стадно повторяя какие-либо слова, он немедленно оказывается на службе у власти. Свобода от воздействия идеологии возможна только вне языка, людям не остается ничего кроме как плутовать с языком, дурачить его, а средством такой «революции слова» выступает литература.

Семиотический подход (М.М. Бахтин, У. Эко) обосновывает знаково-символическую природу идеологии. Так, Бахтин заявляет, что идеология – это некая искусственно создаваемая символическая система лишенная подлинных значений.

У. Эко ставит вопрос о возможности изменения символического содержания социального знания. Под идеологией при этом понимается перекодирование первичного семиотического кода, придающее сообщениям вторичные смыслы. У каждого адресата получаемого идеологического сообщения имеются некоторые культурные рамки, «ножницы восприятия», которые оформляют определенным образом его знания, в конечном итоге определяя его психологические установки, систему ценностей, вкусы, этические, религиозные убеждения и т.д.

Культурологический подход (А. Грамши) обосновывает взгляд на идеологию как особое пространство в рамках которого «организуются» людские массы, люди осознают свои собственные позиции, борются и т.д.

В отличие от классического марксизма Грамши полагал, что государство опирается не столько на организованное насилие в интересах правящего класса, сколько на согласие или гегемонию. Гегемония – динамичный, непрерывный процесс, она предполагает не просто согласие, но благожелательное согласие, при котором сами граждане желают того, что требуется господствующему классу. В установлении гегемонии важное место занимают масс-медиа, организующие идеологическое принуждение в целях достижения «молчаливого согласия» и субординации людей в государственном устройстве.

В своей основе гегемония базируется на культурно-ценностном ядре общества, которое включает в себя совокупность представлений о мире и человеке, о добре и зле, множество символов и образов, традиций, знаний и опыта многих веков. Непременным условием социальной революции является разрушение ценностей, составляющих культурное ядро и напротив сохранение стабильного развития государства зависит от сохранения ценностной сердцевины гегемонии.

Из представленных позиций можно сделать вывод, что идеология, являясь частью теоретического уровня массового сознания, представляет собой совокупность идей, мифов, теорий, философских концепций, политических лозунгов, партийных программ и взглядов, отражающих социальную действительность с позиций определенных политических интересов и включает в себя концепции, выражающие суть общественного бытия, его ценностные идеалы и ориентиры. Идеология исходит из определенным образом познанной или «сконструированной» реальности, ориентирована на человеческие и групповые практические интересы и имеет целью управление людьми путем воздействия на их сознание.

Рассматривая структурно-содержательное наполнениеидеологии, следует выделить в ней следующие компоненты: ценности, присущие социальной общности; нормы сознания, жизни и поведения; конкретные образцы поведения.

Ядром любой идеологии является идеологемаспособ репрезентации идеологической конструкции, c помощью которой социальная реальность. Идеологема связана с эмоциями и не обладает строго определенным значением, а трансформируется в зависимости от характера политической практики. Расплывчатость значений позволяет придавать им самые разные оттенки смысла иногда прямо противоположные. Примерами таких идеологем являются, например, «империя зла», «терроризм», «тоталитаризм» – негативно репрезентированные идеологемы; «толерантность», «государство всеобщего благосостояния» – позитивно окрашенные идеологемы.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: